Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научные принципы самообучения



2020-03-19 949 Обсуждений (0)
Научные принципы самообучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание 1

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ

Необходимо рассмотреть определения с психологической, философской и педагогической точек зрения.

· Обучение

a) процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовкичеловека к жизни и труду.

b) процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков.

c) двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности.

d) процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта.

 

В процессе О. реализуются цели образования и воспитания. Главный путь получения образования — О. в учебных заведениях различного типа, однако О. осуществляется не только в учебно-воспитательных заведениях, но и в семье, на производстве, в быту и др. сферах. Помимо специально организуемого О., проводимого в определённом режиме под руководствомпреподавателей, большое значение имеет самообучение, обычно называемое Самообразованием.

Обучение- в психологии процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта. Обучениеосновывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие изнего телесно-психические процессы. Легче и лучше всего запоминается то, что резко выделяется из всеймассы усваиваемого материала, в силу чего возникает я,сно выраженное отношение фигуры и основы. Повторение при заучивании наизусть служит уяснению частностей в фигуре ( гештальт ), понимаемой как единое целое.

Марксистско-ленинская теория О. принципиально отличается от педоцентрических буржуазных теорий, проповедующих аполитичность О., независимость от классовой структуры общества. В классовом обществеО. носит классовый характер и имеет целью формирование у членов общества определённой системыполитических, философских, правовых, нравственных, этических взглядов, воспроизводство человека как элемента социально-экономической структуры, в первую очередь как элемента производительных сил, обладающего необходимыми физическими, интеллектуальными и производственными качествами. В капиталистическом обществе существует противоречие между потребностями капиталистического производства в хорошо подготовленных кадрах и стремлением господствующих классов по идеологическим мотивам ограничить общеобразовательный уровень трудящихся. В условиях социализма такого противоречия нет. В СССР и др. социалистических странах О. способствует решению важнейших проблемкоммунистического строительства — созданию материально-технической базы коммунизма, становлениюкоммунистических общественных отношений, воспитанию нового человека, всестороннему развитию егофизических, духовных и нравственных сил.

Содержание и характер обучения определяются уровнем материального и культурного развития общества, в котором оно осуществляется. Впервобытном обществе О. не отделялось от повседневной деятельности людей, было неорганизованным. Появление и распространение письменности позволило фиксировать накопленные знания, не относящиеся кнепосредственной деятельности. Появилась необходимость в организованном О. и открытии специальныхучреждений — школ, которые должны были передавать знания, умения подрастающему поколению, подготавливая его на этой основе к деятельности, к жизни. Цели, содержание О., его организация и методы навсех этапах развития человеческого общества изменялись в зависимости от характера общественныхотношений, актуальных требований к общему образованию и профессиональной подготовке людей, отпедагогических идей о самом О.

В условиях современного научно-технического прогресса возникла необходимость в разработке содержания, форм, методов и средств О., соответствующих новым социальным требованиям, а такжевозможностям и потребностям учащихся. Выполнение этих требований нашло отражение в организации О.: а) устанавливаются тесные связи между различными формами и стадиями О. (человек должен учиться в течениевсей жизни — т. н. перманентное О.); б) всё большее значение получает общее политехническое образование, профессиональная специализация осуществляется на базе более широкого общего образования; в) всодержании О. значительно увеличен удельный вес теоретического материала, соответствующего последнимдостижениям науки; г) усиливается внимание к развивающей стороне О., совершенствованию познавательныхсил и способностей учащихся; д) расширяется использование средств массовой коммуникации — радио, телевидения, кино, периодической печати, а также различных форм самообразования.

О. — двусторонний процесс, включающий деятельность обучающего и обучаемых и характеризующийсявзаимодействием: целей О., воспитания (в процессе О.) и развития учащихся; содержания О., т. е. системызнаний, умений, навыков, которыми должны овладеть обучаемые; преподавания — деятельности педагога, которая по своей сущности представляет руководство познавательной и практической деятельностьюучащихся (основные функции преподавания — побуждение к учению, изложение содержания изучаемогоматериала, организация деятельности учащихся, контроль знаний, умений, навыков); учения, т. е. деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками (умственные и физические действия). Впроцессе О. и воспитания формируются мировоззрение, качества личности, развиваются способности. Общественно-исторический опыт человечества передаётся детям и взрослым в процессе О., однакоусваивается он по-разному — в зависимости от личного опыта, сформированных умений и навыков, отношения к учебной деятельности, особенностей личностиМетодологической основой теорииО. в советской педагогике и педагогике др. социалистических стран является марксистско-ленинская теорияпознания.

