МЕТОДИКА И ТЕХНИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Каждая наука имеет свои методы изучения и познания реального мира. В наиболее общем виде социологические исследования – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получать достоверные знания об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в практике социального управления. В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на: 1) теоретические (глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов); 2) эмпирические (сбор и накопление фактического материала в указанной области, его обработка). В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на: 1) фундаментальные (получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки); 2) прикладные (связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных проблем). В зависимости от требуемой глубины изучения объекта социологические исследования делят на три вида: 1) разведывательное (решает ограниченные задачи типа «ЧТО происходит?», охватывает небольшие совокупности, основано на упрощенной программе)[1]; 2) описательное (предполагает получение эмпирических сведений, дающих относительно целое представление об изучаемом явлении, его структурных элементах, о том, «КАК что-то происходит/функционирует?»)[2]; 3) аналитическое (не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин того, «ПОЧЕМУ так происходит/функционирует?»)[3]. В зависимости от того, изучается ли исследуемый предмет в статике или динамике,социологические исследования делят на: 1) точечное (разовое, т.е. фиксация объекта и предмета в момент его изучения); 2) повторное (через определенные промежутки времени с целью выявления динамики изучаемого объекта и предмета). В зависимости от изучаемой проблемы социологические исследования подразделяются на: 1) социальные (исследования проблем различных социальных общностей и социальных институтов); 2) маркетинговые (изучение групп потребителей, спроса на отдельные категории товаров или виды услуг, продвижение товара и т.д.). Выбор вида СИ вытекает как из сущности и особенностей этого явления, так и из тех целей и задач, которые ставятся в ходе его анализа. Социологические исследования включают четыре взаимосвязанных этапа: 1) подготовка исследования (постановка проблемы, анализ накопленной теории, разработка программы исследования, расчёт выборки, определение методов сбора и анализа данных, разработка инструментария, составление плана исследования); 2) сбор первичной социологической информации; 3) подготовка собранной информации к обработке и её обработка (кодирование собранных данных, формирование баз данных, построение таблиц); 4) анализ полученной информации (построение индексов, шкал, рангов, анализ связей, интерпретация). Программа социологического исследования – документ, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Включает: 1) методологический раздел (формулировка и обоснование проблемы, цели, объекта и предмета, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования); 2) методико-процедурный раздел (определение обследуемой совокупности, характеристика методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария). Проблема социологического исследования – реальное противоречие между социальными группами, появляющееся в процессе деятельности, между постановкой и возможностью реализации цели[4]: 1) гносеологическая сторона (то, что необходимо узнать для решения проблемы); 2) предметная сторона (отражение социальной дезорганизации, противоречие или конфликт интересов социальных групп, общностей, социальных институтов). Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя - ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Объект исследования – носитель той или иной социальной проблемы, на который направлен социологический процесс. Предмет исследования – те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению[5]. Цель социологического исследования – общая направленность исследования. Задачи – детализация и уточнение поставленной цели, направленные на решение проблемы. Анализ основных понятий исследования заключается в логическом структурировании основных понятий, которые относятся к предмету исследования, всестороннем объяснении их содержания и структуры, соотношении элементов и свойств изучаемого предмета. Логический анализ включает в себя три довольно сложные процедуры: 1) теоретическая интерпретация (уточнение понятия, фиксация его места и связи с другими понятиями); 2) эмпирическая интерпретация (выделение групп признаков ранее выделенных теоретических понятий); 3) операционализация (выявление совокупности признаков, на которые раскладывается основное понятие). Гипотеза – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть. Выдвижение гипотез предопределяет внутреннюю логику всего процесса исследования. Методы социологического исследования: 1) социологический опрос (в форме анкетирования или различных видов интервьюирования); 2) наблюдение; 3) эксперимент; 4) анализ документальных источников и контент-анализ. Основным инструментом социологического исследования являются вопросы. По содержанию вопросы бывают: 1) прожективные (выявление мнения, ожиданий, мотивов поведения, планов на будущее); 2) вопросы о фактахтого, что уже свершилось; 3) вопросы о личности (пол, возраст, образование, семейное положение и др.). Типы вопросов по форме: 1) открытые вопросы (свободная формулировка ответа); 2) закрытые вопросы (выбор вариантов ответов); 3) полузакрытые вопросы (имеется альтернатива типа «другое»); 4) шкальные вопросы (определение степени чего-либо); 5) табличные вопросы (заполнение таблицы) и другие. Типы вопросов по функциям: 1) вопросы-фильтры (позволяют выделить часть респондентов по определённому признаку); 2) контрольные вопросы (проверка искренности ответов респондентов); 3) вопросы-«крючки» ради поддержания интереса к опросу; 4) наводящие вопросы и другие. Когда объект исследования сравнительно невелик и социолог располагает достоверными силами и возможностями его изучить, он может исследовать его целиком. Тогда объект исследования тождествен генеральной совокупности. Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Если охватить всю генеральную совокупность не представляется возможным, прибегают к выборке. Выборочная совокупность – определенное число элементов генеральной совокупности, отобранных по строго заданному плану. Виды выборки: 1) вероятностная (соблюдение репрезентативности[6]); 2) целенаправленная (попадание респондента в выборку зависит от его принадлежности к исследуемой группе и исследовательских задач). Виды вероятного отбора: 1) случайный отбор (все единицы генеральной совокупности имеют равную вероятность попасть в выборочную совокупность, например, посредством жребия); 2) механический отбор через равные интервалы по заранее подготовленному списку генеральной совокупности; 3) гнездовая выборка (отбор в качестве единиц не отдельных респондентов, а групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах); 4) серийная или стратифицированная выборка (генеральная совокупность разбивается на серии/страты (группы) по заданному признаку и производится отбор респондентов из каждой серии отдельно путём механической или случайной выборки). Виды целенаправленного отбора: 1) стихийная выборка по принципу принадлежности респондента к проектируемой генеральной совокупности; 2) квотная выборка (расчёт выборки на основе заранее известных параметров генеральной совокупности, например, распределений по полу, возрасту, уровню образования, занятости); 3) снежный ком (каждый следующий респондент результат рекомендации предыдущего) и другие. [1] Потребность в разведывательном исследовании возникает в тех случаях, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще неизученных проблем + может использоваться в качестве предварительного этапа глубокого и масштабного исследования. [2] Описательное исследование применяется, когда субъект анализа - относительно большая общность людей, отличающихся разнообразными характеристиками. [3] По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения. [4] Для выявления проблемы очень важно определить, что мы знаем и чего не знаем об объекте исследования или его какой-то стороне. Проблема – это выход за пределы изученного. [5] Предмет - концентрированное выражение взаимосвязи проблемы и объекта исследования. [6] Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |