Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Пути совершенствования анализа инновационных процессов в РФ



2020-03-19 156 Обсуждений (0)
Глава 3. Пути совершенствования анализа инновационных процессов в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным потребителем данных СНС являются органы государственного управления, на которые возложена функция формирования экономической политики. В России такими органами являются прежде всего Минфин, Минэкономики и Центральный банк. Они определяют основные направления налогово-бюджетной, денежно-кредитной и социальной политики, разрабатывают конкретные мероприятия по их реализации. Принятие решений по этим вопросам требует привлечения и анализа соответствующей информации, разрабатываемой в рамках национальных счетов.

В частности, формирование федерального бюджета опирается на ряд макроэкономических переменных, исчисляемых в национальных счетах: ВВП и темпы его роста; индексы цен и роста денежной массы; валютный курс и др.

Принятие решений по использованию бюджетных ресурсов на различные социальные программы опирается на такие показатели СНС, как реальные доходы населения, потребление домашних хозяйств, социальные трансферты, выплаченные домашним хозяйствам, и др.

Принятие решений по привлечению иностранных инвестиций также опирается на показатели СНС и платежного баланса о размерах, структуре и динамике иностранных инвестиций. Следовательно, анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС и смежных разделов экономической статистики, является важным условием обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой [12, с.224].

Национальное счетоводство позволяет международным организациям и национальным органам, отвечающим за международное сотрудничество, координировать внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность.

Данные СНС полезны предпринимателям для оценки конъюнктуры в стране, поскольку от этого зависит принятие ими решений по инвестированию, расширению предпринимательской деятельности и др.

Наиболее важными направлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений как органами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:

определение темпов экономического роста и колебаний экономической конъюнктуры в течение года, а также выявление роли факторов, определяющих характер этих процессов (занятость, фондовооруженность и энерговооруженность и т.д.);

установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, а также факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности труда в отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);

выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а также факторов, влияющих на динамику инвестиций;

определение национального сбережения как основного источника финансирования инвестиций и анализ степени достаточности этого источника для финансирования намечаемых инвестиций;

выявление размеров заимствования (кредитования) как экономики в целом, так и отдельных ее секторов;

изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;

установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;

анализ влияния на экономику инфляционных процессов. Особую значимость приобрел показатель отношения дефицита государственного бюджета к ВВП. Правительство использует данный показатель в качестве отправного ориентира при разработке государственного бюджета, для оценки эффективности фискальной политики.

Следует отметить, что в Европейском союзе это соотношение наряду с другими макропоказателями рассматривается при решении вопроса о том, какие страны могут быть допущены в валютный союз.

В этом же контексте большое значение имеют показатели, характеризующие отношение: собранных налогов к ВВП; государственного долга к ВВП; сальдо по текущим операциям платежного баланса к ВВП. Все они связаны с финансовыми аспектами экономических процессов, по которым Правительство должно принимать конкретные решения в налоговой системе, разработкой политики валютного курса и внешних заимствований.

Мировой опыт развития свидетельствует, что уровень конкурентоспособности экономики страны и положение на глобальном рынке прямо пропорционально зависят от ее инновационного процесса. В условиях глобализации мировой экономики именно инновационный вектор развития становится основным конкурентным преимуществом на национальном уровне [11, с.214].

Согласно публикации "Глобального рейтинга инноваций-2013" Россия находится на 51 месте по уровню инновационного развития из 141 страны исследования. Индекс инновационного развития оценивает в совокупности все факторы инновационного развития стран и подчеркивает важность продуктивного взаимодействия между субъектами инноваций - фирмами, государственным сектором, научными кругами и обществом в современных инновационных экосистемах.

Значительное отставание по уровню инновационного развития России наглядно иллюстрирует целый ряд показателей. Так, совокупный уровень инновационной активности организаций в 2013 году в России составляет 10,4%, в то время как в ряде развитых стран данный показатель превышает 50% (рис.2).

 

 <http://web.snauka.ru/wp-content/uploads/2013/05/Ris11.png>

Рис 2. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2013 году, проценты.

 

Наибольшая доля затрат на исследования и разработки в общей структуре внутренних затрат в России приходится на средства государства (порядка 67,1% в 2013 г.), в то время как в развитых экономиках наибольший удельный вес в структуре внутренних затрат занимают средства предпринимательского сектора (показатель варьируется от 45% до 75%). Так, например, в Германии средства предпринимательского сектора в общей структуре внутренних затрат на исследования и разработки составляют 66,1%, в США - 61,6%, в Японии - 75,9%, доля средств государства при этом не превышает трети общей суммы (по данным за 2013г.). Одновременно с этим структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки и странам позволяет выявить следующую закономерность: наибольшая доля затрат на исследования и разработки приходится на предпринимательский сектор, который, как обозначено выше, в большинстве развитых экономик в значительной доле финансирует проведение данных исследований [8, с.241].

