Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Современные школы управления



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Глава 3. Современные школы управления 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На рубеже XIX и XX столетий в производстве произошли крупнейшие сдвиги. Прежде всего, резко возросли его масштабы и концентрация, что выразилось в появлении предприятий-гигантов, на которых были заняты тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-технической мысли. Соответственно, изменился и состав работников; это были уже достаточно образованные и грамотные люди, постепенно начавшие осознавать себя как личности, понимать свою роль и собственные возможности.

В этих условиях потребовалось столь же коренное изменение управления производством, которого путем частичных незначительных преобразований добиться было уже нельзя. Речь шла о внедрении иных структур, схем управления.

Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся в основном на эмпирических данных, обеспечить уже не могла: отсутствовали необходимые знания о закономерностях организации производственных процессов, оптимальной последовательности операций технических и иных стандартах, личных возможностях людей, да и сами работники не были достаточно обученными и подготовленными. В результате внедрение любых новшеств не приносило желаемого эффекта, а огромный накопленный технический и экономический потенциал предприятий оставался до конца не реализованным.

Предпосылки для обновления организации производства в значительной степени требовала нового подхода к управлению.

Эффективность труда индивида зависит не только от его психологии, но и от сложнейших групповых (социальных) взаимосвязей внутри организации. Начиналось формирование школы научного управления. Научная школа управления представлена видными деятелями Ф. Тейлором и А. Маслоу, Фоллетом и другими.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления <http://examen.od.ua/osnovi/page13.html>, которые пытались определить функции менеджмента. Однако они рассматривали эти функции как независимые друг от друга. В противоположность этому процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других - это серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых также является процессом, называют управленческими функциями. Сумма всех функций представляет собой процесс управления.

А. Файоль выделял пять функций управления. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В общем виде процесс управления можно представить состоящим из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функции объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность. Оно предполагает возможность влияния на отдельных работников и группы таким образом, чтобы они работали в направлении достижения целей, что необходимо для успеха организации.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.

Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный <http://examen.od.ua/osnovi/page17.html>, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления <http://examen.od.ua/osnovi/page16.html>. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.

Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Системная школа научного управления и его методология в менеджменте получила свое признание и широкое распространение уже во второй половине XX века. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок широкой автоматизации производственных процессов, стал оказывать свое революционизирующее воздействие и на процессы управления. Востребованной оказалась кибернетика теория, объяснявшая многие закономерности авторегулирования в биологии, физике и технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В России это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах.

Из трудов зарубежных авторов, признававших системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в России получили известность работы Р. Джонсона, Ф. Каста, Д. Розенцвейла, С. Оптнера, С. Янга, Дж. Риггса, М. X. Мескона и др.

Суть системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств входящих в нее элементов.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны между собой, т. е. как будет организована сама система.

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т.д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемого объекта;

системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие объекты;

системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей исследования, их взаимной увязки между собой;

системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для решения той или иной проблемы;

системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и особенность;

системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данного объекта с другими, то есть, его связей с окружающей средой;

системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемого объекта, пройденные им этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Системное определение организация следующее, организация - это установление и обеспечение связей между элементами системы. В отличие от биологических или технических систем в организации социально-экономических систем связи носят менее устойчивый характер.

Поэтому их необходимо не только устанавливать, но и постоянно поддерживать, т. е. обеспечивать их бесперебойное функционирование. В этом и состоит организационная деятельность.

Важнейшим методологическим принципом организации процессов принятия решений является системный подход к анализу ситуаций. Этот принцип базируется на представлении об управляемом объекте как системе. Предприятие, цех, участок, технологический процесс или поточная линия, любой управляемый объект рассматриваются как система, входящая в качестве элемента в большую систему и включающая в качестве элементов малые системы.

Производственная ситуация представляет собой состояние управляемой системы, рассматриваемое в определенный отрезок времени и характеризуемое количественными и качественными показателями выхода, входа и основных параметров процесса, состоянием элементов и связей системы, условиями внешней среды. Если ситуация, сложившаяся в управлении производством, может повлиять на состояние выхода управляемой системы, протекание нормального производственного процесса либо полностью или частично изменить цель и программу действий, то это ставит перед руководителем задачу принятия решения. Эта задача становится организационной, если ее решение предусматривает воздействие на связи, их структуру и способы реализации.

Системный подход дает возможность объективно относить ту или иную задачу к компетенции определенного уровня управления. Реструктуризация общей производственной задачи, стоящей перед данным уровнем управления, на частные задачи нижестоящих уровней означает, по существу, дифференциацию задачи большой системы на задачи входящих в нее малых систем и тем самым обеспечивает интегрированный характер решения общей производственной задачи. Системный подход позволяет локализовать анализ ситуации в пределах отдельно взятой системы. Это значит, что все смежные с ней системы и общая система, в которую входит данная как элемент, могут рассматриваться как внешняя среда. Влияние внешней среды на данную систему рассматривается в виде ограничений и понуждающих связей. Системный подход позволяет организовать процесс принятия решения, выделить в нем нечто общее для решения разных задач, что связано с системностью самих рассматриваемых объектов.

Предметом постоянной обработки и анализа в управлении является информация первого порядка, получаемая при выполнении функций учета и контроля за ходом производства, а также поступающая из внешней среды. Информация первого порядка становится основанием для принятия решения, когда она содержит сигнал о наличии проблемы. Симптомом проблемы обычно является сбой в производстве, отклонение фактического состояния системы от желаемого либо воздействие внешней среды: команды вышестоящего звена управления, поведение поставщиков и покупателей (заказчиков).

