Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ



2020-03-19 187 Обсуждений (0)
АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

. АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО АККРЕДИТАЦИИ

2.1 IAF - International Accreditation Forum - Международный форум по аккредитации

ILAC - International Laboratory Accreditation Cooperation - Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий

EA - European Co-Operation for Accreditation - Европейское сотрудничество по аккредитации

APLAC - Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation - Сотрудничество по аккредитации лабораторий Азиатско-Тихоокеанского региона

3. РОССИЙСКИЙ ОРГАН ПО АККРЕДИТАЦИИ

Деятельность Российского органа по аккредитации

3.2 Правила деятельности в сфере аккредитации

    Совет по аккредитации Российского органа по аккредитации

    Аккредитованный орган по оценке соответствия

    Организация работ по аккредитации

    Формирования единой национальной системы аккредитации в РФ

    Структура единой национальной системы аккредитации

4. АККРЕДИТАЦИЯ ОРГАНОВ ПО СЕРТИФИКАЦИИ

Критерии на аккредитацию органов по сертификации продукции и услуг

4.2 Заявка на аккредитацию

Порядок (процедура) аккредитации

4.4 Аттестация заявителя

4.5 Инспекционный контроль за органом по сертификации

5. АККРЕДИТАЦИЯ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ ЛАБОРАТОРИЙ

Критерии аккредитации

Заявка на аккредитацию

5.3 Порядок (процедура) аккредитации

5.4 Аттестация испытательной лаборатории

5.5 Проверка лаборатории на качество проведения испытаний

5.6 Повторная аккредитация

6. АККРЕДИТАЦИЯ МЕТРОЛОГИЧЕСКИХ СЛУЖБ

6.1 Порядок проведения аккредитации метрологических служб

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Согласно Федеральному Закону «О техническом регулировании»:

Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

- подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

-  обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

-  создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

· добровольности;

·   открытости и доступности правил аккредитации;

·   компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

·   недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

·   обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

·   недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

·   недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

Порядок и критерии аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, определяются Правительством Российской Федерации на основании национальных стандартов, принятых с учетом международных норм. Правительство Российской Федерации определяет органы по аккредитации [1].

Система аккредитации - система, обладающая собственными правилами процедуры и управления для осуществления аккредитации объектов.

Аккредитующий орган - орган, который управляет системой аккредитации и проводит аккредитацию организаций, являющихся объектами аккредитации в управляемой им системе аккредитации (в том числе испытательных лабораторий).

Аккредитованная испытательная лаборатория - испытательная лаборатория, прошедшая аккредитацию.

Критерии аккредитации (испытательных лабораторий) - требования, используемые аккредитующим органом, которым должна отвечать испытательная лаборатория, чтобы быть аккредитованной.

Аттестация (испытательной лаборатории) - проверка испытательной лаборатории с целью определения ее соответствия установленным требованиям (критериям аккредитации).

Эксперт по аккредитации испытательных лабораторий - лицо, осуществляющее все или отдельные функции, относящиеся к аккредитации испытательных лабораторий, и обладающее компетентностью в выполнении этих функций, признанной аккредитующим органом [2].

Аттестат аккредитации - официальный документ или комплект документов, подтверждающий аккредитацию в определенной области;

Апелляция - запрос органа по оценки соответствия о пересмотре неблагоприятного решения, принятого органом по аккредитации в отношении желаемого статуса аккредитации органа по оценки соответствия;

Жалоба - неудовлетворенность, выраженная лицом или организацией в адрес органа по аккредитации, имеющая отношение у деятельности этого органа или аккредитованного органа по оценке соответствия и требующая ответа;

Требования к аккредитации - совокупность определенных стандартов и/или других нормативных документов для определенной области аккредитации;

Российский орган по аккредитации, РОА - некоммерческая организация, проводящая аккредитацию и получившая соответствующие полномочия от Правительства Российской Федерации;

Область аккредитации - конкретные услуги по оценке соответствия, для которых аккредитация запрошена или уже выдана;

Орган по оценке соответствия - юридическое лицо, подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель оказывающие услуги по оценке соответствия и которые могут быть объектом аккредитации, и предоставляющие услуги оценки соответствия в следующих областях: испытания, измерения, инспекция, техническая экспертиза, а также сертификация продукции, в том числе услуг, систем качества (управления, менеджмента), персонала;

Оценка - процесс, организуемый органом по аккредитации с целью оценивать компетентность органа по оценке соответствия в соответствии с требованиями к аккредитации;

Эксперт по аккредитации - лицо, назначенное органом по аккредитации для оценки органа по оценке соответствия без посторонней помощи или в составе экспертной группы;

Член системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и участвующая в управлении (менеджменте) системы;

Участник системы аккредитации - организация, действующая согласно применяемым правилам аккредитации и не имеющая возможность участвовать в управлении (менеджменте) системы;

Технический эксперт - лицо, назначенное органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний или для экспертиз в области аккредитации, подвергаемой оценке;

Логотип органа по аккредитации - эмблема, используемая органом по аккредитации для собственной идентификации;

Знак аккредитации - символ, присваиваемый органом по аккредитации, для применения органом по оценке соответствия в целях демонстрации своего аккредитованного статуса;

Инспекционный контроль - набор видов деятельности, кроме повторной оценки, по контролю непрерывного выполнения аккредитованным органом по оценке соответствия требований по аккредитации [4].

 


АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Вследствие того, что аккредитация является особым видом оценки соответствия, и органы по аккредитации представляют собой высшую ступень в структуре участников процесса оценки соответствия, их организационно-правовая форма должна в полной мере обеспечивать выполнение всех требований, предъявляемых международными стандартами и соглашениями о взаимном признании результатов.

Различия в организационно-правовых формах, структурах, составе учредителей и участниках процедуры аккредитации органов по аккредитации определяются многообразием национальных систем аккредитации и зависят от наличия в стране одного или нескольких органов по аккредитации [1].

На сегодняшний день во взглядах российских специалистов, работающих в консалтинговых фирмах, органах по аккредитации и сертификации, на проблему реформирования систем стандартизации, аккредитации и оценки соответствия нет единства. Особенно много споров вызывает состояние российской системы аккредитации, оценка ее жизнеспособности. Ведь не секрет, что зарубежные органы по аккредитации не спешат подписывать соглашения о взаимном признании результатов испытаний и аккредитации с российскими органами по аккредитации. Многие специалисты считают, что построить в России эффективную систему аккредитации можно, лишь взяв за основу европейский опыт.

В мире распространено несколько моделей систем аккредитации. Например, во Франции и Англии созданы единые национальные органы по аккредитации, соответственно COFRAC и UKAS. В Италии действует несколько органов по аккредитации в различных, не пересекающихся областях деятельности. В Германии работу нескольких органов по аккредитации, сферы деятельности которых могут и пересекаться, контролирует Немецкий совет по аккредитации (DAR). В США деятельность в этой области организована на принципах свободной конкуренции: множество органов по аккредитации с пересекающимися областями деятельности завоевывают доверие потребителей качеством и полнотой предоставляемых услуг.

Несмотря на подобное разнообразие, основные, принципиальные требования к аккредитации органов по оценке соответствия едины для всех и сосредоточены в международных стандартах. Правила аккредитации могут различаться, но принципы едины. Это позволяет обеспечить взаимное признание результатов сертификации разными странами.

Типовая структура европейского органа по аккредитации и основные требования к ней описаны в европейском стандарте EN 45003. Этот стандарт, используемый как руководство к созданию и функционированию органа по аккредитации, должен облегчить взаимное признание результатов аккредитации. Требования, изложенные в стандарте, носят рамочный характер, оставляя широкое поле для проявления индивидуальных особенностей.

Существенным моментом формирования органа по аккредитации являются связи и взаимоотношения с другими органами по аккредитации, включая обмен опытом, взаимные консультации, встречи, семинары и тому подобное. Эти связи должны устанавливаться как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Только таким образом можно добиться того, чтобы орган по аккредитации работал по современным стандартам и руководствам, обеспечивая выполнение задачи гармонизации отношений в области аккредитации на международном уровне.

Аккредитация в России зародилась в начале 90-х годов почти одновременно с формированием механизма сертификации. Понятия аккредитация и сертификация похожи, но уровень требований при аккредитации значительно шире и жестче. И это понятно, ведь идет оценка предполагаемых оценщиков, а с них особый спрос. Требования к аккредитуемым организациям регламентируются EN 45011 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию продукции", EN 45012 "Общие требования к органам по сертификации, проводящим сертификацию систем качества", EN 45013 "Общие требования к органу по сертификации персонала", ИСO 17025/EN 45001 "Общие требования к компетентности испытательных и поверочных лабораторий", ИСО 17020/EN 45004 "Общие критерии работы различных видов контролирующих органов", ИСО/МЭК 62, ИСО/МЭК 65, ИСО/МЭК 66, а также документами EA, IAF, ILAC и внутренними документами органа аккредитации, которые, как правило, разъясняют процедуры применения перечисленных документов. На основе всей совокупности указанных документов и проводится оценка претендентов в процессе аккредитации.

В России первым шагом в законодательном обеспечении аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и ответственных лиц в области поверки и калибровки средств измерений явилось принятие в 1992-1993 гг. законов Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О сертификации продукции и услуг", "Об обеспечении единства измерений". Этими законами была определена необходимость аккредитации органов по сертификации (ОС) и испытательных лабораторий (ИЛ) и установлены правовые положения в этой области.

Анализ практики проведения работ по аккредитации выявил ряд недостатков существующей системы:

применение разных критериев и процедур при проведении аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти;

ведомственная разобщенность при проведении работ по аккредитации;

пересечение областей деятельности при проведении работ по аккредитации различными федеральными органами исполнительной власти и отсутствие механизма координации их деятельности;

совмещение механизмов аккредитации и уполномочивания для работы в системах сертификации.

К тому же введение стандартов серии 51000 не решило вопрос координации деятельности по аккредитации в Российской Федерации.

Поэтому создание единых национальных систем аккредитации с единым аккредитующим органом обуславливается, в первую очередь, необходимостью их признания на региональном и международном уровне.

Для дальнейшего совершенствования деятельности по аккредитации в Российской Федерации и обеспечения ее признания со стороны европейских и международных организаций необходимо внесение изменений в действующее законодательство в этой области. Первым шагом на пути к этому является проект Федерального закона "Об аккредитации организаций в сферах деятельности по оценке соответствия продукции и услуг нормативным требованиям". Этим проектом определены общие правовые основы аккредитации, учитывающие мировую практику и отечественный опыт в области аккредитации и направленные как на содействие развитию отечественной экономики в приоритетных стратегически важных направлениях, так и на защиту интересов России на мировом рынке товаров и услуг. В частности, в проекте определены базовые понятия и цели аккредитации, организационно-правовые положения и механизм формирования и функционирования национальной системы аккредитации в Российской Федерации, вопросы контроля и надзора за деятельностью аккредитованных органов, приоритетные аспекты взаимопризнания результатов в области оценки соответствия и условия применения международных договоров в области аккредитации, права и меры ответственности сторон, участвующих в аккредитации, при осуществлении ими деятельности по аккредитации в законодательно регулируемой и нерегулируемой сферах [5].

 




2020-03-19 187 Обсуждений (0)
АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: АККРЕДИТАЦИЯ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)