Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи и объекты учета затрат.



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
Задачи и объекты учета затрат. 0.00 из 5.00 0 оценок




Основные задачи учета затрат:

· Учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, контроль за выполнением плана по этим показателям

· Учет фактических затрат на производство продукции, контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов; контроль соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению

· Калькулирование себестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости

· Выявление результатов деятельности структурных подразделений и других центров затрат

· Выявление резервов снижения себестоимости продукции.

    В качестве объекта учета затрат выступает вся организация в целом, её производства, места возникновения затрат, виды продукции (работ, услуг).

    По организации в целом затраты учитывают по элементам затрат и для исчисления себестоимости проданной продукции – по статьям калькуляции.

     Группировка затрат по производствам (основному, вспомогательным и обслуживающим производствам и хозяйствам) необходима для осуществления контроля за затратами в этих производствах и хозяйствах и исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) производств и хозяйств.       

   Группировка затрат по местам их возникновения осуществляется для организации контроля за расходами по этим объектам учета затрат.                    Различают производственные (цехи, участки, бригады, переделы и др.), обслуживающие (службы и отделы администрации, склады, хранилища и др.) и условные места возникновения затрат. По условным объектам затрат расходы группируют для усиления контрольных функций учета.

   В системе управленческого учета особенно важно организовать учет по таким местам возникновения затрат, как центры ответственности (центры затрат, центры прибыли, центры инвестиций).

   Группировка расходов по видам продукции (работ, услуг), группам изделий, переделам, заказам и т.п. осуществляется для исчисления их себестоимости и контроля за соответствующими затратами.

 

Глава 2. Система учета полных затрат

Учет прямых затрат.

   Затраты основных материалов являются первым элементом прямых издержек (вспомогательные материалы, как правило, учитываются в составе косвенных расходов).

   Фактическая себестоимость материалов определяется исходя из затрат на их приобретение, включая оплату процентов за пользование кредитом, предоставленным поставщиком ресурсов, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим организациям, стоимость услуг торговых бирж, таможенные пошлины, расходы на транспортировку и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.

   На предприятиях текущий учет материальных ценностей ведут по учетным ценам, по среднепокупным ценам, по плановой (нормативной) себестоимости и др. Отклонения фактической себестоимости материалов от средней покупной цены или от плановой (нормативной) себестоимости учитывают на отдельных аналитических счетах по группам материалов.

   Определение фактической себестоимости основных материалов, списываемых на носитель затрат, разрешено производить следующими методами:

· по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО);

· по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО);

· по средней себестоимости.

  Оценка запасов методом ФИФО основана на допущении, что материальные ресурсы используются в течение отчетного года в последовательности их закупки, т.е. ресурсы, первыми поступившие в производство (в торговле - на склад), должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости ценностей, числящихся на начало месяца. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости последних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость ранних по времени закупок.

    Метод ЛИФО, в отличие от ФИФО, основан на том, что ресурсы, первыми поступившие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся в запасе (на складе) на конец отчетного периода, проводится по фактической себестоимости ранних по времени закупок, а в себестоимости реализованной продукции (работ, услуг) учитывается стоимость поздних по времени закупок.

     В условиях инфляции с точки зрения налогообложения более предпочтительным оказывается метод ЛИФО. Выбрав его для оценки материальных запасов, предприятие экономит на налогах на прибыль и на имущество, однако запасы при этом отражаются в нереальной, заниженной оценки.

    Применение метода ФИФО, напротив, дает предприятию максимально возможную величину чистого дохода, что делает его финансовую отчетность более привлекательной для внешних пользователей.

    Наиболее близкие к реальной действительности результаты будут получены при расчетах средней себестоимости запасов.

    Выбранный метод для оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике.

     Распределение стоимости израсходованных материальных ресурсов на счетах учета их использования производится исходя из средней стоимости единицы каждого их вида, определенной в рамках выбранного метода оценки, и количества материалов, списанных в расход.

     Необходимость выявления фактического расхода материалов по отдельным деталям и операциям ставит перед бухгалтером задачи как по улучшению документооборота по движению материалов, так и по организации самого учета расходования материалов в производстве. Сложность поставленной задачи заключается в том, что только при помощи четко отлаженного производственного учета можно оперативно выявить перерасход или экономию материалов.

   Большое значение в организации учета использования материалов имеет оформление первичных документов на отпуск их в производство. Наиболее распространенным является отпуск материалов в производство на основе лимитных или лимитно-заборных карт. В них учитывают вид операции, номер склада, отпускаемые материалы, цех-получатель, шифр затрат, номенклатурный номер и наименование отпускаемых материалов, единицу измерения и лимит месячного расхода материалов, который исчисляют в соответствии с производственным планом на месяц и действующими нормами расхода. Для оформления замены материалов, при отпуске их сверх утвержденного лимита документы оформляются специальным образом (например, с полосой по диагонали), с тем, чтобы отметить факт отступления от установленного режима работы.

     Лимит отпуска материалов может меняться. При этом возможно различное оформление: на одних предприятиях при уточнении лимита выписывается новая лимитная карта взамен старой, на других - отдается распоряжение об изменении лимита, которое в письменном виде прикладывается к соответствующей карте.

     Отпуск в производство материалов, потребляемых эпизодически, оформляется требованиями.