Сегодня, современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями. В 80-е годы в центре внимания оказались проблемы культуры организации. Значение организационной культуры как сильного инструмента управления возросло. Исследования доказали, что главный потенциал прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. Все культурные стереотипы поведения человека в организации оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты производственной деятельности.

В 90-е годы на первое место вышли разработки по лидерству. С ним организации связывают свои будущие надежды

Ряд проблем ставит перед теорией и практикой управления международный менеджмент, в связи с чем рассматриваются вопросы определения общих (универсальных) и специфических форм и методов управления, приспособления к национальной местной среде и ряд других проблем.

Основные моменты современной системы взглядов на менеджмент следующие:

организация - это открытая система;

успех зависит от того, насколько удачно фирма «вписывается» во внешнюю среду и приспосабливается к ее изменениям;

фирме должно быть присуще постоянное обновление,
приспособление к внешним факторам (главный из них - потребитель);

ставка делается на человека самореализующегося. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как организационная культура, различные формы демократизации управления;

признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации;

ориентация на новую социальную группу - когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы.

Новая система взглядов на управление известна как «тихая управленческая революция», ибо она не разрушает сложившиеся системы и методы менеджмента, а, дополняя их, постепенно приспосабливает к новым условиям.

Представляется, что менеджмент в XXI веке будет развиваться по следующим основным направлениям:

. Рациональное сочетание рынка и государственного регулирования.

Широкое использование стратегического планирования и управления в деятельности организаций.

Постоянная корректировка целей организации как реакция на изменения внешней среды.

Достижение стратегических и оперативных целей организации за счет оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов по основным направлениям деятельности организации.

Разработка новых методов и приемов управления, позволяющих организации более гибко адаптироваться к изменениям внешней среды.

Резкое повышение уровня квалификации и искусства менеджеров в управлении организацией.

Использование в практике управления оптимальных решений, выбранных на основе тщательного анализа альтернативных вариантов решения проблемы.

Совершенствование структур управления большей децентрализацией функций.

Постоянная забота о повышении квалификации работников организации.

Максимальное использование инноваций, экономико-математических методов, ЭВМ.

Развитие информационных систем, широкое использование глобальных информационных сетей (Интернет и др.).

Привлечение сотрудников к управлению организацией.


 

Заключение

 

Четыре основных принципа научного менеджмента Ф. Тейлора (1911) включают в себя: (1) получение необходимых знаний о процессе производства; (2) отбор и обучение рабочих; (3) применение полученных знаний к решению производственных задач; (4) сотрудничество между рабочими и администрацией для достижения общих целей. Они оказали огромное влияние на современное общество и на процесс так называемой «макдональдизации».

Тейлоризм представлял собой не единичное нововведение, а взаимосвязанную совокупность понятий и методов, разработанных самим Ф. Тейлором и его последователями. В 1920-1930-х гг. новое движение приобрело размах крестового похода за достижение более высокой производительности труда.

На могиле Ф. Тейлора в Филадельфии начертана эпитафия: «Отец научного менеджмента».

Без его инноваций (как и более поздних нововведений Г. Форда) было бы невозможным создание сборочных линий для массового производства. В преддверии рутинизации нашей повседневной жизни, «история, возможно, признает, что Ф. Тейлор опередил свое время».

Организация - это систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей. Основными составляющими любой организации являются задачи, люди, и управление.

Любая организация реализует три процесса: получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта и передает продукт во внешнюю среду. Для успешного существования организации необходимо поддерживать определенный баланс между этими тремя процессами. Ключевая роль в поддержании этого баланса принадлежит менеджменту.

Ключевую позицию в управлении организацией занимают менеджеры. Они выполняют три роли: осуществляют принятые решения; собирают и распространяют информацию о внутренней и внешней Среде; формируют отношения внутри и вне организации, мотивируют людей, координируют их усилия и выступают в качестве представителей организации.

С теоретической точки зрения, управление следует рассматривать как особый тип взаимодействия двух или нескольких субъектов, в процессе которого осуществляется фиксация целей действия, мотивирование на осуществление действий для достижения целей и, наконец, координация действий в процессе достижения целей. Управленческое взаимодействие реализуется в виде управленческой связи, которая базируется на отношениях управления.

Система управления может быть рассмотрена как совокупность нескольких подсистем. Структурно-функциональная подсистема является остовом, на котором держится организация и управление ею. Информационно-поведенческая подсистема отражает управленческую идеологию и систему ценностей, разделяемых в организации, интересы и поведенческие нормы управленцев, а также характер и глубину информирования и информационного обеспечения в системе управления.


 

Список литературы

 

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М., 2003.

2. Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2001.

.   Большаков А.С., В.И. Михайлов Современный менеджмент Теория и практика. Санкт - Петербург. 2002.

.   Акимова Т. Теории организации. М., 2005.

.   Бусыгин В. Теория организации и управления. М., 2006.

.   Классики менеджмента. Энциклопедия. Под ред. М. Уорнера. С.-Петербург. 2001.

.   Виханский О.С. Менеджмент М., 2008.

.   Занковский А.Н. Организационная психология. М., 2001.

.   Менеджмент в условиях рыночной экономики. М., 2005.

.   Переверзев М.П. Менеджмент. М., 2007.

.   Переверзев М.П. Менеджмент. Практикум. М., 2007.

.   Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. М., 2007.

.   Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. М., 2006.



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Глава 3. Современные школы управления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Современные школы управления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)