Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях



2020-03-19 469 Обсуждений (0)
Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях

§ 1. Понятие о гранте

§ 2 Виды и типы грантов

Глава II. Программа социологического исследования по изучению степени участия специалистов культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности

§ 1. Проектная деятельность учреждений культуры Республики Бурятия

§ 2. Социологическое исследование по изучению степени участия культурно - досуговых учреждений Республики Бурятия в проектной деятельности

Выводы по исследованию

Заключение

Список использованной литературы

Глоссарий


Введение

 

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в том, что в условиях сокращения государственных расходов на деятельность социально-культурных учреждений, последние не обладают достаточной нормативно-правовой базой, теоретическими знаниями и практическим опытом в области привлечения внебюджетных источников финансирования. Одним из эффективных направлений привлечения дополнительных источников финансовых средств для некоммерческих организаций, является фандрайзинг. Данное направление пока не получило должного широкого практического применения, и в этом смысле является перспективным для данного исследования.

Степень изученности проблемы. Привлечение финансовых средств в учреждениях культуры изучено в работах Тульчинского Г.Л., Игумновой О.В., Куликовой Ю.П. Теоретическое понятие фандрайзинга достаточно широко раскрыто в литературе Тульчинского Г.Л., Жарковой Л.С., Куценко Е. В изданиях Холодцовой О.И., Игумновой О.В., Ильиной Е.В. описывается понятие "грант" и применение грантовых программ в учреждениях культуры. Изучен Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г.

Целью работы является исследование понятия "грант" и социологическое исследование по участию учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых конкурсах.

Задачи:

рассмотреть понятие "грант", грантовые программы как один из видов дополнительных источников финансирования;

раскрыть необходимость участия учреждений культуры в грантовых программах;

исследовать проектную деятельность учреждений социально-культурной сферы Республики Бурятия.

грант бурятия социальный культурный

Объектом данной работы являются дополнительные источники финансирования в социально-культурной сфере.

Предметом данной работы является грантовые программы как один из дополнительных источников финансирования.

Теоретической базой являются работы по исследованию дополнительных финансовых средств учреждений культуры, по изучению грантовых программ в системе фандрайзинга, примененные к поставленным целям и задачам.

Гипотеза исследования. В настоящее время роль государства в развитии отраслей культуры и искусства заключается, в основном, в формировании бюджетных расходов на основе минимальных социальных стандартов и определении минимума услуг учреждений культуры, которые должны предоставляться населению бесплатно за счет средств бюджетов различных уровней. В связи с этим, важнейшей задачей в реформировании сферы культуры становится использование внебюджетных источников финансирования учреждений культуры. Участие в грантовых программах как один из вариантов привлечения дополнительных средств финансирования для некоммерческих организаций с гипотетической точки зрения является весьма актуальным процессом.

Методологическая основа. Методологическую основу исследования составляют работы по исследованию менеджмента в сфере культуры (Тульчинского Г.Л., Жарковой Л.С., Шековой Е.Л. и др.); теоретические понятия о гранте (Тульчинского Г.Л., Холодцовой О.И., Игумновой О.В., Ильиной Е. В.); рекомендации по привлечению дополнительных источников финансирования (Куценко Е., Мак-Илроя Э., Золотовой Л. и др.).

Методы исследования. Изучение научной литературы по исследованию дополнительных источников финансирования в сфере культуры, работа с методическим материалом, анализ документов учреждений культуры.

База исследования. Базой исследования в данной работе являются учреждения социально-культурной сферы Республики Бурятия.

Научная новизна и практическое значение. Новизна исследования заключается в том, что такой процесс как "фандрайзинг" недостаточно широко применяется в учреждениях культуры, и как поиск дополнительных источников финансирования используется редко, особенно в учреждениях отдаленных поселений. Материал данного исследования может быть использован для детального изучения поиска дополнительных средств финансирования, а также для дополнительной информации о грантах и грантовых программах.

