Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А)  Сущность и виды инфляции.



2020-03-19 221 Обсуждений (0)
А)  Сущность и виды инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок




Российский Университет Дружбы Народов

_______________________________________________

 

Экономический факультет

Кафедра политической экономии

 

Реферат по курсу

 "политической экономии"

Тема:

 Современная теория инфляции и антиинфляционная политика.

 

 

второй курс

группа ээ-202

Выполнила:

Научный руководитель: Струков Н.А.

 

Москва 1997

 

Содержание:

СТР.

1)  Введение                                                                                            03

2)  Теоретические основы инфляции:

а) Сущность и виды инфляции                                                         04

б)Причины и последствия инфляции                                               08                                                  

3) Антиинфляционная политика и антиинфляционные действия

принимаемые в России                                                                     13

4) Заключение                                                                                        16

 

1)  Введение.

Выбирая тему для реферата я преследовала две цели. Во-первых мне хотелось, что бы тема была актуальной, а во-вторых интересной. Проблемы инфляционных процессов мне кажутся в настоящее время очень важными. Я считаю, что снижение инфляции - это одна из самых важных задач, которая стоит перед нашими экономистами. И мне, как будущему экономисту, интересно изучить данную область экономики.

Цель моей работы заключается в том, что бы показать насколько опасно обесценивание денег для экономики страны и, в особенности для России. А так же, изучив некоторые экономические журналы и газеты выявить тенденции антиинфляционной политики на сегодняшний день.

Нужно отметить, что за последние года, проблемы, связанные с инфляцией возросли. И в следствии с этим в экономических изданиях появилось очень много статей связанных с инфляционными процессами. В силу ограниченности во времени, мне не удалось проштудировать всю эту литературу. Но на мой взгляд, достаточно изучить несколько статей и становятся ясны идеи современных экономистов о проблемах связанных с инфляцией.

 

Теоретические основы инфляции.

А)  Сущность и виды инфляции.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что ее появление связано чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых она неразрывно связана.

Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20х годов.

Наиболее лаконичное определение инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен. Однако трактовку инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полной. Инфляция, хоть она проявляется только в росте товарных цен не является сугубо денежным феноменом. Инфляция есть тонкое социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Одновременно, инфляция - одна из наиболее острых проблем современного развития экономики практически во всех странах мира.

Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах. Так, во время войн государства часто выпускали большие количества необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В последние двадцать - тридцать лет инфляция стала хроническим заболеванием экономик многих стран мира.

"Измеряется инфляция с помощью индекса цен. Для вычисления индекса цен берут соотношение между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора ("рыночной корзины") для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

 

Индекс цен        Цена "рыночной корзины" в данном периоде

в данном   = ——————————————————————— х 100

периоде        Цена аналогичной рыночной корзины в базовом

                                                        периоде"[1]

 

Инфляция может протекать умеренно - быть ползучей, в условиях которой цены возрастают не более чем на 10 % в год. Многие современные экономисты, в том числе современные последователи экономического учения Кейнса считают такую инфляцию необходимой для эффективного экономического развития. Такая инфляция позволяет эффективно корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и спроса.

Галопирующая инфляция, при которой характерен рост цен от 20% до 200% в год является уже серьезным напряжением для экономики, хотя рост цен еще не сложно предсказать и включить в параметры сделок и контрактов.

Наиболее губительна для экономики гиперинфляция, представляющая собой астрономический рост количества денег в обращении и как следствие катастрофический рост товарных цен. Роль самих денег в таких случаях сильно уменьшается и население, да и промышленные предприятия преимущественно переходят на другие, гораздо менее эффективную формы расчета, например - бартер. В отдельных случаях появляются параллельные валюты, сильно возрастает роль иностранных валют. Гиперинфляция наносит сильнейший удар даже по наиболее состоятельным слоям общества. Большинство экономической литературы приводит в качестве примеров Никарагуа периода гражданской войны (33000% - среднегодовой прирост цен) или же послевоенную Венгрию, однако новейший пример с Сербией показал, что это еще далеко не предел. В результате экономического эмбарго мирового сообщества против этой бывшей союзной республики Югославии годовой рост цен составляет 3,000,000,000%, а, к примеру, средняя заработная плата составляет сумму равную 1 DM при том, что цены выросли еще значительнее, а многие промышленные товары просто исчезли из предложения. Более быстрое возрастание цен по отношению к уровню инфляции можно легко объяснить при помощи формулы MV=PQ. Несмотря на равенство M и V нельзя забывать про показатель скорости оборота денег V. Вследствие утраты у хозяйственных субъектов доверия к национальной валюте оборот денег чрезвычайно увеличивается, что в данном случае равносильно увеличению их количества. Соответственно цена увеличивается гораздо больше, чем количество наличных денег в обороте. В раскручивании спирали гиперинфляции чрезвычайную роль также играют инфляционные ожидания.

Все эти виды инфляции существуют только при открытом ее состоянии - т.е. при относительно свободном рынке. При подавленной же инфляции рост цен на товары и услуги может и не наблюдается, а обесценение денег может выражаться в дефиците предложения.           

Также разделяют два типа инфляции - сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены поднимаются относительно умеренно и одновременно на большинство товаров и услуг. В этом случае по результатам среднегодового роста цен поднимается процентная ставка государственного банка и таким образом ситуация становится равносильной ситуации со стабильными ценами. В случае же несбалансированной инфляции цены на различные товары и услуги повышаются разновременно и на по-разному н каждый тип товара.

Существуют и другие виды классификации инфляции, например, на ожидаемую и неожидаемую. Ожидаемую инфляцию можно спрогнозировать на какой-либо период времени и она зачастую является прямым результатом действий правительства. В качестве примера можно привести либерализацию цен в России 92го года и соответствующий прогноз роста цен, подготовленный правительством РФ накануне - в декабре 91го года.

Неожидаемая инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на системе налогообложения и денежного обращения. В случае наличия у населения инфляционных ожиданий такая ситуация вызовет резкое увеличение спроса, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину общественного спроса, что ведет к сбою в прогнозированию тенденций в экономике и при некоторой нерешительности правительства еще сильнее увеличивает инфляционные ожидания, которые будут подстегивать рост цен. Однако в случае, когда внезапный скачок цен происходит в экономике не зараженной инфляционными ожиданиями, то возникает так называемый “эффект Пигу” - резкое падение спроса у населения в надежде на скорое снижение цен. Вследствие снижения спроса производитель становится вынужден снижать цену и все возвращается в состояние равновесия.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие темпы инфляции содействуют временному оживлению конъюнктуры посредством росту цен и нормы прибыли. По мере увеличения темпов инфляции она превращается в реальное препятствие для производства и обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе. Галопирующая инфляция дезорганизует производство, наносит серьезный экономический ущерб, затрудняет проведение экономической политики. Также неравномерный рост цен усиливает диспропорции между отраслями экономики, искажает систему потребительского спроса и обостряет проблему реализации товаров на внутреннем рынке. Галопирующая инфляция активизирует спрос до уровня, на котором он не может быть насыщен промышленностью, а товарный дефицит, в свою очередь, подрывает стимулы к денежному накоплению. Сбережения населения обесцениваются, потери несут банки и другие кредитующие учреждения.



2020-03-19 221 Обсуждений (0)
А)  Сущность и виды инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А)  Сущность и виды инфляции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (221)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)