Основные характеристики визуальной социологии
Введение
Социология - сравнительно молодая наука. Именно поэтому она с легкостью берет на вооружение современные достижения в области техники, общественной мысли. Примером тому может являться одна из отраслей социологии - визуальная социология, зародившаяся в 70-х годах прошлого века. Визуальная социология занимается изучением кино, рекламы, СМИ и проч. Основной тезис заключается в принятии того факта, что визуальность есть первичный измеритель социальной действительности, задающий основные траектории ее реконструирования и репрезентации. Фотография - является одним из предметов изучения визуальной социологии. Она позволяет запечатлеть тот или иной отрезок социальной реальности и затем подвергнуть его скрупулезному анализу. Анализ есть один из важнейших методов исследования в социологии. Изучению одного из его подвидов - символическому анализу и посвящена данная работа. Цель работы - определение базовых характеристик метода символического анализа фотографии. Задачи работы: анализ источников с целью выделения специфических черт визуальной социологии; определение истории зарождения фотографии как метода исследования в социологии; определение основных методов по анализу фотографии в социологии. В данной работе были использованы теоретические исследования, посвященные визуальной социологии как новейшей отрасли социологии [4; 6; 7; 8], прикладные исследования, описывающие опыт использования фотографии как метода исследования в социологии [2; 3; 5]. Работа состоит из трех параграфов, каждый из которых направлен на решение одной из поставленных выше задач. Так в первом параграфе рассматривается история формирования визуальной социологии. Во втором параграфе описывается фотография, ее специфические черты, возможное ее применение в социологических исследованиях. В третьем параграфе описывается метод символьного анализа фотографии, опыт его применения в социологических исследованиях. Основные характеристики визуальной социологии
Визуальная социология (англ. Visual sociology) - направление социологии, изучающее социальные и культурные явления сквозь призму визуальных образов и репрезентаций (фотографий, фильмов, рекламы и пр.) [7, 12]. Хотя теоретически визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, доминирующим направлением является изучение статичных образов, или фотографий. История обращения к визуальным документам в социологических исследованиях начинается в конце 19 в. - между 1896 и 1916 гг. Американский социологический журнал публиковал работы с фотографиями, которые воспринимались как указание на остроту социальной проблемы, средство анализа, доказательство обоснованности теоретических положений, а также представляли нетипичный опыт, то есть использовали возможность фотографического отображения незнакомой читателям реальности. Эта функция фотографии обусловила ее применение первоначально в антропологических исследованиях, но более релевантным методом для этнографии и антропологии впоследствии считалось производство фильмов (нестатическое изображение). Если в антропологии и этнографии визуальные документы использовались для демонстрации видимой реальности незнакомых культур, то социология обращалась к фотографии для описания доступных, но нетипичных, в частности, девиантных. Так начала свою историю американская социальная фотография. Однако вскоре фотография была названа «инструментом описания, неподдающимся контролю на научном уровне, который нельзя использовать на уровне количественном» [6, 74], то есть считалось, что она не может рассматриваться как аргумент в социологических исследованиях, основанных на статистических методах. «После 1916 г. В Американском социологическом журнале перестают публиковаться фото графии, что соответствовало намерениям редакторов сделать журнал научным форумом, а не местом обсуждения социальных проблем». Так «функция отображения социального перешла по наследству фотожурналистике» - речь идет о традиции социальной фотографии, которая с этого момента «флиртует с социологией и антропологией» [8, 84]. В 1960-1970 годах возвращается практика использования визуальных документов в социологических исследованиях. В целом для гуманитарного знания 20 в. характерен «визуальный поворот», как реакция на процессы культурных изменений. Распространение визуальной информации в значительной степени определяет характер современных социальных взаимодействий, использующих язык визуальных образов. Как предмет социологического изучения особое развитие фотография получила с 1970-х гг., вместе с возросшим интересом к социологии искусства вообще, а также ввиду изменения положения фотографии в искусстве - фотография начала восприниматься как полноценный медиум с чётким культурным статусом. На первых этапах социологи обращали внимание на представление на фотографиях различных исторических событий, а также на взаимоотношения фотографии и власти и отражение в визуальных репрезентациях различных идеологий и стратегий контроля. В основном «визуальная» тематика в социологии развивалась в рамках таких направлений, как постструктурализм и семиотика. В первую очередь, это работы Р. Барта [1] и М. Фуко, Т. Ван-Дейка, П. Бурдье [4] и пр. Немалую роль в исследовании феномена визуальной культуры сыграли также Ж. Деррида, Ж.