Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса



2020-03-19 202 Обсуждений (0)
Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок




Каковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется широкий комплекс мер экономического, правового и административного характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и Японии, и в трудные для стран Запада 70—80-е годы, когда они под воздействием многократного роста цен на энергоносители и другие виды стратегического сырья осуществили глубокую структурную перестройку хозяйства.

Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере, особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или государственные ценные бумаги .

Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям. В Германии на основе принятого в 1952 г. Закона об инвестиционной помощи промышленные предприятия всех отраслей, за исключением металлургической и угольной, а также электростанций и государственных предприятий, должны были приобрести на определенную сумму государственные облигации. За счет полученных от 132 тыс. предприятий средств были профинансированы в форме долгосрочных кредитов 187 крупных промышленных предприятий угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, газо- и водоснабжения, вагоностроения.

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер, направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий, а значит и развития ими собственного производства, является, по моему убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и «Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную массу российских предприятий к разработке и реализации планов перспективного развитня, предусматривающих коренную организационную и техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении, материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной, состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев. Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства, одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с помошью внешнего управления и санации.

Государство должно оказывать участникам программы определенную организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации, привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций, предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы — «Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой окупаемостью.

4.Использование внешнеэкономических связей
для решения задач структурных преобразований

В сложном механизме противоречивого влияния внешнеэкономических связей на структурные преобразования четко различаются две главные составляющие. Первая это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные начавшимся после десятилетий самоизоляции вхождением экономики страны в открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли —экспорт и импорт. Особенно велико влияние импорта, которым помимо внешнеторговых фирм, различных коммерческих структур и производственных предприятий активно занимаются около 10 млн.«челноков». Массированный импорт широкого круга товаров потребительского и производственного назначения, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции, способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного оборота. В то же время он безусловно тормозит развитие многих отраслей хозяйства, замораживает деформированную структуру российской экономики. Сохранению структурных диспропорций способствует и российский экспорт, в котором доминируют сырье и малообработанные материалы. Вторая составляющая представляет собой воздействия, определяемые целенаправленными усилиями государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и делового партнерства (МСДП) на межгосударственном и микроэкономическом уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и интеллектуальных ресурсов путем получения кредитов и безвозмездной технической помощи, иностранных инвестиций, развития международной хозяйственной кооперации, импорта технологий, и Др.

Значение внешнеэкономических ресурсов, мобилизуемых странами для хозяйственного развития, трудно переоценить. Выступая катализатором экономического роста, они способствуют осуществлению прогрессивных структурных сдвигов, созданию новых отраслей промышленности, укреплению позиций национальных производителей на мировых рынках. В условиях глубоких экономических кризисов их значение многократно возрастает. Активное и комплексное использование внешнеэкономических ресурсов сыграло, как известно, исключительно важную роль в послевоенном восстановлении экономики стран Западной Европы и Японии, а также в преодолении отсталости и быстром подъеме ряда «новых индустриальных государств». В контексте мирового опыта неотъемлемой составной частью так необходимой сегодняшней России новой структурно-инвестиционной политики должна стать внешнеэкономическая стратегия, нацеленная на содействие решению задач структурной перестройки. Главным здесь представляется обеспечение притока внешнеэкономических ресурсов к приоритетным инвестиционным проектам и федеральным программам, и в первую очередь к программам «Реструктурирование» и «Эффективный проект», о которых говорилось выше.

В условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство целью реструктурирования предприятий является организация на основе использования передовой техники и технологии высокоэффективных производств конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках. В этой связи с помощью МСДП могли бы эффективно решаться такие вопросы реструктуризации(что сегодня очень актуально), как разработка бизнес-планов, технико-экономических обоснованийи стратегий развития предприятий, реорганизация их систем управления, техническое перевооружение производства, налаживание выпуска конкурентоспособной продукции. Каждое из таких решений может осущвствляться самостоятельно путем использования тех или иных комбинаций отдельных фирм МСДП. Достигаемая при этом максимальная диверсификация источников и механизмов финансирования выступает одним из важнейших факторов жизнеспособности проекта и надежнымзалогом его успешной реализации. Особое значение для подъема российской экономики имеют модели полного реструктурирования крупнейших предприятий с одновременной апробацией в рамках одного проекта основных форм МСДП включая консалтинговые услуги, международные кредиты, иностранные инвестиции. международную хозяйственную кооперацию, импорт технологий и др. По своему функциональному назначению такие начинания были бы аналогичны известным «большим проектам», сыгравшим чрезвычайно важную роль в модернизации экономики Франции в 60-е годы (речь идет, в частности о пректах «Конкорд», «Аэробус», «Ариан»). Отбор российских предприятий для подобного ресттруктурирования, разумеется, должен быть достаточно жестким. В их число было бы целвсообразно включить наиболее передовые в техническом отношении предприятия, имеющие солидные экспортный потенциал и входящие в состав какой-либо финансово-промышленной группы. Последнее обстоятельство придает проекту дополнительную устойчивость.