На различных этапах развития человека характер процесса учения изменяется. Возрастные измененияхарактеризуются прежде всего переходом от непроизвольных, неуправляемых форм психическойдеятельности к произвольным, управляемым. В каждом из возрастных периодов наблюдаетсясосуществование разных уровней учебной деятельности в зависимости от того, с каким по степени сложностиматериалом учащийся имеет дело. Систематическая реализация принципа — «...то обучение является хорошим, которое забегает вперёд развитию» (Выготский Л. С., Избранные психологические исследования, 1956, с. 449) — позволяет эффективно воздействовать на общее развитие учащихся.

Наряду с возрастными различиями в процессе О. обнаруживаются индивидуальные, которые нередкооказываются даже более ярко выраженными, чем возрастные. Учащиеся могут различаться своеобразиемметодов учебной работы и путей мышления, направленностью интересов, склонностями. Всестороннееразвитие личности предполагает наиболее полное раскрытие её индивидуальности. Процесс учения — особый вид деятельности индивида, детерминированный педагогическими условиями. В учебнойдеятельности в качестве основных элементов выступают различные виды познавательных действий — перцептивные, мнемические, мыслительные, практические. Психологи и педагоги по-разному подходят кпроцессу О. Одни стремятся внедрить в теорию О. основные понятия кибернетики и математической логики и, в частности, понятие алгоритма. Другие трактуют процесс О. в свете «теории умственных действий», согласнокоторой знания могут быть усвоены только в результате осуществления определённой системы действий, выполняемых вначале в материальной, затем «материализованной» форме и постепенно преобразующихся вдействия внутренние, умственные. Третьи рассматривают учение как овладение системой приёмов илиспособов умственной деятельности. Несмотря на различия этих подходов к процессу О., в них много общего:все исследователи стремятся обеспечить наиболее эффективное управление процессом О.; считаютнеобходимым наличие в той или иной форме эталона, по которому должна строиться учебная деятельность; расчленяют деятельность на отдельные элементы (отдельные действия, разные этапы в формированииприёма); признают, что более частные способы объединяются, превращаясь в обобщённые и затем становясьобщими методами рационального мышления. Всё большее значение приобретает применение элементовпрограммированного обучения (См. Программированное обучение), а также проблемного О. (основанного навыявлении и решении учащимися познавательных задач, создании проблемных ситуаций, активизирующихучебную деятельность).

Многие теории О., распространённые за рубежом, исходят из ложных представлений о взаимодействииобъекта и субъекта. Выявляются две основные группы теорий: трактующие учение как связь между стимуломи реакцией и т. н. познавательные теории. Первые сводят учение к накоплению специфических навыков и, рассматривая О. как тренировку, фактически отождествляют О. животных и человека; вторые трактуют учениекак формирование «познавательных структур», считая это специфическим для человека и подчёркиваякачественную модификацию сложных форм поведения. Некоторые современные зарубежные теории О. неучитывают, что различные способы учебной деятельности связаны не только с уровнем овладения ими, но и схарактером учебного материала, определяются теми источниками, из которых приобретаются знания. Темсамым обедняется процесс О., гипертрофируется одна его сторона и игнорируются другие.

Советские учёные считают, что характер и степень активности обучаемого могут быть различными, ноусвоение знаний всегда является результатом собственной познавательной деятельности учащихся, руководимой преподавателем. О. — основной стимулятор развития познавательных способностей учащихся. Сдвиги в развитии обучаемых создают новые возможности, предпосылки для постановки и решения болеесложных задач О. Эти положения лежат в основе дидактических принципов, определяющих требования ксодержанию и процессу О. (см. Дидактика). Цели и задачи О. изменяются исторически и варьируются взависимости от общественного строя, а также от функций конкретных учебных заведений. В «Основахзаконодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», принятых Верховным СоветомСССР в 1973, сформулированы главные задачи всех типов учебных заведений.

Содержание О. определяется в соответствии с его целями — с учётом социальных условий, состояниянауки, техники, искусства, особенностей познавательной деятельности, психических процессов, обусловленных возрастом и подготовкой обучаемых. В содержание О. в профессионально-техническихучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, кроме общеобразовательных знаний, входятспециальные знания, умения и навыки, необходимые работникам определённой профессии и специальности. Содержание О. отражено в учебных планах и программах, в учебниках и др. пособиях.

Для достижения целей О. используются различные методы, средства, организационные системы иформы. Обычно методы О. характеризуются по видам деятельности учителя и учащихся: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядныхпособий; наблюдения, упражнения и т.д. В основе их классификации у одних авторов — источник получения знания, методы подразделяются на три группы: словесные, наглядные, практические. Другие — группируютметоды в соответствии с дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т.п. Значительное влияние на разработку методов О. оказывает широкое применение в учебном процессе технических средств (кино, телевидение, радио, «обучающие» устройства, ЭВМ и др.).

 

· НАУЧЕНИЕ

— процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательнымимотивами, или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).

Как всякое приобретение опыта, научение включает в себя протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление.

 

Научение (автор - Э.Л. Торндайк - ) - приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологическихпроцессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций. Виды:
- привыкание,
- импринтинг - ,
- запечатление - ,
- образование рефлексов - ,
- формирование сложных поведенческих реакций,
- социальное научение и др.

 

 

У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленноеучение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).

Способностью к научению обладают в основном виды, далеко продвинувшиеся в эволюционном развитии. Если поведение инстинктивное эффективно в обычной для животного среде и обычных обстоятельствах, тосправляться с новыми ситуациями и непривычной обстановкой, формировать новые поведенческие актымогут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.

Начатки возможности научения обнаруживаются уже у дождевых червей. В средней степени оно проявляетсяу рыб, амфибий, рептилий. Эта способность развивается по мере продвижения по эволюционной лестнице, иу самых продвинутых форм (шимпанзе и человека) почти нет таких форм поведения, что позволяли бы смомента рождения без тренировки адекватно приспосабливаться к среде. У человека формы поведения, коимон не должен обучаться, — это врожденные рефлексы, дающие возможность выжить после появления насвет: рефлекс сосательный, глотательный, чихательный, мигательный и пр.

У человека роль и значение научения меняются в ходе онтогенеза. В возрасте дошкольном научение — основной способ приобретения опыта, затем оно отодвигается на второй план, уступая место учению — учебной деятельности, хотя и не теряет значения полностью. Важнейший фактор научения — местоусваиваемого материала в соответственной деятельности. Человек лучше научается материалу, которыйзанимает место цели деятельности.

Согласно одним теориям, существует единый механизм обучения (у человека и животных, у научения иучения); другие теории рассматривают эти механизмы как различные. В зарубежной психологии к первойгруппе относятся теории бихевиоризма, где научение трактуется как не связанный с психикой и познаниемпроцесс случайного, слепого ассоциирования стимулов и реакций на основе готовности, упражнения, подкрепления или смежности во времени. Подобные теории противоречат позднее установленным фактам, говорящим о возможности научения без подкрепления, без упражнений и пр. К этой же группе нужно отнеститеории, где научение рассматривается как процесс изменения отражения психического условий деятельностии поведения по принципу пассивного установления новых связей , реструктурирования исходноцелостного опыта в виде образцов или планов .Сюда же в большой мере относятся теория Ж. Пиаже и теории некоих представителей подходаинформационного и психологии когнитивной.

Ко второй группе относятся теории отечественных психологов и ряда зарубежных авторов. У человеканаучение и учение рассматриваются ими как процесс познавательный усвоения социального опытапрактической и теоретической деятельности. У животных научение трактуется как процесс измененияврожденного видового опыта и приспособления его к конкретным условиям.

 

· Учение

 

a) Учение -деятельность индивида по усвоению учебной информации (объекта изучения, содержания учебной дисциплины). «Деятельность субъекта всегда отвечает какой-то его потребности, направлена на предмет, способный удовлетворить эту потребность.

(Устинов И.Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы. – 2010)

b) Учение — действия того, кто осуществляет обучение; удовлетворение учащимися своих познавательных потребностей в процессе обучения; целенаправленная, мотивированная, саморегулируемая, преобразующая деятельность по овладению, переработке…

(Словарь терминов по общей и социальной педагогике)

c) Учение - некоторая система взглядов, воззрений какого-либо ученого или мыслителя, индивидуальное отношение к которой - вопрос логического согласия или веры; доктрина, принцип или совокупность принципов…

(Глоссарий философских терминов. – 2006)

d) Учение — совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности (например, учение о познании (теория познания), учение о методе, учение о порядке, учение эволюционное и др.); система воззрений ученого, мыслителя.

(Начала современного естествознания. – 2006)

В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача зна­ний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Учение должно быть развивающим. Сообщая учащим­ся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выра­жать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хоро­шо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направ­ленность, волевые черты характера, способность и т. д.

 

· Учебная деятельность

 

a) один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач.

b) ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходитконтролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций - и теоретических понятий.

c) специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии

d) целенаправленный процесс, посредством которого учащийся осваивает новые знания и умения, обогащает понимание жизни и свои творческие способности

 

Систематическое осуществление У. д. способствует интенсивному развитию у её субъектовтеоретич. сознания и мышления, осн. компонентами к-рого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.

У. д. нельзя отождествлять с теми процессами учения и усвоения, к-рые включены в любые другие видыдеятельности (игровую, трудовую и др.). Усвоение является существенной характеристикой У. д., но, тем неменее, это разл. явления. Согласно С. Л. Рубинштейну, «существуют два вида деятельности, в результате к-рых человек овладевает новыми знаниями и умениями. Один из них специально направлен на овладениеэтими знаниями и умениями как на свою прямую цель. Другой приводит к овладению этими знаниями иумениями, осуществляя иные цели. Учение в последнем случае - не самостоятельная деятельность, апроцесс, осуществляющийся как компонент.н. результат деятельности, в к-рую он включён» («Основы общей психологии», M., 19893, т. 2, с. 76). Т. е, усвоение — это процесс, осуществляющийся в любой деятельности. У. д. - особая деятельность учащегося, к-рая сознательно направлена на усвоение знаний.

У. д. выполняет двоякую социальную функцию. Будучи формой активности индивида, она является условиеми средством его психич. развития, обеспечивая ему усвоение теоретич. знаний и тем самым развитие у негоспепифич. способностей, к-рые в этих знаниях кристаллизованы. Как форма социально нормируемогосотрудничества ребёнка со взрослым У. д. является одним из основных средств включения подрастающихпоколений в систему общественных отношений.

Как и игра, У.д. -производный, исторически выделившийся из труда вид деятельности. Её выделение обусловленопоявлением теоретич. знания, содержание к-рого лишь частично проявляется в отд. практич. действиях и к-рое, следовательно, не может быть полноценно усвоено в процессе овладения этими действиями. Развитиечеловеческого знания (от эмпирич. уровня к теоретическому). вызывает развитие, перестройку У. д. Конкретные особенности этого процесса определяются социально-экон. условиями жизни общества, его потребностями в передаче подрастающим поколениям знаний теоретич. уровня.

В кон. 50-х гг. Д. Б. Эльконин выдвинул общую гипотезу о строении У. д., о её значении в психич. развитииребёнка. Особенность У. д. состоит в том, что её результатом является изменение самого учащегося, асодержание У. д. заключается в овладении обобщёнными способами действий в сфере науч. понятий. Дальнейшее развитие эта теория получила в результате многолетних экспе-рим. исследований, выполненныхпод руководством Эльконина и В. В. Давыдова. В этих исследованиях было доказано, что возможности мл. школьников в усвоении науч.-теоретич. знаний недооценивались, что им вполне доступны такие знания. Поэтому осн. содержанием обучения должны стать научные, а не эмпирич. знания; обучение должно бытьнаправлено на формирование у учащихся теоретич. мышления.

В структуре У. д. выделяются потребность, задача, мотивы, действия и операции. Потребностью У. д. является стремление учащихся к усвоению теоретич. знаний той или иной предметной области. Спецификауч. задачи состоит в том, что при её решении учащиеся посредством уч. действий открывают.н. овладеваютобщим способом (принципом). решения целого класса однородных частных задач. Поставить передучащимися уч. задачу - значит. ввести их в проблемную ситуацию, требующую ориентации на содержательнообщий способ её решения во всех возможных частных и конкретных условиях. В мотивах уч. действийконкретизируется потребность У. д., когда стремление учащихся к усвоению теоретических знаний направленона овладение определённым общим способом решения некоторого класса частных задач по той или инойучебной дисциплине.

В состав уч. действий входят: принятие учащимися или самостоят. постановка ими уч. задачи; преобразование условий уч. задачи с целью обнаружения нек-рого общего отношения изучаемого предмета; моделирование выделенного отношения; преобразование модели этого отношения для изучения его свойств«в чистом виде»; построение системы частных задач, решаемых общим способом; контроль за выполнениемпредыдущих действий; оценка усвоения общего способа как результата решения уч. задачи. Уч. операции, входящие в состав действия, соответствуют конкретным условиям решения отд. предметных задач.

Исходная форма У. д. - её коллективно-распределённое осуществление учащимися под общим руководствомучителя. Совместное решение уч. задач, проводимое в форме диалогов и дискуссий, предполагаетсопоставление и кри-тич. оценку различных, но изначально равноправных подходов к задачам. Каждыйучастник дискуссии в процессе интенсивного межличностного общения имеет возможность преодолетьодносторонность своего подхода, ограниченность своего понимания ситуации и вместе с тем выступитьсоавтором поиска и формулирования решения. Совместное решение уч. задач учащимися с привлечением кэтому процессу учителя является одной из форм обнаружения ими зоны своего ближайшего развития, чтопробуждает у учащихся «ряд внутренних процессов развития» (Л. С. Выготский).

Развёртывание содержания теоретич. знаний в процессе осуществления У. д. происходит согласно способувосхождения мысли учащихся от абстрактного к конкретному. В соответствии с этим разрабатываются- уч.-методич. пособия, работа с которыми должна удовлетворять след. основным требованиям.

Усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с болеечастными и конкретными знаниями; последние выводятся учащимися из общего и абстрактного как из единойосновы.

Знания, составляющие данный уч. предмет или его осн. разделы, усваиваются учащимися в процессе анализаусловий их происхождения. При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должныуметь прежде всего обнаруживать в уч. материале генетически исходное, существенное, всеобщееотношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний. Эту связь учащиесявоспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать её свойства «в чистом виде». Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходную, всеобщую связьизучаемого объекта в системе частных знаний о нём, удерживаемых вместе с тем в таком единстве, котороеобеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно.

Т. о., усвоение теоретич. знаний в форме У. д. происходит при движении мысли учащихся по принципу «отобщего - к частному», в то время как усвоение эмпирических знаний при иллюстративно-объяснительномметоде обучения происходит при движении мысли «от частного - к общему». Но общее в этих случаяхистолковывается по-разному. В первом случае оно является генетически исходным, существеннымотношением изучаемого материала (содержательно общее). Во втором случае оно является одинаковым, сходным, повторяющимся признаком нек-рой группы предметов (формально общее).

Формирование и развитие У. д. проходит неск. этапов, каждому из к-рых соответствуют определённые ступениобразования. При переходе с этапа на этап видоизменяются её осн. характеристики (конкретное содержание, формы организации взаимодействия между её участниками, особенности их общения, характер психол. новообразований).

На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают.н. формируются осн. компонентыструктуры У. д. (у дошкольников имеются только их предпосылки). В мл. школьном возрасте У. д. являетсяглавной и ведущей среди др. видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьникамиУ. д. способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данноговозраста.

Уже в 1-м классе в содержание У. д. необходимо вводить элементарные теоретич. знания - понятия числа ислова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также понятие композиции, важное дляпоследующего овладения детьми основами изобразит, искусства. Усвоение этих и других понятий в процессеколлективного решения уч. задач способствует вхождению детей в систему уч. действий, позволяет имосваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативность в приглашении к уч. диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего нач. образования в условиях полноценной и развёрнутойУ. д. она остаётся коллективно распределённой, но при этом у большинства мл. школьников складываютсяумения по собственной инициативе ставить разл. содержательные вопросы сверстникам и учителям, уменияне только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей появляютсяустойчивые и обобщённые уч.-познавательные мотивы (осн. показателем этого является ориентация детей нена результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самойпотребности в У. д. К концу нач. обучения у детей появляется способность сознательно контролировать своиуч. действия и критически оценивать их результаты.

На втором этапе формирования У. д. (6—9-е классы). усложняется её содержание - предметом усвоениястановятся целостные системы теоретич. понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретич. мышления, достигнутого подростками ещё вмл. классах, способствует усвоению ими сложного материала. В выполнении У. д. происходят значит. изменения. В 5—7-х классах учащиеся ещё коллективно решают уч. задачи и вместе с тем осваивают разл. знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти моделисамостоятельно, для индивидуального решения задач. В 8—9-х классах учащиеся постепенно приступают ксамостоят. постановке уч. задач и к самостоят. оценке их решения. Каждый ученик становитсяиндивидуальным субъектом учения. Его У. д. приобретает форму внутреннего диалога с авторами уч. материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник можетвнести коррективы в предложенное понимание уч. задачи и в способы её решения.

В процессе интериоризации У. д. у подростков при усвоении ими теоретич. материала отрабатываются ишлифуются все уч. действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие всамоконтроль и самооценку). и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительныедействия, среди к-рых особую роль приобретает рефлексия. Т. о., в подростковом возрасте продолжаетсяпроцесс развития теоретич. мышления, начало к-рому было положено в нач. классах. В этом возрасте У. д. теряет свой ведущий характер; гл. роль в психич. развитии подростков приобретает общественно значимаядеятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая и вместе с ними У. д.). Но в сфереумственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно У. д.

В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится У. д., но с проф. уклоном, позволяющимстаршеклассникам осуществлять проф. ориентацию и намечать свой жизненный путь. В студенческие годы У. д. приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа уч.-познавательнойдеятельностью.

При любом способе обучения у нек-рых учащихся может стихийно сформироваться целенаправленная У. д. Однако наивысших уровня развития она достигает при планомерном формировании, построенном на принципах теории У. д.

 

 

· Самообучение

a) направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.

b) обратная, внутренняя сторона обучения, сущность которой состоит в том, чтобы педагогические приемы, методы, способы учебной работы перевести во внутренний план личности, создать условия успешного овладения ими, превращения совокупности умений и навыков в надежные способы самостоятельного добывания знаний в течение всей жизни.

c) процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств.

 

 

Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объёмизучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.

Научные принципы самообучения

Самообучение имеет важное значение в процессе адаптации человека к внешней среде. По скоростисамообучения можно судить о когнитивной (познавательной) способности человека производить знания. Сцелью более полного использования способности к самообучения людей в организации (креативныеспособности), применяют принципы бережливого производства. Для интенсификации процесса обучения иразвития креативных способностей у учащихся применяют проблемное обучение, в котором самообучениеимеет ключевое значение. Для развития способности к самообучению у человека используют методы дородового обучения.

 

· САМООРГАНИЗАЦИЯ

a) – способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивахповедения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С

b) это согласование, упорядочивание, создание индивидуально-оптимальной личностной и психической системы; показатель личностной зрелости.

c) — процессы спонтанного упорядочивания, возникновения пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, протекающие в открытых нелинейных системах.

d) процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы.

 

 

Процессы самоорганизации могут иметь место только всистемах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи междукоторыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т. д. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, новместе с тем естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы сокружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

Различают 3 типа процессов самоорганизации. Первый — самозарождение организации, т. е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостнойсистемы со своими специфическими закономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов изодноклеточных). Второй тип — процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровеньорганизации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования (здесь исследуются гл. о. гомеостатические механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицательной обратнойсвязи). Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать ииспользовать прошлый опыт.

Специальное исследование проблем самоорганизации впервые было начато в кибернетике. Термин“самоорганизующаяся Система” ввел английский кибернетик У. Р. Эшби (1947). Широкое изучение самоорганизации началось в кон. 50-х гг. в целях создания вычислительных машин, способных моделироватьразличные стороны интеллектуальной деятельности человека. С 70->х гг. к изучению самоорганизациишироко привлекается аппарат термодинамики открытых систем. Поведение таких систем в условиях, далекихот равновесия, представляет собой необратимый процесс — последовательный переход от одногонеравновесного стационарного состояния. К другому, происходящий с понижением энтропии, т. е. сповышением организованности системы. В современных исследованиях по самоорганизации изучаетсяпроблема соотношения хаоса (беспорядка) и космоса (порядка), впервые поставленная еще в античнойфилософии.

 

С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела целеустремленность, осознанность, контролируемость.

 

Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности, личностный рост и развитие.

Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,– все это признак отсутствия или слабой С. личности.

 

· ОБУЧЕНИЕ

a) это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.

b) целенаправленный процесс и достигнутый результат воспитания и обучения в интересахчеловека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

 

Уровень общего испециального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники икультуры, а также общественными отношениями.

Также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельнос



2020-03-19 949 Обсуждений (0)
Научные принципы самообучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научные принципы самообучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (949)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)