Положение, выносимое на защиту. Важной задачей в реформировании сферы культуры становится использование внебюджетных источников финансирования учреждений культуры. Несмотря на трудности, существуют учреждения, которые активно занимаются поиском дополнительных источников финансирования, а именно: участвуют в грантовых программах. Такое направление как фандрайзинг пока не имеет широкого практического применения в учреждениях культуры.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и глоссария. В первой главе раскрывается понятие "грант", его виды, а также рассматриваются грантовые программы в системе социально-культурной сферы. Во второй главе показаны результаты социологического исследования на тему "Участие учреждений культуры Республики Бурятия в грантовых программах".


Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях

 

Понятие о гранте

 

В настоящее время широкое распространение получили грантовые программы, как федеральные, так и региональные. С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая полноценного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).

Грант - средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы.

Более полное определение гранта дано в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Гранты - денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.

Процедура получения гранта имеет конкурсную основу, которую используют все грантодающие организации. Знание механизма действия грантового конкурса позволит руководителю учреждения правильно написать заявку на финансирование. Средства, выделяемые победителям для выполнения работ, определенных условиями гранта, поступают на лицевые счета. Эти средства имеют характер целевого финансирования. Но это действует только при одновременном выполнении условий, установленных пп.14 п.1 ст.251 НК РФ. Гранты не включаются в налоговую базу, если:

грантодателем является российская некоммерческая организация, международная или иностранная некоммерческая организация, включенная в Перечень, утвержденный Правительством РФ, физическое лицо;

получатель гранта - коммерческая или некоммерческая организация, физическое лицо;

форма гранта - денежные средства или иное имущество;

условия предоставления гранта - безвозмездно и безвозвратно;

обязательные условия для получателя гранта - раздельный учет средств, целевое использование средств и отчет перед грантодателем;

цели предоставления грантов - осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, проведение конкретных научных исследований.

Все средства грантов, предоставляемых безвозмездно физическим лицам и организациям в целях поддержки науки, образования и культуры и на другие цели, должны расходоваться исключительно в целях, указанных при выделении гранта, и не могут быть использованы ни на какие другие цели без письменного согласия грантодателя.

Организация, получившая грант, обязана использовать его по целевому назначению и представить отчеты о деятельности по исполнению гранта. В случае невозможности участия грантополучателя в исполнении гранта организация-донор прекращает дальнейшее финансирование гранта.

Следует обратить особое внимание на то, что целевое назначение гранта должно четко вытекать из условий грантового договора.

Обычно в грантовом договоре целям предоставления гранта посвящаются отдельная статья или раздел. Оптимальным является не только упоминание целей в общем виде, но и достаточно подробное описание мероприятий, которые грантополучатель обязуется осуществить для достижения этих целей. В отдельных случаях в грантовых договорах делается ссылка на приложения, которые являются неотъемлемой частью договора. В этих приложениях предусматривается описание мероприятий проекта.

Подробное описание целей, на которые предоставлен грант, необходимо для контроля со стороны как самого грантодателя, так и налоговых служб. Известно, что налоговые инспекции при проведении проверок правильности применения налоговых льгот особое внимание обращают на целевое использование грантовых средств.

Еще один момент, на котором стоит остановиться, это вопрос о безвозмездности грантов. В грантовом договоре должно быть указано на то, что грант предоставлен безвозмездно.

В российском законодательстве понятие безвозмездности трактуется как отсутствие встречной передачи имущества (в том числе денег) или встречного исполнения обязательств в отношении как грантодателя, так и третьих лиц, связанных с грантодателем какими-либо обязательствами.

При этом обязанность грантополучателя предоставить грантодателю отчет не является таким встречным обязательством, поскольку предоставление отчета является для грантодателя лишь средством контроля за целевым использованием выделенных им средств.

Заявка на финансирование подается в виде проекта. Как правило, в благотворительные и государственные фонды обращаются за поддержкой организации, выполняющие проекты, которые не принесут прибыли ее членам (исполнителям проекта, владельцам фирмы, учредителям организации и т.д.). Заявка необходима для того, чтобы убедить грантодателя вложить деньги в проект. Заявка может быть изложена всего лишь на одной странице (если таковы требования фонда) или занимать много страниц. Она может быть написана в виде письма или более формального документа.

Одна из важнейших частей заявки - титульный лист. Большинство рецензентов вначале читают лишь аннотацию, и если она нравится, переходят к чтению полной заявки. Поэтому аннотация должна быть предельно ясной, сжатой, конкретной и выразительной.

Введение содержит сведения об организации-заявителе. Объясняет, кто подает заявку, кто будет выполнять проект и почему заявители - исполнители (в силу своей квалификации, опыта, убеждений, репутации и т.д.) наилучшим образом выполнят задачи проекта.

Постановка проблемы описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта и как поставленная проблема соотносится с целями и задачами организации-заявителя. Формулировка проблем не должна отражать внутренние потребности организации. Широко распространена ошибка: многие заявители не понимают разницы между самой проблемой и путями ее решения.

Утверждения подобного рода не могут быть оценены количественно. Их главное назначение - показать тип проблемы, с которой имеет дело проект. Тем самым цели отличаются от задач.

Цели и задачи дают представление, каковы же будут итоги выполнения проекта. Цель - это во имя чего предпринимается проект. Задачи - конкретный эффект, достигнуть которого требуется в ходе выполнения проекта. Цели и задачи поставленной проблемы. Задачи и результаты поддаются количественной оценке. Из раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации.

Методы. Указываются мероприятия, которые необходимо провести для достижения намеченных результатов и для решения поставленных задач. Приводится схема организации работы по проекту и календарный план. Из раздела должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены.

Оценка и отчетность. Из этого раздела должно быть ясно, как предполагается определить в конце, достиг ли проект цели, и как будет контролироваться процесс выполнения проекта. В какой форме будет сделан отчет о проделанной работе и затраченных средствах.

Дальнейшее финансирование. Раздел объясняет, каким образом, за счет каких ресурсов заявитель надеется сохранить и расширить достижения данного проекта; убеждает грантодателя в том, что после израсходования средств гранта, найдутся ресурсы для поддержания данной инициативы. Раздел необходим, если предусматривается продолжение работ по проекту по окончании срока действия гранта.

Бюджет (смета). Раздел содержит список всех ресурсов, необходимых для проведения планируемых мероприятий; отвечает на вопросы: сколько денег требуется от грантодателя; из каких источников будут получены все остальные требующиеся для выполнения проекта ресурсы, и на что они будут потрачены.

Бюджет, или смета расходов, - возможно, самая главная часть заявки. Не всегда требуется подробно описывать существующую проблему, не все доноры дотошно интересуются применяемыми методами, однако бюджет просматривают все. Разные фонды предъявляют разные требования к составлению бюджета. Частные фонды обычно запрашивают менее подробные сведения, чем государственные.

Приложения включают дополнительные материалы, поясняющие содержание заявки. Пакет документов, подаваемый в фонд, обычно, кроме заявки, содержит еще сопроводительное письмо и приложения. Здесь обычно помещают материал, достаточно важный и полезный для проекта, но слишком подробный или громоздкий, чтобы помещать его в саму заявку.

Материалы, описывающие вашу организацию, могут включать собственно описание организации, примеры прежних проектов, подборку цитат из прессы о прежней деятельности организации, подборку финансовых документов. В описании указываются: полное название организации, почтовый адрес, телефон, телефакс, адрес электронной почты и др.

Помимо собственно описания организации фонд может затребовать ряд документов, характеризующих ее с финансовой стороны: результаты аудиторской проверки, подтверждение статуса неприбыльной организации, календарный (рабочий) план (таблица мероприятий проекта с указанием последовательности их выполнения и ответственного лица), список должностей (рабочих) обязанностей персонала и др.

 

Виды и типы грантов

 

С точки зрения периодичности проведения программы гранты делятся на:

разовые конкурсы - программы грантов, которые проводятся один раз. Как правило, они направлены на достижение определенных целей или задач;

) цикличные конкурсы - программы грантов, которые повторяются через определенные промежутки времени - один-два раза в год;

) постоянные конкурсы - программы грантов, которые не имеют определенных сроков подачи заявок на финансирование. Проекты рассматриваются по мере поступления;

) конкурсы грантов либо проводятся благотворительными фондами самостоятельно, либо несколько организаций объединяются для совместного финансирования.

Существует большое количество различных типов грантов. Перечислим основные из них:

гранты общей поддержки - благотворительная помощь, оказываемая неприбыльным организациям на поддержку их основной деятельности, обеспечение устойчивости и развития.

гранты на программы или проекты - благотворительная помощь, предоставляемая на реализацию конкретного проекта или программы.

гранты с частичным финансированием - вид благотворительной помощи, предполагающий обязательное привлечение дополнительных источников финансирования (другие донорские организации или собственные средства неприбыльной организации).

капитальные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая на капитальные затраты неприбыльной организации (приобретение недвижимости, ремонт, приобретение необходимого оборудования).

корпоративные гранты - благотворительная помощь, которая оказывается неприбыльным организациям предпринимательскими структурами; либо гранты, предполагающие софинансирование проекта бизнесом.

начальные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая неприбыльным организациям на начальном этапе их развития (как правило, до 1 года) в целях обеспечения их устойчивости и институционального развития; либо гранты на создание новых организаций (новых направлений в рамках действующей организации).

гранты в натуральной форме - благотворительная помощь, предоставляемая в виде материальных ценностей, а не денежных средств.

перспективные гранты - благотворительная помощь, предоставляемая организации в размере, равном учредительному фонду организации, но выплачиваемая по частям (доля выплаты равна сумме доходов, которую получила бы организация за год, если бы учредительный взнос был сделан один раз).

посреднические гранты - благотворительная помощь, предоставляемая спонсором для проведения социально ориентированной политики от его имени.

) стимулирующие гранты - благотворительная помощь, составляющая определенный процент от необходимой суммы с целью ее стимулирования к дальнейшему обращению к донорам; либо средства, выделяемые на проведение кампаний по сбору средств для некоммерческих организаций.

) целевые гранты - благотворительная помощь, предоставляемая целевым образом для осуществления конкретной деятельности.

Из всех имеющихся в законодательстве случаев использования слова "грант" можно выделить следующие виды грантов:

) Грант как пожертвование. Пожертвование имущества юридическому лицу может, а не должно быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п.3 ст.582 НК РФ) . Этим вариантом не могут воспользоваться многие некоммерческие организации, не перечисленные в ст.582 НК РФ - ассоциации, союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и др. Безвозмездную передачу имущества в собственность таким организациям следует признавать простым дарением, которое не входит в перечень целевых поступлений, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль.

) Научный грант. Как писалось выше, полное определение гранта содержится в ст.2 Федерального закона от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Но это определение касается только научных грантов, и оно не применимо на практике из-за отсутствия решения Правительства о получении права на предоставление грантов.

) Благотворительный грант. Федеральный закон от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" дает определение благотворительных грантов как благотворительных пожертвований, носящих целевой характер и предоставляемых гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной формах (ст.15). Однако понятие "благотворительный грант" не применимо к коммерческим организациям, и для целей налогообложения пожертвование является самостоятельным видом целевых поступлений.

) Государственные гранты. В российском законодательстве существует понятие государственных грантов. В ст.17 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и в ст.13 Закона РФ от 19.02.93 № 4530-1 "О вынужденных переселенцах" это одна из форм государственной поддержки общественных объединений в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ по их заявкам.

) Президентские гранты. В некоторых нормативных актах слово "грант" используется как синоним стипендии. Например, гранты (стипендии) Президента РФ присуждаются талантливым журналистам в целях обеспечения их работы над общественно значимыми проектами (Указ Президента РФ от 09.01.97 № 5 "Об учреждении премии и грантов (стипендий) Президента Российской Федерации в области печатных средств массовой информации").

) Бюджетная субсидия. С точки зрения ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, грант - это бюджетная субсидия, или субвенция.

Можно вывести следующие общие признаки гранта: безвозмездность, целевой характер, общественная полезность.




2020-03-19 469 Обсуждений (0)
Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава I. Гранты как дополнительный источник финансирования в социально-культурных учреждениях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)