Безусловно, на начальных этапах государство вынуждено быть локомотивом развития инновационного спроса, а выделение бюджетных средств на поддержку технологических проектов - серьезным рычагом в руках правительства. Эксперты считают, что это направление регулирования требует серьезного обновления нормативной и критериальной базы. В частности, за счет бюджета целесообразно обеспечивать только старт таких проектов. На каждом этапе должна проводиться серьезная экспертиза итогов, результаты которой учитываются при решении о выделении следующих траншей средств [5, с.278].

Важным отличием инновационно-развивающихся экономик является то, что наибольший удельный вес затрат приходится на исследования и разработки, выполненные собственными силами и наименьший - на приобретение уже готовых инновационных решений.

На протяжении последнего десятилетия складывается тенденция: принципиально новые для рынка инновационные товары, работы и услуги производят успешно развивающиеся инновационные экономики - Дания, Швеция, Финляндия, а не развитые - Германия, Норвегия - их доля на рынке напротив снижается. Однако данное снижение компенсируется ростом числа внедренных инновационных товаров, работ, услуг, не новых для рынка, но новых для самих организаций (в РФ он составляет порядка 3%).

Как показывает практика, равноправное сотрудничество России с другими государствами, как правило, происходит лишь на доконкурентных стадиях инновационного цикла. Как отмечают ученые Гохберг Л.М. и Кузнецова Т. Е.,". что касается инноваций, то здесь Россия входит в зону жесткой конкуренции, где она еще должна суметь усилить и отстоять свои позиции. Сделать это совсем не просто…" [6, с.241].

Основные индикаторы инновационной деятельности России свидетельствуют о неэффективности существующей институциональной системы, что может повлечь за собой несопоставимость потенциального и реального эффекта от модернизации и перехода на инновационный путь развития. По утверждению ученых Симоновой Л.М., Погодаевой Т.В.". не созданы до сих пор соответствующий конкурентный режим хозяйствования, который формирует органичную потребность в инновациях, ситуацию непрекращающейся "гонки" корпораций за носителями новых знаний и технологий, инновационная среда, восприимчивая к новым идеям, продуктам и технологиям" [6, с.242].

Таким образом, основные усилия в области инновационного развития должны быть предприняты в следующих направлениях:

создания внутри страны благоприятной среды для предпринимательства и инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов;

повышения конкурентоспособности России.

Успешная работа в обозначенных направлениях возможна при наличии базовых условий для реализации инновационной политики:

скоординированного подхода к промышленной, научно-технической политике на государственном и региональном уровнях;

наличии "локомотива" в сфере инноваций в лице нефтегазового сектора, как основного субъекта инновационной экосистемы, предъявляющего спрос на инновации;

рационализации импорта и экспорта инновационных товаров, путем развития импортозамещающих производств;

максимального задействования инновационного потенциала малых и средних компаний в реализации инновационных проектов.


Заключение

 

В настоящее время инновационный потенциал занимает одно из важнейших мест в совокупном (общем) потенциале как страны в целом, так и отдельных ее регионов.

Развивающиеся общество и экономика требуют все новых и новых подходов к различным аспектам жизни. Удовлетворение возрастающих потребностей в наши дни возможно лишь при достаточно хорошей базе, в качестве которой и выступают инновации.

Уровень развития инновационного потенциала свидетельствует об уровне развития экономики в целом, о степени готовности страны, регионов, предприятий к созданию принципиально новых технологий, новых продуктов.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

На стадии инновационной деятельности осуществляется непосредственная трансформация идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологически новые или усовершенствованные продукты, услуги либо процессы. Научные исследования и разработки являются не только источником новых идей, но могут осуществляться на различных этапах инновационного процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых потенциально возможно на любой его стадии.

Инновационный потенциал представляет собой сложное, многофакторное, многовариантное явление, которое требует внимательного и тщательного изучения. Однако его оценка изначально затрудняется тем, что нет единого определения данного понятия, до конца не разработана система показателей инновационного потенциала.

Россия в целом обладает достаточно высоким инновационным потенциалом (хотя и отстает значительно от других стран мира).

Инвестиционная политика играет важную роль в процессе социально-экономического и политического развития России. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия для развития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективность инвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы и играет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.

Успешно функционирующая инвестиционная деятельность страны - необходимое условие для устойчивого и стабильного экономического роста.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путём создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Основные усилия в области инновационного развития должны быть предприняты в следующих направлениях: создания внутри страны благоприятной среды для предпринимательства и инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов; повышения конкурентоспособности России.


Список литературы



2020-03-19 156 Обсуждений (0)
Глава 3. Пути совершенствования анализа инновационных процессов в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Пути совершенствования анализа инновационных процессов в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)