Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


C пособности и одаренность на примере математики



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
C пособности и одаренность на примере математики 0.00 из 5.00 0 оценок




Способность, взаимосвязь способностей и знаний, умений, навыков

 


Проблема исследования способностей в психологии и педагогике

Способности человека

 

Способности - индивидуальные психологические особенности свойств и качеств личности, являющиеся условием выполнения успешности той или иной продуктивной деятельности.

Одаренность это -

) качественное своеобразие сочетания способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности;

) умственный потенциал (интеллект) как целостная индивидуальная характеристика проявления познавательных возможностей и способностей к учению;

) совокупность задатков природных данных к проявлению своеобразий в различных видах деятельности, предпосылок к реализации индивидуальных способностей личности.

Креативность - (от англ. - творить, создавать) - творческая созидательность с проявлением новых идей, определяющих развитие в искусстве, науке, технике и т.д.

Креатор - творец, автор, создатель.

Талант - (от греч. - мера) - уровень способностей, прежде всего, специальных, о которых можно судить по результатам деятельности человека, отличающихся принципиальной новизной и оригинальностью к выборам новых методов, средств и способов осуществления творческих замыслов и идей.

Определение понятий этих терминов изложены в трудах известных отечественных и зарубежных психологов, которые исторически закрепляются в словарном фонде, предназначенном для однозначного толкования употребляемых слов в содержании научных работ.

Смысловое определение этих терминов дает основание, что для развития современных теоретических и методологических психологических знаний в области научных исследований способностей и креативности личности студентов, необходимо проанализировать и обобщить опыт научных данных в этой области знаний.

Исторический анализ существования человеческого общества на разных стадиях его развития показал, что люди всегда проявляли свои исключительные способности в различных видах деятельности в целях обеспечения условий выживаемости, продолжения своего рода и удовлетворения постоянно растущих потребностей (профессиональных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, материальных, психофизиологических и других).

Любой человек в целях обеспечения условий своей жизнедеятельности всегда проявляет профессиональные способности, без реализации которых человечество просто бы не существовало. Но всегда в любом обществе доминируют потребности в прогрессе, обеспечивающие все более и более благоприятные условия жизнедеятельности. Реальное осуществление этих потребностей связанно с проявлением индивидуальных способностей человека в условиях социальной среды.

Можно выделить следующие способности человека, связанные с условиями его жизнедеятельности и проявляемые в различных видах деятельности:

• интеллектуальные;

• лингвистические;

• логико-математические;

• художественные;

• креативные (творческие);

• музыкальные;

• психофизиологические;

• физические;

• самопознание и самоанализ;

• выполнение тонких и координированных действий и движений;

• познание других людей;

• остроумие;

• организаторские;

• деловые;

• гипнотические;

• эмоциональные;

• познавательные;

• двигательно-волевые;

• инженерно-технические;

• религиозные;

• этико-эстетические и др.

Эти способности на всех стадиях развития человеческого общества обусловливаются генетическими, природными задатками человека и проявляются в целях удовлетворения жизненно важных потребностей, иногда в зависимости, а иногда и вне зависимости от условий социальной среды.

С понятием «способность» связанны понятия не только одаренность, но и креативность и талант.

Исследования индивидуальных психологических особенностей проявления способности личности, являющимися условием успешного выполнения продуктивной деятельности, стали проводиться в XIX веке, когда работами Ф. Гальтона было положено начало экспериментальному и статистическому исследованию различий личности в процессе овладения деятельностью с целью определения, насколько быстро и основательно, легко и прочно индивид при прочих равных условиях осваивает способы ее организации и осуществления.

Ф. Гальтоном и его школой (последователей) было установлено, что способности человека связанны с общей направленностью целей и мотивов деятельности, предполагалось, что формирование и развитие способностей происходит на основах природных индивидуальных задатков.

В отечественной психологии проблема способностей освещается в работах Б.М. Теплова и Н.С. Лейтеса, посвященным проблемам умственных способностей, одаренности и их индивидуальным различиям.

С.Л. Рубейнштейн утверждает, что «способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», «исходные природные различия между людьми являются различными не в готовых способностях, а именно в задатках» (имеется в виду генетических).

Остается согласиться с этими утверждениями, хотя вопросы, связанные с исследованиями способностей и креативности личности остаются до нашего времени дискуссионными.