Наряду с этим на более широком круге предприятий следует отрабатывать отдельные элементы маделей реструктурирования. При этом должна быть активно задействована и программа «Эффективный проект». Первостепенного внимания здесь заслуживает подготовка бизнес-планов, технических обоснований и стратегий перспективного развития. Для выполнения этой работы могут быть привлечвны ведущие зарубежные консалтинговые фирмы, многие из которых уже обосновались в России. Получить консалтинговые услуги мирового уровня российские предприятия могут сегодня практически на бесплатной основе — в случае финансирования за счет программ технической помощи, которые осуществляются у нас международными организациями— Европейский Союз, ВБ и ЕБРР, а также правительствами ряда зарубежных стран — США,Англии,Германии, Голландии, Японии и др.

Наиболее крупной и детально проработанной из этих программ является осуществляемая ЕС в странах СНГ программа ТАСИС. Наряду с этим ЕС совместно с ЕБРР создал ряд венчурных фондов, призванных не только оказывать консультативную помощь но и привлекать к инвестиционным проектам зарубежные частные и государственные инвестицни. Учредителям-инициаторам инвестиционных проектов следует иметь в виду, что разработанный или одобренный крупнейшими консалтинговыми фирмами мира бизнес-план является своего рода «визитной карточкой» проекта, открывающей доступ к международным финансовым ресурсам.

Другой важнейший элемент инвестиционного проекта — строительно-монтажные работы, финансирование которых может осуществляться с помощью таких форм МСДП, как иностранные инвестиции, зарубежныекредиты, международный лизинг строительного оборудования и др. Мировой опыт показывает, что исходным пунктом функционирования проекта может стать выпуск акций компании, создаваемой для реализации провкта. Эти акции, с одной стороны, укрепляют его финансовую базу, с другой — выступают для потенциальных кредиторов одной из форм его обеспечения.

В целом на стадии строительно-монтажных работ внешние ресурсы через различные механизмы заимствования следует использовать для приобретения таких строительных машин и материалов.которыми Россия не располагает. Само же строительство должно финансироваться за счет средств отечественных инвесторов. Вместе с тем крайне важно использовать современные методы финансирования, практикуемые в условиях рыночной экономики. И здесьв первую очередь необходимо внедрять широко применяемую за рубежом схему, в соответствии с которой инициаторы проекта могут использовать для финансирования строительства заемные средства, получаемые под залог и земельного участка, на котором располагается проектируемый объект, и строящегося здания. Прорыв в этом направлении уже состоялся: «Столичный банк сбережений» выдал кредит для строительства в Москве офисного здания под залог права на застройку земель-
ного участка".

Техническое перевооружение производства как ключевой элемент проекта реструктурирования предприятия может осуществляться за .счет займов международных экономических организаций, межправитсльстнснных и коммерческих валютных кредитов, международного финансового лизинга, прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Наконец, для большинства проектов реструктурирования российских предприятий центральной проблемой является организация эффективного производства конкурентоспособной продукции. Эта проблема сложна для любой страны, и для нашей в особенности, поскольку нова. Плановая экономика, весьма слабо реагирующая на сигналы мирового рынка и не испытывающая особых хлопот на рынке внутреннем ввиду постоянного дефицита товаров и услуг, могла о
конкурентоспособности не заботиться. В условиях же формируемой в России открытой рыночной экономики решение находить необходимо. В рамках реализации проектов реструктурирования предприятий это предполагает широкое использование внешнеэкономических ресурсов, частично уже осуществляющееся по следующим направлениям.

Во-первых, — путем выпуска хорошо известной в мире продукции зарубежных компаний на основе приобретения лицензионных прав, развития франчайзинга, сборки готовой продукции из импортных узлов и деталей с намерением постепенно увеличивать в ней долю отечественных компонентов. Во-вторых, — посредством оснащения собственной продукции импортными комплектующими, резко повышающими качество и технический уровень изделия. В-третьих, — через организацию совместного производства продукции по образцам зарубежного партнера.

Итак, российская экономика нуждается в глубокой структурной перестройке, направленной на формирование высокоэффективных, конкурентоспособных производств, обеспечивающих ее интеграцию в систему мирового хозяйства. Решение этой задачи может быть успешным лишь при коренном изменении государственной инвестиционной политики, тесном взаимодействии и всестороннем равноправном деловом сотрудничестве с мировым сообществом.

 

Основные тенденции в российской экономике

в 1992-1996 гг.


Ретроспективный анализ развития российской экономики показывает, что постепенное замедление темпов экономического роста сопровождающееся устойчивым снижением эффективности использования основных факторов производства наблюдалось уже со второй половины 70-х годов. Именно в этот период в наибольшей степени проявилось несоответствие состояния производственно-технологического аппарата сложившимся пропорциям инвестиционной поддержки базовых секторов экономики. Усилились диспропорции в сфере производства, потребления и финансирования, снизилась инновационная активность производителей. Структурный кризис национального хозяйства явился следствием объективных процессов развития и влияния долговременных разрушительных тенденций функционирования российской экономики как закрытой, директивно управляемой системы. Восстановление темпов экономического роста предполагало необходимость проведения кардинальной реформы экономики, актуализировало поиск новых форм и инструментария экономического регулирования.

Экономическая ситуация на первом этапе реформ формировалась под влиянием нескольких групп факторов:

1)факторов, обусловленных структурной деформированностью и технологической отсталостью российской экономики, ее ориентацией на экстенсивное использование ресурсов и сохранением высокой внеэкономической нагрузки;

2)факторов, направленных на перестройку традиционных государственно-политических и экономических структур и наиболее активно проявившихся в конце 80-х и начале 90-х годов;

3)факторов, связанных с реализацией радикальной реформы народного хозяйства в 1992г., либерализацией хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, бюджетной и кредитной политикой.

Если первая группа факторов в основном определяла инерционность экономических процессов, то действие других оказывало более активное воздействие на изменение структуры экономики.

В 1992г. экономическая ситуация оставалась довольно сложной в силу значительных макроэкономических диспропорций и трудностей, неизбежно возникающих на начальных этапах перехода к рыночной экономике.

Сокращение совокупного объема производства было обусловлено целым рядом факторов, включая падение уровня внутреннего платежеспособного спроса, связанное с уменьшением реальных доходов в результате либерализации цен в январе 1992г., а также медленной адаптацией производителей к новым ценовым пропорциям. Существенное влияние оказывало нарушение традиционных экономических связей со странами Восточной Европы и государствами СНГ, а также сокращение инвестиций и расходов на оборону.

После скачка цен, связанного с их либерализацией в январе 1992г., наметилось постепенное замедление темпов инфляции по месяцам. Однако к середине года эта тенденция изменилась и в период с октября 1992г. по март 1993г. месячные темпы инфляции составляли 20-25%. Увеличение темпов инфляции начиная с середины 1992г. было связано с изменением кредитно-денежных ограничений, финансовая политика стала менее жесткой. Центральный Банк России резко увеличил объем целевых кредитов сектору государственных предприятий по субсидируемым процентным ставкам и значительно расширил кредитование центральных банков стран СНГ; одновременно он финансировал растущий дефицит федерального бюджета.

На протяжении 1992г. разработка и проведение макроэкономической политики значительно затруднилось тем, что региональные органы управления пользовались особым статусом в области получения государственных субсидий, кредитов на льготных условиях, субсидий на импорт, в области поддержания цен на отдельные товары производственного назначения и потребительские товары первой необходимости на низком уровне, а также других нерыночных финансовых трансфертов. В тоже время этот особый статус осложнял проведение структурной реформы, ослабляя бюджетные ограничения в отношении государственных предприятий.

Ставка рефинансирования ЦБ оставалась на уровне 80% в год с мая 1992г. до конца марта 1993г., когда она возросла до 100%. В этот период наблюдалось увеличение разрыва между ставками ЦБ и рыночными процентными ставками, которые составляли 130-140%. Высокая инфляция в сочетании с отрицательными процентными ставками для владельцев рублевых активов привела к обесценению сбережений населения, усилив тенденции роста сбережений населения в иностранной валюте.

Разрыв производственно-технологических связей инициировал трудности в обеспечении производства материально-техническими ресурсами и сбыте продукции и тем самым отягощал финансовое положение предприятий. В структуре их оборотых средств устойчиво росла доля материальных запасов. Изменилось отношение собственных средств к заемным, причем особенно ярко это проявилось в отраслях с высоким уровнем кооперирования производства, в частности в машиностроении и легкой промышленности. Неадекватность поведения производителей изменившимся условиям хозяйствования и ценовой политике явилась одной из причин роста взаимных неплатежей предприятий и развития кризисной ситуации в финансово-кредитной сфере.

В 1993 году продолжался перманентный рост цен на продукцию практически всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также тарифов на платные услуги, транспортные перевозки и строительные работы.

К числу принципиально новых и наиболее существенных факторов, влиявщих на формирование структуры ВВП в этот период, относятся преобразования форм собственности. В результате приватизации и акционирования негосударственный сектор стал занимать доминирующее положение и наращивать свое влияние во всех сферах деятельности. В условиях становления и развития рыночных отношений в экономике это стимулировало структурные преобразования как на макро-, так и на микроуровнях.

В 1994г. продолжалось активное формирование новой институциональной структуры производства, сопровождающееся перераспределением трудовых ресурсов и инвестиционных средств по формам собственности. Изменение структуры основных факторов производства по формам собственности протекало достаточно интенсивно, и к 1995г. доля добавленной стоимости негосударственных предприятий составила 70% ВВП против 62% в 1994г., в т.ч. доля частных предприятий возросла до 27% против 25%. Численность занятых в частном секторе составила 33% от общего числа занятых в национальной экономике, на предприятиях смешанной формы собственности, включая предприятия с иностранным капиталом, - 21.6% и на предприятиях государственной формы собственности - 44.7%.

Процесс постепенной адаптации экономики к меняющимся условиям хозяйствования протекал на фоне углубления спада в промышленном производстве и снижения инвестиционной активности. Принятые меры по бюджетно-финансовому регулированию выступили факторами, сдерживающими инфляцию, и способствовали формированию условий для постепенной стабилизации производства. Вместе с тем, они не оказали достаточного стимулирующего воздействия на функционирование реального сектора экономики. Наиболее привлекательной сферой деловой активности оставался финансовый сектор. Существенное влияние на формирование экономической конъюнктуры оказывает ситуация на валютном рынке. Сохранение высокой эффективности операций на финансовом и валютном рынках ограничивало потенциальные возможности вложения капитала в реальный сектор.

 Серьезное сокращение объемов производства в 1994г. произошло в силу сочетания различных факторов, таких как: сужение спроса на внутреннем рынке в связи с резким сокращением инвестиционных и военных расходов, уменьшение объема импорта материалов и комплектующих, изменение ценовых пропорций на материально-технические ресурсы и готовую продукцию. Значительную роль в этом сыграло и постепенное ужесточение финансовой политики, усиление бюджетных ограничений и снижение конкурентоспособностии отечественных товаров по мере роста реального обменного курса рубля. Учитывая сужение платежеспособного спроса, а также негибкость структуры промышленности, сдерживающей перераспределение факторов производства, следует признать, что углубление спада было неизбежно.

В сложившейся экономической ситуации обострился и ряд проблем, длительное время накапливавшихся в российской экономике. Наиболее серьезная из них состояла в том, что в условиях структурной деформированности экономики реформа не затронула технико-технологическую структуру производства. Прежде всего это выразилось в повышении роли добывающего сектора в структуре производства. Доля отраслей добывающей промышленности повысилась с 17.0% в 1992г. до 24% в 1995г. при сокращении доли обрабатывающей промышленности и углублении спада в социально-ориентированных отраслях. Это было связано, с одной стороны, с сохранением высокой ресурсоемкости ВВП, а с другой - с развитием тенденции опережающего роста экспорта сырьевых и топливных ресурсов, а также продуктов их первичной переработки.

Таблица 1.

Структура производства ВВП, распределения занятых и инвестиций в основной капитал по формам собственности, в % к итогу

ВВП

Занятые

Инвестиции

1993 1995 1993 1995 1993 1995
ВСЕГО, в т.ч. 100 100 100 100 100 100
По формам собственности
Государственная 48.0 30.0 53.0 44.7 51.0 33.0
Частная 25.0 27.0 28.1 33.0 12.0 16.0
Смешанная 27.0 43.0 18.0 22.5 25.0 44.0
Из нее: с участием иностран. Капитала 0.4 0.7

Источник: по данным Госкомстата России

Таблица 2

Структура валового выпуска в основных ценах* по использованию

(в % к итогу )

1990 1991 1992 1993 1994 1995 **
Валовый выпуск в основных ценах, всего 100 100 100 100 100 100
В том числе:
Промежуточное потребление 44.3 44.5 42.0 36.3 39.8 41.9
Расходы на конечное потребление 32.6 30.1 18.9 29.4 33.5 35.9
Валовое накопление 14.2 17.8 13.5 15.1 14.1 13.8
Экспорт товаров и услуг 8.6 6.5 24.4 18.6 13.5 10.5
Статистическое расхождение 0.3 1.1 1.2 0.6 -0.9 -2.1

*) - основные цены по использованию включают субсидии на продукты и импорт, но не включают налоги на них

**) - расчет по предварительным данным Госкомстата РФ

Источник: данные Госкомстата России

В этой ситуации фактором, сдерживающим темпы спада в национальной экономике, явилось существенное повышение темпов внешнеторгового оборота.

По итогам 1994г. можно сделать вывод, что с постепенной утратой иллюзий на сохранение традиционных пропорций производства начался процесс формирования новой структуры предложения, адекватной платежеспособному спросу. Таким образом, к началу 1995г. были созданы предпосылки постепенного смещения приоритетов деятельности предприятий из области ценовой политики в сферу определения стратегии по формированию рынков сбыта.

Общеэкономическая ситуация в 1995г. формировалась в условиях последовательной реализации умеренно жесткой денежной и кредитной политики. На динамику и структуру макроэкономических показателей позитивное влияние оказало: замедление темпов спада в промышленности, укрепление курса рубля по отношению к доллару, увеличение доли российской валюты в совокупной денежной массе и сохранение интенсивного роста экспорта.

Тенденция ослабления темпов спада в реальном секторе экономики не имела устойчивого характера на протяжении года и определялась воздействием факторов текущей конъюнктуры - динамики и структуры платежеспособного спроса.

Промышленность, для которой характерна развитая система межотраслевых связей, наиболее остро реагировала на структурные сдвиги в общественном производстве. Доля промышленности в ВВП составила 26.5% в 1995г. против 33.2% в 1992г. Динамика промышленного производства формировалась под воздействием сокращения внутреннего спроса, с одной стороны, и сложившейся благоприятной ситуацией на внешнем рынке для экспортоориентированных отраслей, с другой стороны. Рост производства экспортной продукции несколько замедлил темпы общепромышленного спада и выступал условием относительной стабильности в реальном секторе экономики.

Структурные преобразования в национальной экономике наиболее ярко проявились в изменении соотношений между секторами экономики. С переходом к рыночной экономике характерным явилось повышение доли производства услуг при сокращении удельного веса производства товаров. Если в 1990г. на долю производства товаров приходилось 60.6%, то к 1995г. их доля сократилась до 40.7% против 33.2%.

Таблица 3.

Динамика показателей социально-экономического развития

(в % к предыдущему году )

1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1995г. в % к 1990г.
Валовый внутренний продукт 95 85.5 91.3 87.4 96 62
Продукция промышлености 92 82 86 79 97 50
в том числе:
продовольственные товары 91.0 82.0 89.0 81.0 87 -
непродовольственные товары 105.0 86.0 89.0 67.0 85
Продукция сельского хозяйства 95 91 96 88 92 65.7
Инвестиции в основной капитал 85 60 88 76 87 30
Грузооборот предприятий транс-порта 93.0 86.0 88.0 86.0 99 -
1991г. 1992г. 1993г. 1994г. 1995г. 1995г. в % к 1990г.
Внешнеторговый оборот 62 83 89.5 110 124 63
экспорт 72 83 104.5 113 126 89
импорт 54 83 72 106 122 42
Располагаемые денежные доходы 121.1 52 116 113 87 -
Безработные официально зарегистрированные - 932.2 144.6 195.8 158 -
Учетная ставка ЦБ 20 80 210 180 -
Индексы цен *)
потребительские цены 2.6 26.1 9.4 3.15 2.35 4722
промышленности 3.4 33.8 10.0 3.3 2.8 -
Сельского хозяйства 1.6 9.4 8.1 3.0 3.3 -
На инвестиционные ресурсы - 16.1 11.6 5.3 2.7 -
На грузовые перевозки 2.1 35.6 18.5 3.5 2.5 -

*)- в разах

Источник: данные Госкомстата России

На динамику экономического развития российской экономики традиционно существенное влияние оказывало сельскохозяйственное производство. Анализ динамики валовой продукции сельского хозяйства за 1992-1994 гг. показывает меньшую глубину спада, чем в промышленности. В 1995г. впервые за исследуемый период сокращение объемов сельскохозяйственного производства было более значительным, чем в промышленности. В структуре ВВП на долю сельского хозяйства в 1990г. приходилось 15.3%. С изменением условий воспроизводства и финансирования соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством претерпело кардинальные изменения. В 1995г. удельный вес сельского хозяйства в ВВП снизился до 6.3%. Конечно, при анализе отраслевой структуры ВВП следует принимать во внимание изменение ценовых пропорций по секторам экономики: тенденции опережающего роста цен промышленности по сравнению с ценами на продукцию сельского хозяйства. Проведенные расчеты в сопоставимых ценах также подтвержают тенденцию систематического сокращения доли сельскохозяйственной продукции в структуре ВВП. 

Таблица 4  Структура производства валового внутреннего продукта

(в % к итогу )

1990 1991 1992 1993 1994 1995
Валовый внутренний продукт 100 100 100 100 100 100
в том числе:
Производство товаров 60.9 61.8 49.5 54.2 46.3 45.3
из них:
промышленность 35.4 37.6 34.5 38.0 27.0 -
строительство 8.9 9.2 6.4 7.3 9.0 -
сельское хозяйство 15.4 13.8 7.3 8.2 7.0 -
производство услуг 32.1 34.5 48.7 38.7 45.2 46.9
из них:
транспорт и связь 9.3 7.1 7.4 8.0 9.7 13.4
торговля 5.6 12.1 29.6 14.5 7.0 12.9
финансы, кредит, страхование 0.8 2.2 4.7 5.8 7.5 13.2
чистые налоги на продукты и на импорт 7.0 3.6 1.8 6.8 8.5 7.8

В 1993-1995гг. рост внешнеторгового оборота происходил, как правило, опережающими темпами по сравнению с динамикой валового выпуска. Доля экспортной продукции в валовом выпуске составила в 1995г. более 20% против 13% в 1993г.

Структурные сдвиги в экономике происходят на фоне повышения доли отраслей инфраструктуры в ВВП. Развитие связи и транспортных коммуникаций является неотъемлемой частью формирования рыночной структуры экономики. Динамика развития транспорта и связи корреспондирует с изменением темпов производства в национальной экономике. В 1991-1994гг. наблюдалось нарастание разрыва в темпах сокращения грузооборота и динамики ВВП. С замедлением темпов спада ВВП возрос спрос на услуги транспорта. Так, в 1995г. объем грузовых перевозок относительно уровня 1994г. снизился на 2% при сокращении объема производства на 4%.

Несмотря на повышение доли транспорта в ВВП с 7.4% в 1992г. до 13.4% в 1995г. и в структуре инвестиций в национальную экономику с 8.8% в 1992г. до 15.1% в 1995г. недостаточный уровень развития транспортной системы и средств связи выступает фактором, сдерживающим процессы формирования принципиально новой системы размещения производительных сил российской экономики.

Финансово-экономическое положение отрасли транспорт продолжает оставаться сложным. Рост цен на топливно-энергетические и другие ресурсы, потребляемые транспортом, высокая степень износа производственных фондов (более 43%) приводят к соответствующему увеличению расходов транспортных предприятий, снижению уровня рентабельности перевозок и росту убытков предприятий. Изменение структуры грузовых и пассажирских перевозок обусловлено разницей в уровнях транспортных тарифов, а также количеством и перечнем предоставляемых услуг.

По мере стабилизации экономической ситуации происходит устойчивый рост насыщенности потребительского рынка и на этой основе постепенное восстановление и нормализация деятельности предприятий розничной торговли: растет сеть магазинов, торговых площадей, стабилизируются запасы в торговле. Позитивным моментом в деятельности торговли является изменение структуры собственности. К концу 1995 года приватизировано 87% предприятий розничной торговли. Следует учитывать, что на динамику товарооборота существенное влияние оказывают тенденции в уровне потребительских цен и уровне доходов населения. В структуре товарооборота хотя и отмечается медленное смещение в сторону повышения удельного веса реализации непродовольственных товаров, однако основным фактором продолжает ост



2020-03-19 202 Обсуждений (0)
Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)