     Однако отпуск материалов в производство ещё не означает их фактического потребления. Под фактическим расходом материалов понимается их действительное потребление в производстве на изготовление продукции, выполнение работ или оказание услуг, а так же на цеховые и общезаводские нужды. При этом необходимо помнить, что отпуск материалов цеховым кладовым, являющимся самостоятельными учетными единицами, в переработку на сторону, переброска материалов на другие склады не является фактическим расходованием материалов и рассматривается как их внутреннее перемещение.

    Поэтому списание материалов на счета затрат осуществляется на основании документа о расходе. На каждом предприятии определяется круг должностных лиц, ответственных за использование материалов в производстве и оформление соответствующей документации.

    Расход материалов, подвергающихся раскрою, оформляют раскройными листами (картами). Такие документы используются, например, на предприятиях швейной, обувной, кожевенной промышленности. В них указывают количество проданного на рабочие места материала, количество изготовленных годных полуфабрикатов, брака и образовавшихся при раскрое отходов, а так же нормы расхода на один полуфабрикат. По результатам раскроя в листках или картах определяют отклонения от норм с указанием причин и виновников этих отклонений.

   Для учета расходования материалов, не подвергающихся раскрою, составляется карта учета использования материала. Она выписывается на каждое наименование материала и содержит информацию о движении материала за отчетный период. На основании документов по учету выработки в карту вносят данные о наименовании, шифре и количестве изготовленных из данного материала изделий.

   Общий фактический расход материала за отчетный период (первый элемент прямых затрат) определяется по формуле:

Рф = Онп + П – В – Окп,

где Рф – фактический расход материала за отчетный период, руб.

Онп – остаток материала на начало отчетного периода, руб.

П – документально подтвержденное поступление материалов в течение отчетного периода, руб.

В – внутреннее перемещение материала в течение отчетного периода (возврат материала на склад, передача в другие цехи и т.п.), руб.

Окп – остаток материала на конец отчетного периода, определяемый по данным инвентаризации, руб.

   Фактический расход на каждое изделие определяют путем его распределения пропорционально нормативному расходу.

Результатом документального оформления движения и расходования основных материалов и выполненных расчетов становится проводка:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 10 «Материалы»

   Вторым элементом прямых расходов является заработная плата основных производственных рабочих с соответствующими начислениями на неё.

   Для расчета заработной платы работников, находящихся на повременной оплате труда, используются данные табелей учета отработанного времени. Обычно в табелях фиксируют лишь неявки на работу и все отклонения от нормальной продолжительности рабочего дня. Неявки на работу (кроме выходных дней по графику и праздничных дней) должны быть подтверждены документально (приказом или распоряжением на предоставление отпуска, приказом на командировку, листками нетрудоспособности и т.п.). Преждевременный уход с работы и опоздание на работу отмечаются в табеле на основании служебных записок руководителей структурных подразделений. В таком же порядке оформляются и прогулы. При этом лица, нарушившие дисциплину, обязаны в письменной форме представить администрации объяснение.

    Привлечение работников к сверхурочным работам оформляется соответствующими списками, утвержденными руководством предприятия.

    В условиях сдельной формы оплаты труда могут применяться различные системы учета выработки рабочих – сдельщиков, в частности система пооперационного учета выработки. Она предусматривает приемку, подсчет и фиксирование информации о выработке рабочего (или бригады рабочих) в первичных документах контролером ОТК или мастером после выполнения каждой операции.

    В условиях мелкосерийного и индивидуального производства основным первичным документом по учету выработки является наряд на сдельную работу. В нем отражают задание, его выполнение, разряд работы, отработанное время, расценку и сумму заработка по каждой операции. Возможно применение как разовых, так и накопительных нарядов, рассчитанных на фиксирование выработки рабочих в течение двух недель или за месяц.

    В серийном производстве первичными документами для учета выработки рабочих являются маршрутные листы или карты. В них фиксируют запуск в производство и обработку партии заготовок в соответствии с установленным технологическим процессом. Контроль за сохранностью и точностью обработки деталей осуществляется в процессе приемки работ ОТК после выполнения каждой операции.

При передачи партии деталей из цеха в цех вместе с ними передается и маршрутный лист. При дроблении партии деталей выписываются новые маршрутные листы.

     Маршрутные листы могут применяться, как и самостоятельные документы, и в сочетании с рапортами или отрывными талонами.

     В массовых и крупносерийных производствах для определения выработки каждого рабочего за смену или за расчетный период производится пооперационная перепись остатков необработанных деталей или не собранных изделий за конец смены или расчетного периода. Выработка рабочих определяется как остаток деталей или заготовок на начало смены, увеличенный на количество деталей, переданных на рабочее место за смену, минус остаток не обработанных или не собранных деталей (заготовок) на конец смены. Рассчитанная таким образом выработка каждого рабочего оформляется рапортом или ведомостями учета выработки.

   После умножения сдельной расценки на фактически достигнутую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего – сдельщика.

   Подобным образом выполненные и оформленные расчеты позволяют в бухгалтерском отчете составить следующую проводку:

Д-т сч. 20 «Основное производство» 

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

   Одновременно по установленным ставкам производятся расчеты отчислений от основной заработной платы в государственные внебюджетные фонды – социального, обязательного медицинского страхования, в Пенсионный фонд:

Д-т сч. 20 «Основное производство»

К-т сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»



2020-03-19 166 Обсуждений (0)
Задачи и объекты учета затрат. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи и объекты учета затрат.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (166)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)