Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях 0.00 из 5.00 0 оценок




Гипотезы, задачи, объект исследования

Изучив литературу по данному вопросу, я не нашла ответы на несколько вопросов, из чего сформировала гипотезу: дети из полных и неполных семей воспитываются по-разному, от чего возникает и разное отношение мальчиков и девочек к родителям. Я рассматривала наиболее яркий пример неполной семьи – ребенок и мать-одиночка. Такая мать не может полностью восполнить отсутствие отца, в силу чего возможны некоторые недостатки в воспитании. Например, может наблюдаться гиперопека со стороны матери или гиперкомпенсация, воспитание в мальчике феминных качеств, а в девочке – маскулинных.

Задачи:

1) с помощью метода анализируемой документации выявить группы испытуемых: из полной и из неполной семьи;

2) изучить отношение детей к родителям с помощью методик «Круги», «Рисунок семьи», «Семья животных».

Исследование проводилось в 1 классе «А» СОШ № 1007 г. Москвы.

Объект исследования – 11 детей, 6-7 лет.

- из полной семьи (мама-папа) – 9 человек

- из неполной семьи (мама) – 2 человек

На основании изученной документации (классного журнала) и из беседы с учителем было выделено 4 группы детей:

1) мальчики из полной семьи – 4

2) мальчики из неполной семьи – 1

3) девочки из полной семьи – 5

4) девочки из неполной семьи – 1

Со слов учителя дети из неполных семей:

 Бабаева Ирина – воспитывается одной матерью, которая состоит в разводе с отцом более 2-х лет. Мать много работает и мало времени проводит с ребенком, отношения с бывшим супругом отрицательные.

Ефременко Евгений – живет с матерью, родным братом и сестрой, родители – в разводе. Отец принимает участие в воспитании, однако вызывает у мальчика отрицательные эмоции.

 

Методики исследования, анализ результатов

 

В качестве методик были выбраны «Круги», «Рисунок семьи» и «Семья животных».

 

Методика «Круги»

Данная методика предлагает выявить у ребенка отношение к себе (самооценку) и взаимоотношения с родителями и с мальчиками и девочками своего класса.

Оборудование: лист А4, на котором изображены 5 рядов по 8 кругов в каждом, ручка.

1 ряд – самооценка,

2 ряд – мама,

3 ряд – папа,

4 ряд – мальчики,

5 ряд – девочки.

Инструкция: где здесь ты? В каком кружочке находишься ты?

При обработке результатов подсчитывалось среднее арифметическое по данным показателям у мальчиков и девочек относительно каждого ряда.

Средний ранг высчитывался по формуле

Таблица 1

 

Результаты методики «Круги»

 

Девочки

(5 человек)

Мальчики

(4 человек)

Дети (2 чел.) из

неполных семей

положит. отношение (кол-во испытуем.) отрицат. отношение (кол-во испытуем.) положит. отношение (кол-во испытуем.) отрицат. отношение (кол-во испытуем.)   положит. отношение     отрицат. отношение  
Самооценка 3 2 2 2 Д М[2]
Отношения с мамой 3 2 2 2 МД  
Отношения с папой 3 2 3 1 Д М
Отношения с мальчиками 3 2 4 - МД  
Отношения с девочками 4 1 3 1 МД  
В среднем 3 чел. 2 чел. 3 чел. 1 чел.    
Средний ранг   8,6   11,1   10,25   9   13   6,5

 

В таблице 1 приведены данные, которые указывают на то, что у равного количества мальчиков и девочек взаимоотношения с окружающими положительные, у остальных детей – отрицательные. Девочка из неполной семьи показала лишь низкую самооценку, с остальными ее отношения положительные, даже с отцом. Однако мальчик из неполной семьи показал низкую самооценку, близкие отношения с девочками и отрицательные – с отцом.

 

Эти тесты предлагаются для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка [5].

Методика «Рисунок семьи»

Цель: выявить особенности семейных взаимоотношений в восприятии ребенка.

Оборудование: лист А4, цветные карандаши.

Ход работы: лист бумаги кладется перед ребенком горизонтально. Инструкция: нарисуй на этом листе всю свою семью.

При анализе обращалось внимание на:

- состав семьи (все ли члены семьи изображены, есть ли лишние);

- размер рисунка;

- расположение на листе;

- цветовая гамма;

- дополнительные детали;

- агрессивные детали.

 

Таблица 2

 

Анализ результатов «Рисунок семьи»

 

Дети из

полной семьи

(9 человек)

Дети из

неполной семьи

(2 человека)

девочки (5) мальчики (4) девочка мальчик
Общее впечатление

положительное

отриц.

Расположение:      В центре   3   2   +  
Сверху - 1   +
Снизу 2 1    
Реальный состав семьи 5 4

оба нарис. папу

Размер персонажей: Больше папа   2   1     +
Больше мама - -    
Больше сам ребенок - 2    
Мелко сам ребенок 1 -    
Все наравне 2 1 +  
Очередность:   Мама   4   1   +  
Папа - 2    
Сам ребенок - -   +
Другие 1 1    
Расположение относительно друг друга: Держатся за руки     -     -    
Ребенок между родителями   -   2    
Плотное расположение 4 1    
Каждый сам по себе - 2 + +
Ребенок отдельно ото всех 1 -    
Детализированность: Одинаково   5   4    
 У кого-либо больше - - + +
Детали головы: Неаккуратная прическа   -   1    
Увеличенные глаза - 1   +
Суженные зрачки - -    
«пустые» глаза - 1 +  
Открытый рот - -    
Стирание - 1   +
Цвет: Яркий и многоцветный   4   -     +
Единая цветовая гамма 1 4 +  
Аккуратность выполнения: Тщательно и аккуратно   4   -   +  
Аккуратно часть персонажей   1   1    
Небрежно - 3   +

 

Данная методика может показать лишь косвенное отношение родителей к ребенку.

Общее впечатление говорит о том, что, если отношения в семье благополучные, то рисунок производит благоприятное впечатление.

В рисунках детей из полных семей можно отметить благоприятное общее впечатление, отражение в рисунке полного реального состава семьи (в том числе домашние животные (6 из 9)), расположение в центре (5) у большинства детей говорит о благоприятной атмосфере в семье.

В большинстве рисунков (7) мама и папа больше и выше детей – это норма, очередность позволяет сделать выводы о том, кто из семьи для ребенка имеет доминирующее значение, в большинстве случаев это мама (5), однако ни один из детей из полной семьи не изобразил себя на первом месте.

Расположение членов семьи в рисунке – это эмоциональные контакты, близость, чем дальше друг от друга, тем слабее эмоциональные связи. К счастью, у большинства (5) расположение плотное, что говорит о тесных семейных отношениях. Лишь один мальчик нарисовал себя между родителями – психологическая защищенность.

Одинаковое количество деталей говорит об идентификации ребенка с другими членами семьи. 9 человек из 9 показали это. Дети идентифицируют себя с обоими родителями.

Практически все рисовали без стираний – однозначное отношение ко всем членам семьи.

Цветовая гамма рисунка отражает эмоциональную окраску складывающихся в семье отношений. Большая часть (5 из 9) разукрасили ярко и разноцветно всех – дружная, сплоченная семья, меньшая часть (4) изобразила всех в 1-2-х цветной гамме – ограниченность эмоциональных отношений.

Тщательность и аккуратность выполнения (4) – любовное, заботливое отношение ребенка к членам семьи. Аккуратность части персонажей (2) – признак особого расположения именно к этим членам семьи. Небрежность (3) свидетельствует о неблагополучии в данной семье.

 Таким образом, взаимоотношения в полной семье в основном благополучные, тесные, дети имеют более тесную эмоциональную связь с матерью, что нормально для данного возраста, и не отрицают главенствующего положения отца. Дети идентифицируют себя с другими членами семьи, имеют любовные, заботливые отношения.

В рисунках детей из неполных семей отмечается скорее отрицательное общее впечатление. Мальчик нарисовал всех членов семьи сверху, при этом себя изобразил на первом месте и выделил себя деталями – это говорит о его компенсаторно завышенной самооценке. Также он нарисовал больших папу и брата – именно эти члены семьи имеют доминирующее положение, сестру с мамой он нарисовал вообще последними (особенно, маму). Хотя надо отметить, что все изображенные расположены плотно – мальчик хочет иметь тесные контакты со всеми членами семьи. Много стираний и исправлений – напряженная семейная обстановка. Цветовая гамма показала, что самые близкие отношения у мальчика с сестрой (красный цвет), брат чрезмерно опекает его (коричневый). Себя и папу мальчик разукрасил черным цветом. Т.е. к папе – антипатия, неприятие, возможно, страх, к себе – внутренний разлад, кризис, нелюбовь, однако зеленые полосы свидетельствуют о том, что мальчик хочет проявить свое «я», быть на ровне со взрослыми, т.е. избавиться от опеки брата и обрести внутреннее спокойствие.

Девочка нарисовала родителей крупнее себя, папу в коричневом цвете – гиперопека, маму – оранжевого, ближе к коричневому, суженные зрачки – постоянный гнев. Себя девочка изобразила в желтом платье – эмоциональная подвижность, неустойчивость, импульсивность. Родители отделены от девочки стеной – отражение своей отчужденности, изолированности в семье.

 

 



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава II Экспериментальное исследование отношения мальчиков и девочек к родителям в полных и неполных семьях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)