Лакан, М.Шапиро, К. Силверман, Ж. Бодрийяр и другие ведущие современные теоретики. Резкий всплеск исследований визуального наблюдается в начале 90-х гг, как в антропологической, так и в социологической школах. Визуальные источники окончательно перестали рассматриваться только как ресурс, превратившись в объект и основной сюжет исследования. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность с помощью визуальных образов, как создается значение и смысл. Важной предпосылкой развития визуальной социологии является, помимо рассмотренного, оформление теоретических концепций, которые П. Штомпка, обосновывая сотрудничество фотографии и социологии, называет «второй социологией». Он пишет по поводу теоретических истоков этого направления: «Какими чертами должна обладать социологическая теория, чтобы использование фотографии стало правомочным? Среди социологических теорий те, которые могут быть использованы визуальной социологией и одновременно сами использовать эвристически либо доказательно фотографические снимки, должны выполнять условия [4, 101]:) принадлежать ко второй социологии, а значит, социологии действий;) принадлежать к социологии повседневной жизни;) размещаться в рамках микросоциологии. Из социологических теорий три наиболее полно выполняют эти условия: феноменологическая социология Альфреда Щютца, этнометодология Гарольда Гарфинкеля и драматургическая социология Ирвинга Гофмана». Следовательно, визуальное «становится видимым» для социологов только по мере расширения эпистемологических рамок социальной теории в середине 20 в. В течение последних пятнадцати лет были сделаны многочисленные попытки определения концептуальной структуры и дисциплинарных границ визуальной социологии. Майкл Эммисон и Филипп Смит, например, доказывают, что визуальные исследователи должны фокусироваться на совершенствовании навыков наблюдения. Поэтому для них внимание к особенностям конструкции изображений является слабой заменой культивирования искусства наблюдения. Большинство визуальных социологов, однако, рассматривают работу с изображениями как необходимый шаг к улучшению ремесла наблюдения. Некоторые визуальные социологи полагают, что областью данного направления является изобретение визуальных исследовательских техник, в то время как другие утверждают, что визуальная социология включает прежде всего семиотический интерпретативный анализ визуальных продуктов культуры и общества. Дж. Грэйди размышляет о том, что социальное и культурное исследование с визуальными материалами должно состоять из многих отличных аналитических методов, но только некоторые из них адекватно изложены на сегодняшний день. Наиболее явное упущение в современной визуальной социологии, например, связано с недостатком внимания к визуальной демонстрации количественной социальной информации типа карт, графов, диаграмм и других форм визуализации. По его мнению, в визуальной социологии есть так же много количественного, как и качественного. Наконец, Люк Паульс утверждает, что визуальные социологи должны развивать «визуальную научную грамотность», чтобы полностью эксплуатировать возможности этого вида исследований. Работа с визуальными материалами требует нескольких компетентностей, она включает детальное знание того, как материалы были произведены, знание того, к чему эти материалы обращаются (с чем соотносятся), знание эффектов коммуникации при помощи визуальных материалов. Визуальная социология базируется на теориях визуальной культуры, понимающей социологии, визуальной методологии и использует разнообразные методы визуального исследования, в частности, методы визуальной антропологии, визуальной этнографии, социальной семиотики, качественного контент-анализа, искусствоведения, деконструкционизма, визуального эссе, метод photo-elicitation и т.д. При интерпретации визуальных изображений интерпретаторы стремятся учитывать разнообразные социологические аспекты изображения, например, социальный статус персонажей, взаимодействия между людьми, символы, социальные проблемы, «дух эпохи» и т.д., вытекающие из принятой исследователем какой-либо социологической теории, например, гендерной теории.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (275)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |