Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-символьный анализ фотографии в визуальной социологии



2020-03-19 220 Обсуждений (0)
Социально-символьный анализ фотографии в визуальной социологии 0.00 из 5.00 0 оценок




символический фотография визуальный социология

Некоторые интерпретации визуальных изображений в визуальной социологии часто выглядят либо банальными, поскольку апеллируют к общеизвестным для каждого члена общества символическим кодам, смыслам, символам, либо «безудержным полетом фантазии» интерпретатора без опоры на какую-либо социологическую теорию - рассуждениями, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. В этой связи автор считает необходимым привести

В современной российской социологии происходит процесс формирования визуальных методов на основе теоретических работ в рамках различных научных подходов.

Полнее других в работах российских исследователей представлен символический подход, что закономерно, поскольку очевидно обусловлено характером визуального материала. В контексте этого подхода «социологическое понимание изображения построено таким образом, чтобы герменевтическими и семиотическими средствами расшифровать содержание социальных значений и смыслов в их визуальной символике. Символически материализованные репрезентации исследуются социологией как часть репрезентационной системы, интерпретативного порядка общества».

Фотография многими воспринимается как документальное отражение реальности, в терминах семиотики - «прямым незакодированным сообщением (его содержанием выступает «сама сцена», или «буквальная реальность»)», но «над ним надстраивается второе - коннотированное - сообщение, которое сосуществует с первым», образуя то самое «сосуществование», которое составляет предмет семиотики.

Большинство социологов пользуется терминами и методами семиотического анализа для исследования фотографии как изображения реальности. Подробный разбор феномена фотографии проводит Р. Барт в работе «Система моды: статьи по семиотике культуры». Кодирование фотографического изображения происходит на этапе его создания, и, кем бы ни был создатель, характеристики фотографического образа определяются эстетическими, профессиональными, идеологическими нормами, формирующими социальное поведение любого человека, а производство фотографий является именно социальным поведением.

Задача социологии состоит в том, чтобы раскрыть значение изображения как носителя социальных значений и смыслов в обществе. На этапе интерпретации конкретного изображения отдельные элементы содержания сначала разделяются, затем сопоставляются в их взаимоотношениях: «не кодированный и кодированный изобразительный посыл», «денотативное значение..., общий смысл повседневного сознания и коннотативное значение, которое трансформирует посыл денотативного значения в единицу культурного дискурса. Общекультурный интерес, уравнивающий фотографа и зрителя «во всеобщем усилии интерпретации», Барт называет studium (этот термин используют многие социологи).

Это точка взаимосвязи символического подхода к изучению фотографии и «интерпретативной, занятой поиском значений» наукой в понимании К. Гирца (классика антропологии), концепция культуры которого «по существу семиотична» (культура как «стратифицированная иерархия наполненных смыслом структур»). В поисках теории символической интерпретации фотографии российские исследователи обращаются и к его работам.

Российские социологи и антропологи работают в направлении создания научного языка интерпретации визуальных документов, пересаживая с различной степенью целесообразности термины, заимствованные, в основном, из англоязычного дискурса, на почву несформированной отечественной традиции.

О. Бойцова говорит об использовании любительской фотографии «как коммуникации, в которой передается фотографическое сообщение. Актом коммуникации является показ фотографии», допускающий аналогию на естественном языке. О. Бойцова использует в анализе термины «топик» (например, изображенный человек) и «коммент» (то, что фотография рассказывает о нем), заимствованные из лингвистики (в русскоязычной лингвистической традиции «тема»). Виктор Круткин кладет в основу структурной организации своей работы три типа фотографической активности по Р. Барту, используя его термины: Operator (снимающий), Spectrum (снимающийся), Spectator (рассматривающий снимки).

С точки зрения семиотики, в применении к социологическому анализу фотографии, объектом исследования становится изображенная социальная реальность, предметом - социальные смыслы процессов производства и функционирования в ней «взаимодействующих систем создаваемых знаков». Это значит, что в конкретном социологическом исследовании, проводящемся в русле только символического подхода, основным объектом должна быть сама фотография, именно изображение как текст.

Алгоритм системного анализа визуального изображения в социологии [8, 121]:

. Сбор информации о глобальном контексте визуального изображения

. Сбор информации о локальном контексте визуального изображения. Сбор информации о предыдущих и последующих кадрах (сценах) в последовательности которых находится фотография.

. Сбор информации о социологических теориях для анализа фотографии.

. Использование эмпирических методов системного анализа. На данном шаге используется множество конкретных эмпирических методов визуальной аналитики, реализованных в специализированных пакетах и компьютерных системах Visual Mining and Knowledge Discovery systems (VMKDS).

. Использование полученных результатов. На данном шаге решаются практические задачи, осуществляется проверка культурологических, социологических и т.д. теорий, разрабатываются новые теории, выдвигаются новые перспективные гипотезы и т.д.

 


Заключение

 

В данной работе удалось провести обзор основных литературных источников по визуальной социологии. Было установлено, что визуальная социология - направление, доказавшее свое право считаться научным, а методы, ею используемые - научными методами.

Фотография - является одним из таких методов. Она позволяет задокументировать происходившие события, запечатлеть настроения людей, покадрово зафиксировать момент проявления общественного поведения.

Сама по себе фотография может являться предметом пустых дискуссий, если не выработан методологический аппарат, позволяющий объективно оценивать фотографию.

Одним из подходов к анализу фотографии называется символьным. Он направлен на выделение в изображенном конкретных семантических единиц, позволяющих читать фотографию как текст. В данный момент этот метод лишь находит отклик у исследователей - социологов, но уже сейчас он доказывает свою состоятельность, прежде всего наличием объективных критериев оценки изображенного на фото.


Список литературы

 

1. Барт, Р. Фотографическое сообщение [Текст] / Р. Барт. - М.: Изд во им. Сабашниковых, 2003. - 114 с.

2. Бойцова, О.С. Структура фотографического сообщения (на примере любительской фотографии) / [Электронный ресурс] // (<http://kogni.narod.ru/boitsova.htm>).

. Брекнер, Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии [Текст] / Р. Брекнер. - М.: Интер, 2007. - № 4. - С. 16-21.

. Бурдье, П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение [Текст] // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общая редакция и предисл. Н.А. Шматко.M.: Socio Logos, 1993. - 178 с.

. Гирц, К. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры / [Электронный ресурс] // (<http://sociologist.nm.ru/articles/geertz_01.htm>).

. Голофаст, В. Ветер перемен в социологии [Текст] // Журнал социологии и социальной антропологии, 2000. Т. 3. - № 4. - 54 с.

. Запорожец, О. Визуальная социология: контуры подхода [Текст] // О. Запорожец. - Интер, 2007. - № 4. - С. 27-36.

. Конкурентные преимущества системной социологии [Текст] / под ред. А.А. Давыдова. - М., 2008. - 98 с.



2020-03-19 220 Обсуждений (0)
Социально-символьный анализ фотографии в визуальной социологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-символьный анализ фотографии в визуальной социологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)