Креативность - это способность личности выдвигать идеи, творить и создавать что-то прогрессивно новое, это психологическое осознанное проявление активности направленности деятельности всегда зависит от способности энергезировать волевые процессы, направленные на осуществление порождаемых идей.

Понятия одаренность, креативность, талант, гениальность, абсолютно взаимосвязаны и неразделимы в единой структуре системы генетических задатков проявления способностей, энергезирующих активность человека в процессах его самореализации на путях достижений поставленных целей.

Индивидуальные психологические познавательные, эмоциональные и двигательно-волевые процессы, связанные с индивидуальными психологическими свойствами и способностями человека определяются, по мнению известных ученых, генетическими природными задатками, вне зависимости от условий социальной среды.

Биографический анализ личностей, проявивших свою креативность и достигших всеобщую признательность, подтверждает это научно обоснованное положение.

Приведем примеры, для подтверждения этого положения, когда природно-генетические задатки проявляются уже с раннего возраста. Трехлетний Моцарт, четырехлетний Гайдн, пятилетний Мендельсон, восьмилетний Прокофьев, одиннадцатилетний Шуберт, двенадцатилетний Вебер проявили свои способности в музыкальном творчестве.

В раннем возрасте проявили свои поэтические способности А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин.

Из жизни некоторых отечественных замечательных людей, проявивших свою незаурядность в сложной для России социальной обстановке, можно назвать: М. Горького, И. Шадра (Иванова), В. Маяковского, И. Павлова, С. Королева, и мн. др.

В пластическом искусстве способности к творчеству (креативность) проявились у Рафаэля и Грёза в 8 лет, у Ван-Дейка и Джотто - в 10 лет, у Микеланджело - в 13 лет, у Дюрера - в 15 лет.

В области поэзии у Байрона и Шиллера - в 16 лет.

В научной области ранними примерами проявления креативности и способности реализации своих творческих математических дарований могут служить: Паскаль, Лейбниц, Ньютон, Лагранж, Гаусс и др.

Продуктивность реализации индивидуальных способностей одаренности, креативности, таланта и гениальности человека всегда проявляется в конкретном виде деятельности и не всегда связанна с возрастом индивида и условием его социальной среды.

Следует отметить следующие теоретические предположения, основанные на результатах анализа научных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов.

. Подтверждается первичность генетических природных задатков человека в проявлении его способностей и креативности в различных видах деятельности.

. В структуре психологических понятий - способность, креативность, одаренность и талант энергизирующим активизацию этих процессов является осознание необходимости удовлетворения потребностей самореализации в избранных видах деятельности.

. Невозможность формирования генетических и природно-обусловленных проявлений способностей и креативности на стадиях обучения студентов.

. Целесообразность проведения диагностики индивидуальных способностей и креативности студентов не только на основе оценки результатов их знаний по изучаемым дисциплинам, но, в основном, на базе специальных лабораторных психофизиологических исследований свойств и качеств личности.

. В сферах сервисной деятельности туризма и гостеприимства целесообразно развивать креативные способности студентов в рекламной деятельности, информирующей отечественные достижения в различных сферах искусства, архитектуры и градостроения, природных достопримечательностей, инженерно-технического искусства, исторически-национальных достояний, а так же в сферах обеспечения сервиса.

. Для диагностики и развития способностей креативности студентов необходимо проведение профессионального психологического подбора кадров, способных решать задачи, связанные с развитием способности и креативности студентов.

C пособности и одаренность на примере математики

 

Психологический аспект позволяет рассмотреть внутренние механизмы развития одаренной личности, определить приоритеты и иерархию в понятиях «способности», «одаренность», «талант», «гениальность». Необходимо определить место математических способностей, их содержательную сторону, структуру, особенности диагностики и связь с умственным развитием личности.

Наконец, педагогический аспект найдет выражение в раскрытии условий, позволяющих развивать математические способности школьников. Это, в свою очередь, будет способствовать определению содержания подготовки будущих учителей математики, формированию у них готовности работать с математически одаренными детьми.

Рассмотрим проблему одаренности, способности к математике. Категория «одаренность» происходит от глагола «одарить», который включает в себя два значения: наделить всех чем-либо; наделить всех чем-либо сверх меры.

Несмотря на богатую историю изучения одаренности на Западе и в нашей стране терминологический смысл ее не вполне определился. Понятие «одаренность» имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках или уровне умственного развития, характеризующим каждого человека. Так, психолог Н.С. Лейтес подчеркивает, что одарены все, но в различной степени [3]. В.Э. Чудновский и В.С. Юркевич в своем исследовании опираются на термин «одаренность», имея в виду высокий уровень развития способностей как общих (умственных), так и специальных. При этом уровень развития способностей значительно отличается от среднего [10].

При выявлении сущностной характеристики одаренности мы вслед за многими исследованиями склонны придерживаться взглядов Б.М. Теплова, который исходил из идеи: «При установлении основных понятий об одаренности наиболее удобно исходить из понятия способность».

Важной, на наш взгляд, при рассмотрении данной проблемы является позиция, при которой понимание одаренности трактуется не только как интеллектуальная характеристика, соответствующая определенному представлению о высоком развитии возможностей человека. «Одарен, необычно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность». Целостный подход к одаренному человеку, прежде всего к ребенку как к личности, необходим, чтобы развить его способности, реализовать его дар.

Определен ряд факторов (Ю.З. Гильбух), которые обуславливают одаренность:

.   биологическое - все общее по происхождению, хотя и необязательно тождественное у человека с животным;

.   природное - все существующее в человеке, независимо от влияния на него других людей;

.   врожденное - все существующее, созревающее и стареющее в человеке, на основе его персональных свойств;

.   прирожденное - все свойственное человеку уже в момент его рождения; наследственное - все существующее и развивающееся в человеке на основе генного фонда родителей;

.   приобретенное - все возникающее и развивающееся в человеке на основе внешних на него воздействий; социальное - все возникающее в человеке как члене общества и в результате общения друг с другом.

Многие научные исследования рассматривают категории «способность», «одаренность» в соответствии с понятиями «талант», «гениальность». Талант - высокий уровень способностей, характеризуется оригинальностью продукта труда.

Психологический словарь дает следующее определение этого понятия: «Совокупность способностей (одаренность), позволяющая получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким совершенством и общественной значимостью… Сочетание частных способностей, составляющих талант, в каждом случае бывает особым, присущим именно данной личности».

Всякий талантливый человек одарен от природы, но не всякий человек может быть талантливым. В определении таланта нет единого взгляда среди ученых. Интерес вызывает то, что многие из них считают неотъемлемым компонентом таланта творчество.

Современный педагог И.П. Волков, занимающийся в школе с детьми, считает: «Если с раннего детства выявить и развить индивидуальные способности учащихся, то формирование талантов становится таким же рядовым явлением, как и подготовка высших специалистов вообще, будь то слесарь, врач, учитель…». При этом хотим подчеркнуть, что опорной точкой берется понятие «способности».

Более однозначно трактуется понятие «гениальность». В психологических словарях «гениальность - высший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. О наличии гениальности можно говорить лишь в том случае, если личность достигает результатов в творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры» [5, C. 77]

Для гения характерны чрезвычайная творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление устаревших норм и традиций. При определении гениальности подчеркивается не только тот фактор, что гениальность дана природой, но и, исходя из ее общественной значимости, указывается: во многом ее реализация зависит от общества, в частности, от образования.

Все выше сказанное позволяет нам определить способности как основной критериальный признак, сущностную характеристику различных видов одаренности. Мы считаем необходимым сосредоточиться в нашем исследовании именно на категории «способности» как наиболее существенном в теоретическом плане, а также исходя из ее практической значимости.

Проблема способностей достаточно широко исследовалась в психолого-педагогической науке. Определение способностей, данное в психологическом словаре, выражает сущность данной категории следующим образом: «Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности» [5, C. 353].

При изучении данной категории все исследования выделяют три основные проблемы: происхождение и природа способностей, типы и диагностика особых видов способностей, закономерности развития и формирования способностей. Для нашего исследования важно определить позицию по каждой из названных проблем.

Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его последователями концепции, врожденными могут быть лишь анатомофизиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. С.Л. Рубинштейн считал, что в основе способностей лежат «наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков», под которыми подразумеваются анатомо-физиологические способности мозгового аппарата человека.

При этом психолог отмечает, что, «развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка» [C, с. 533].

Задатки весьма многозначны и являются предпосылками развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обуславливаются, но не предопределяются ими.

Задатки обуславливают разные пути формирования способностей и влияют на уровень достижения, быстроту развития.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Для нас более важным является раскрытие вопроса о развитии в онтогенезе. «Задатки становятся реальными способностями, реализуются, превращаются в действительность только через деятельность», - утверждает Б.Г. Ананьев [1, C. 124].

Придавая большое значение задаткам, не стоит представлять способности как их совокупность. Между задатками и способностями существует большая разница; между ними лежит весь путь развития личности. Психологический механизм становления способностей раскрывается наиболее удачно в работах Л.С. Рубинштейна. Он показывает, что «психологический процесс переходит в способности по мере того, как связи, определяющие его протекание, «стереотипизируются»» [7].

Способности формируются в процессе осуществления разнообразной деятельности, в сложной системе взаимодействий индивида с другими людьми. В исследованиях Т.И. Артемьевой указывается на характеристику способностей не только в психологическом плане, но и в социальном, которые являются одним предрасположением к предельной деятельности, а также в продуктах конечного труда: «…способности не всегда и не обязательно являются результатом только его (человека) собственной деятельности, а выступают как общественно-потенциальная возможность, предпосылка его деятельности как индивида» [2, C. 42].

Для определения педагогического подхода к данной проблеме большую роль играет позиция С.Л. Рубинштейна в раскрытии способностей, в основе которых лежат легкость усвоения новой деятельности и широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую. В то же время автор подчеркивает, что способности нельзя сводить к знаниям, умениям, навыкам. При развитии способностей существенную роль играет своеобразная диалектика между ними и умениями.

Совершенно очевидно, что они не тождественны, но тесным образом друг с другом связаны; притом связь эта взаимная. С одной стороны, освоение умений предполагает наличие определенных способностей, а с другой - само формирование способностей к определенной деятельности предполагает освоение связанных с ней умений, знаний и т.д. «Эти знания, умения и т.д. остаются чем-то современно внешним для человека, лишь пока они не освоены. По мере того, как они осваиваются, т.е. превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствует развитию способностей» [7, C. 535].

Важное значение имеет и положение о том, что по мере того как человек на материале определенной системы знаний по настоящему осваивает приемы обобщения, умозаключения и т.д., у него не только накапливаются умения, но и формируются способности.

Способности имеют комплексную структуру, складывающуюся из разнообразных компонентов. В связи с этим определенный интерес для нашего исследования имеет широко распространенное явление компенсации: при определенной слабости или даже отсутствии одних компонентов высокие способности к осуществлению некоторой деятельности формируются в процессе развития других компонентов. Этим же объясняется наблюдаемое различие в сочетаниях личностных и физиологических характеристик лиц, проявивших высокий уровень развития способностей к какой-либо одной определенной деятельности.

Хотя единой и общественной типологии в психологических исследованиях не разработано, обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации, и используют в качестве принципов ее построения, отмечая в основных видах деятельности различия, связанные с особенностями высшей нервной деятельности, операциональные определения и т.п.

Обычно различают:

общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);

специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности, например математические способности).

Специальные способности органически связаны с общими. Общие способности (терминологически могут быть представлены как «общая одаренность», «интеллектуальные способности», «умственные способности» и т.п.) представляют собой единство общих моментов способностей, обуславливающее диапазон интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.

Общая одаренность представляет собой основу развития самых различных способностей и, в свою очередь, во многом является результатом развития специальных способностей.

Ю.З. Гильбух пишет, что многозначность терминологии может представлять:

любой уровень умственных способностей данного человека независимо от места в диапазоне индивидуальных различий, причем этот уровень обуславливается главным образом врожденными качествами нервной системы; эти качества фактически отождествляются со способностями;

уровень умственных способностей, которым обладают наиболее развитые 2% людей;

другие значения отличаются соответственно от первого и второго тем, что доминирующую роль в отношении уровня одаренности отводят культурно-педагогическим факторам (культурная среда, качество образования).

Анализируя данные подходы с точки зрения предмета нашего исследования и принимая во внимание, что процесс подготовки одаренных детей в современном образовании носит массовый характер и требуется специальная подготовка учителей для обеспечения этого процесса, можно сделать вывод, что ориентация на 2% наиболее развитых детей не оправдывает себя. Это является дополнительным доводом в нашем стремлении ориентироваться на развитие способностей детей как наиболее широком начальном уровне одаренности.




2020-03-19 188 Обсуждений (0)
C пособности и одаренность на примере математики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: C пособности и одаренность на примере математики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)