Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России



2020-03-19 198 Обсуждений (0)
Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики уже сталкивались, и четвертого шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья растут быстро и неожиданно. Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран». Третьим шоком является «институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью. Названные три «шока» в России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти «шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания.

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме (банковский или коммерческий кредит). Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято 15 млн. человек. До 25 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%. Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России.

При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных, экономических, юридических, политических и других условий. Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются:

· создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям

· помощь в организации подготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий

· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научных, производственных связей с зарубежными странами, а также привлечение инвестиций к развитию предпринимательства

· установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности

· формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства. Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Малый бизнес в России должен стать лидером по производительности труда, технической оснащенности и инновационной активности - такую задачу ставит Медведев, подчеркивая при этом, что скорость инновационного цикла настолько высока, что требуется очень быстро обновлять бизнес, причем на основе самых передовых достижений науки и технологий.

В первоочередном порядке требуется интенсифицировать предпринимательскую активность малого бизнеса в сфере промышленности, строительства и ЖКХ, потому что «сегодня практически 50% предпринимателей у нас заняты торговлей». «Мы обязаны создать стимулы для массового прихода малого бизнеса в отрасль, прямо связанную с экономикой знаний», - заявляет Медведев.

В таком продвинутом формате малый бизнес станет «рычагом в создании новой модели организации российской промышленности». «Он должен встраиваться в производственные цепочки крупных и крупнейших промышленных предприятий, повышение конкурентоспособности которых во многом возможно за счет аутсорсинга, - поясняет Медведев. - Надо открыть для малого бизнеса социальную сферу, бюджетные услуги, в том числе здравоохранение, дошкольное и внешкольное образование, социальное обслуживание. Это реальная возможность поднять их качество.

 




2020-03-19 198 Обсуждений (0)
Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)