Требования к учителю географии органов народного образования
12 Современный учитель географии. Какой он? Содержание Введение Требования к учителю географии органов народного образования Требования к учителю географии среди учеников средних классов Заключение Список литературы Приложение 1 Введение
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) - человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово "профессионально". Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать, умеют действовать в соответствии с педагогическими законами, несут в установленном порядке ответственность за качественное исполнение своего профессионального долга. Таким образом, значимость личности педагога огромна, личность педагога оказывает огромное влияние на личность ученика и на его уровень подготовки по предмету. Именно от учителя, от модели ведения урока, от владения информацией зависит и интерес у учеников к предмету. Не является исключением и такой предмет, как география. От метода преподавания, от уровня знаний педагога будет зависеть успех урока, интерес учеников к данному предмету, и как следствие высокий уровень усвоения знаний по географии. Цель: Выявить характеристику современного учителя географии. Задачи: Осуществить теоретический анализ профессионально важных качеств личности педагога согласно ГОС ВПО и ФГОС ВПО; · Определить требования к профессиональной подготовке учителя географии, предъявляемые со стороны органов народного образования, общества, школы; Выявить среди учеников средних классов и студентов старших курсов факторы, определяющие интерес к предмету география; Проанализировать полученные исследования. Объект исследования: педагогические качества личности учителя Предмет исследования: влияние личности учителя на образовательный процесс и интерес к предмету география. Методы исследования: анализ государственных нормативных документов высшего профессионального образования, анкетирование … Требования к учителю географии органов народного образования
Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагогов. С каждым годом выходят новые стандарты образования, новые требования. Проследить изменения в требованиях к педагогу можно сравнив нормативные документы ранее изданные, и современные. . Сборник нормативных документов, 1988 год. Общие требования к специалисту, согласно нормативным документам 1988 г. [2] формулировались следующим образом. В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистко-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции. Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины. Советский специалист должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди учащихся. Специалист должен знать: основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач; дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания географии; методику воспитательной работы (в том числе методику работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, пионерской и комсомольской работы, воспитательной работы во внешкольных учреждениях, профориентационной работы); методы организации трудового воспитания и обучения; основы географической науки и специальные дисциплины, в том числе: физическую географию СССР, экономическую и социальную географию СССР, экономическую и социальную географию мира и зарубежных стран, географию материков и океанов, геологию, картографию с основами топографии, общее землеведение, географию почв с основами почвоведения, биогеографию и др.; развитие географической науки, современные проблемы, стоящие в этой отрасли знаний; проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов; организацию природоохранительной деятельности в СССР; основы современного производства; содержание и принципы организации школьного образования по географии; программы и учебники; вопросы формирования различных ученических коллективов и руководства ими; требования к оснащению и оборудованию школьных кабинетов географии, организации школьных географических площадок; применяемые средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки; принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения научных исследований и методической работы по специальности, подготовки информационных и научно-методических материалов; основы советского права и научной организации труда. Специалист должен уметь: применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-педагогических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций; вести учебно-воспитательную работу, определять степень и глубину усвоения учащимися программного материала, прививать им навыки самостоятельного пополнения знаний; пользоваться разнообразными методами и формами обучения, прогрессивными приемами руководства учебной, трудовой, общественной, спортивной и художественно-творческой деятельностью учащихся; использовать учебно-лабораторное оборудование, специальную аппаратуру, технические средства обучения и современную вычислительную технику; формировать у учащихся первичные знания: об окружающем мире, географии Земли, стран и народов; о важнейших природно-климатических и геологических процессах, строении земных недр, минеральных ресурсах Земли и сферах их использования, почвах, основных географических зонах и экономических регионах, океанических и атмосферных явлениях, сущности территориально-производственных и природных комплексов, социалистической экономической интеграции; социалистическом и капиталистическом разделении труда; прививать учащимся навыки определения и изучения природных объектов, ориентировки на местности, определения. координат и составления различных географических карт; проводить наблюдения и объяснять учащимся природные явления и процессы: организовывать и осуществлять краеведческую и природоохранительную внеклассную работу, используя ее результаты в учебно-воспитательном процессе; осуществлять идейно-политическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся; анализировать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт; систематически повышать свою профессиональную квалификацию; применять рациональные приемы поиска, отбора и использования информации, ориентироваться в выпускаемой специальной литературе по профилю подготовки и смежным вопросам; осуществлять научно-исследовательскую и методическую деятельность; на практике применять знания в области научной организации и охраны труда; организовывать социалистическое соревнование в коллективах; вести лекционную и пропагандистскую работу. [2] . Нормативные документы, 2002 год Общие требования, предъявляемые к учителю: Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподавания географии, способствует развитию личности школьника, его гражданской позиции, научной, экологической и экономической грамотности. В соответствии со статусом учебного учреждения осознанно выбирает учебный план и соответствующую ему программу школьного предмета "География", а также ее учебно-методическое обеспечение. Использует разнообразные методы, средства, формы организации обучения и учебной деятельности школьников, в том числе новые педагогические технологии. При планировании учебного процесса учитывает соотношение основных компонентов содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности), устанавливает рациональное соотношение теоретических и эмпирических знаний, реализует краеведческий принцип обучения географии. Обеспечивает выполнение учебной программы, достижение учащимися уровня образования не ниже предусмотренного государственным образовательным стандартом по географии. Соблюдает права и свободы учащихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию школьника. Имеет широкий кругозор в области географии, экологии и смежных с ними дисциплин. Несет ответственность за выполнение графика учебного процесса, качества образования. Участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы своего образовательного учреждения. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Обеспечивает выполнение требований безопасности труда и санитарно-гигиенических норм, отвечает за жизнь и здоровье учащихся во время учебного процесса. Пополняет, сохраняет и систематически использует оборудование школьного географического кабинета. В своей работе учитель руководствуется основными положениями Конституции РФ, законодательством Российской Федерации в области образования. Учитель должен знать: Основы естественных и общественных наук, необходимые для ориентации образовательных и воспитательных задач посредством обучения школьников географии; основы психолого-педагогических наук, теории и концепции ученых, раскрывающие закономерности формирования личности, воспитания и развития учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; проблемы и современный уровень географической науки, ее роль в решении социально-экономического развития страны; цели школьной географии, ее вклад в формирование личности школьников, в воспитание экологической культуры; структуру и содержание школьной географии в объеме, достаточном для обеспечения уровня преподавания учебного материала в рамках общеобразовательных учреждений, зафиксированного в государственном образовательном стандарте по географии; альтернативные концепции содержания школьной географии; методы, средства и формы организации обучения, обеспечивающие достижение результатов требованиям государственного образовательного географического образования в соответствии с выбранными программами и учебно-методическим обеспечением; требования к материальной базе обучения предмету (кабинет, УМК, экологическая тропа, краеведческий музей и др.). Учитель должен уметь: обосновать свой выбор программ и учебно-методического обеспечения; проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены; планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности; организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую (по изучению географии своего региона), включать в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и умений, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету, осуществлять контроль и аттестацию учащихся; организовывать работу школьников в учебном кабинете и на местности, используя имеющееся оборудование и технические средства; осуществлять связь обучения географии с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности; вести внеклассную работу по географии, руководить краеведческой или экскурсионно-туристической работой и школе. [1] . Профессиограмма, 2010 год (новейшие требования). Профессиограмма "Географ" Виды деятельности: ― проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению; ― выявление природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения; ― изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества; ― организация экологического мониторинга; ― анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов; ― управление природопользованием; ― выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы; ― проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня; ― проектирование типовых природоохранных мероприятий; ― производство оценка воздействий на окружающую среду: ― обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности; ― проведение экологической экспертизы; ― разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды; ― учебная работа в вузах, колледжах, средних общеобразовательных школах. Личностные качества, способствующие успешной деятельности: Способности: ü образная зрительная и ассоциативная память; ü развитое воображение; ü умение воспринимать и различать широкий спектр цветов и оттенков; ü тонкая ручная моторика; ü творческое мышление; ü распределение и переключение внимания; ü способность анализировать информацию; ü способность работать с картами, схемами, символами; Личностные качества, интересы и склонности: ü любовь к природе; ü наблюдательность; ü аккуратность, тщательность при выполнении графических работ; ü эмоционально-волевая устойчивость; ü физическая выносливость, готовность к походным условиям. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: ü рассеянность, невнимательность; ü неаккуратность; ü неорганизованность; ü быстрая утомляемость. Области применения профессиональных знаний: ü региональные учреждения Министерства природных ресурсов РФ; ü природоохранные организации; ü экологические организации; ü изыскательские, проектные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы; ü сфера образования (вузы, колледжи, школы). [3] На каждом этапе модернизации школьного образования уровень требований растет, но остаются неизменными и некоторые показатели. [Приложение 1].
12
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |