Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ социально-экономических условий



2020-03-19 156 Обсуждений (0)
Анализ социально-экономических условий 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде - основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская новые, например, виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия решений.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Анализ внешней среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как обеспечивает базу для определения как миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Он представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможные угрозы для фирмы.

Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, т.е. она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Таким образом, целью данной работы является изучение влияния внешней среды на стратегию предприятия.

В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:

. определена роль аналитической функции (анализа внешней среды) в процессе разработки стратегии;

. рассмотрены методы анализа внешней среды предприятия;

. проведен анализ внешней среды для предприятия ОАО "Хлебный Дом";

. определены цели и стратегии развития ОАО "Хлебный Дом".


Глава 1. Анализ внешней среды предприятия (на примере ОАО "Хлебный Дом")

Общая характеристика предприятия

 

ОАО "Хлебный Дом" - крупнейшая в Северо-Западном регионе компания по производству хлебобулочных и кондитерских изделий. В компанию входят три предприятия: основное производство "Хлебный Дом", расположенное на юго-восточном районе Санкт-Петербурга, производство "Муринское" - в северном районе города и "Хлебозавод Василеостровского района" - в центре города, на Васильевском острове. Объединение предприятий состоялось в 2002 -2003 гг. "Хлебный дом" владеет 78% акций Василеостровского хлебозавода и 96% Муринского хлебозавода.

В 2009 году доля предприятия на рынке хлебобулочных изделий Санкт-Петербурга выросла до 30 процентов. Продукция предприятия успешно продается в Петербурге, в Москве, Казани, Ярославле, Краснодаре, Ростове, Петрозаводске и во многих других регионах страны.

Предприятие работает в две смены по производству хлебобулочных изделий и в три смены по производству кондитерских изделий. Производственная мощность предприятия - 300 тонн хлебобулочных изделий и 50 тонн пряников в сутки. С декабря 1997 г. основным акционером ОАО "Хлебный дом" является финская компания "Fazer bakeries Ltd", которой принадлежит 78% акций. За эти восемь лет объем выпуска продукции ОАО "Хлебный дом" удвоился.

Анализ социально-экономических условий

 

Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение субъектов Федерации в 2009 году, представлены в таблице.


Таблица 1 Основные показатели, характеризующие социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2009 г.

 

Санкт-Петербург

Ленинградская область

  2009 в % 2008 2009 в % к 2008
Оборот организаций (в действующих ценах), млрд. рублей 2066,9 126,5 596,5 139,6
Индекс промышленного производства x 93,0 x 126,9
Объем работ по виду деятельности "строительство", млрд. рублей 145,8 135,6 52,7 178,8
Инвестиции в основной капитал (январь - ноябрь), млрд. рублей 132,5 106,7 102,3 141,6
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м 2375,7 104,5 671,5 126,0
Объем продукции сельского хозяйства, млрд. рублей x x 32,1 99,3
Объем услуг организаций транспорта (в действующих ценах), млрд. рублей 135,5 120,9 56,9 116,9
Объем услуг связи (в действующих ценах), млрд. рублей 71,7 138,3 2,8 98,7
Оборот розничной торговли, млрд. рублей 346,2 114,5 75,0 111,0
Оборот общественного питания, млрд. рублей 19,1 104,7 4,7 120,4
Объем платных услуг населению, млрд. рублей 152,7 107,1 18,6 106,3
Средняя численность работающих в экономике (в январе - ноябре), тыс. человек 1393 104,1 403 101,6
Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек 16,1 83,1 8,9 91,2
Реальные денежные доходы населения (за январь - ноябрь) x 104,2 x 128,4
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (за январь - ноябрь)        
номинальная, рублей 12583 125,6 10351 122,6
реальная x 114,6 x 111,4
Индекс потребительских цен (декабрь 2009 в % к декабрю 2008) 110,0 x 109,9 x

 

Индекс потребительских цен за 2009 год в Санкт-Петербурге составил 110,0%, в Ленинградской области - 109,9%.

В 2009 году сохранялась тенденция опережающего роста цен и тарифов на платные услуги населению - в городе прирост составил 15,5%, в области - 15,2%. Как в городе, так и в области наибольший рост тарифов отмечался на услуги ЖКХ - соответственно на 18,6% и 19,1%. В Санкт-Петербурге жилищные услуги подорожали на 32,7%, коммунальные - на 13,1, из них тарифы на электроэнергию, водоснабжение и канализацию возросли на 15,1, на отопление и горячее водоснабжение - на 12,5%. В Ленинградской области тарифы на услуги жилищного хозяйства увеличились на 24,5%, коммунального хозяйства - на 17,0, в том числе на отопление - на 27,4, горячее водоснабжение - на 16,4, газоснабжение - на 14,4, водоснабжение и канализацию - на 11,2, электроэнергию - на 11,1%.

За 2009 год цены на продовольственные товары в Санкт-Петербурге возросли на 9,2%, в Ленинградской области - на 9,5%. На непродовольственные товары цены возросли в Санкт-Петербурге на 5,3%, в Ленинградской области - на 6,3%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в ценах декабря 2009 года составила в Петербурге 5502 руб.62коп., в Ленинградской области - 5291руб.44коп. По сравнению с декабрем 2008 года стоимость набора возросла в городе на 10,4%, в области - на 12,5%.

В 2009 году населением в Санкт-Петербурге приобретено товаров на 346,2 млрд. рублей, на 14,5% больше по сравнению с 2008 годом, в Ленинградской области - на 75,0 млрд. рублей, на 11,0% больше. Основной объем продаж товаров населению в городе обеспечивали предприятия крупного и среднего бизнеса, удельный вес которых в обороте розничной торговли составил 69%. В области 39% оборота формировалось предприятиями крупного и среднего бизнеса и 34% - индивидуальными предпринимателями.

Денежные доходы, полученные населением в январе - ноябре 2009 года, составили в Санкт-Петербурге 661,9 млрд. рублей, в Ленинградской области - 142,0 млрд. рублей. По сравнению с соответствующим периодом 2008 года реальные денежные доходы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен, увеличились, соответственно, на 4,2% и 28,4%.

Рост реальной заработной платы, начисленной в ноябре 2009 года, по сравнению с ноябрем 2008 года составил в Санкт-Петербурге 114,5%, в Ленинградской области - 114,4%.

Общая сумма просроченной задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2010 года в крупных и средних организациях наблюдаемых видов экономической деятельности по сравнению с 1 января 2009 года увеличилась в городе на 3% и составила 7,1 млн.. рублей, в области уменьшилась в 2,2 раза и составила 8,1 млн.. рублей.

К концу 2009 года в органах государственной службы занятости на учете состояли в Санкт-Петербурге 38,5 тыс. граждан, не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу, в Ленинградской области - 10,0 тыс. человек; из них, соответственно, 16,1 тыс. человек (42%) и 8,9 тыс. человек (89%) имели статус безработного. Численность официально зарегистрированных безработных за 2009 год уменьшилась в городе на 17%, в области - на 9%. В числе безработных 70% в Санкт-Петербурге и 67% в Ленинградской области - женщины, соответственно, 21% и 23% - молодежь в возрасте 16-29 лет. Средняя продолжительность безработицы в городе составила 5,5 месяца, в области - 4,7 месяца. Уровень регистрируемой безработицы составил в Санкт-Петербурге 0,6%, в Ленинградской области - 1,0% от численности экономически активного населения.

В 2009 году в Санкт-Петербурге родились 40,1 тыс. детей, что на 631 ребенка больше, чем в 2008 году, в Ленинградской области - 13,0 тыс. детей, на 114 человек больше. Общий показатель рождаемости увеличился в Санкт-Петербурге на 2%, в Ленинградской области - на 1% и составил, соответственно, 8,8 и 7,9 родившихся на 1000 человек населения.

По предварительной оценке, на 1 января 2010 года численность населения Санкт-Петербурга составила 4 млн. 577 тыс. человек, Ленинградской области - 1 млн. 637 тыс. человек.

Таким образом, анализ социально-экономического положения Санкт-Петербурга и Ленинградской области позволяет сделать следующие выводы, наиболее важные для "Хлебного Дома"

· Оборот розничной торговли и общественного питания как в Санкт-Петербурге, так и в Ленинградской области показывают положительную тенденцию, которая сохраняется в последние 5 лет.

·   По сравнению с соответствующим периодом 2008 года реальные денежные доходы, рассчитанные с учетом индекса потребительских цен, увеличились в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, соответственно, на 4,2% и 28,4%. Иными словами, можно говорить о росте покупательной способности населения и, соответственно, о перспективах роста оборота розничной торговли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Сведем ключевые параметры внешней среды ОАО "Хлебный Дом" в таблицу 2.

 

Таблица 2 Профиль внешней среды организации

Факторы

Важность фактора для организации

Воздействие фактора: "+" - возможности "-" - опасности Взвешенная оценка воздействия фактора
  0 1 2 3 4 5    
Политические: - введение квот на ввоз зерна и муки          4   - -4
Экономические: - рост благосостояния населения; - рост оборота розничной торговли; - рост оборота общественного питания       3  4 4    + + +  +4 +4 +3
Социально-культурные: - изменение покупательских привычек; - изменение возрастной структуры населения        3    5  - -  -5 -3
Природные: - неурожай         4   - -4
Технологические: - современные производственные и упаковочные технологии           5 + +5

 

Таким образом, видно, что наибольшее влияние на успешное развитие предприятия оказывают экономические факторы: рост благосостояния населения (покупка более дорогих сортов хлеба и кондитерских изделий) и рост оборота розничной торговли (рост продаж хлебобулочных изделий). Также крайне важно использование современных технологий не только производства, но и упаковки (для привлечения покупателей).

Наибольшие угрозы - со стороны изменения покупательских привычек (например, отказ от покупки мучного) и со стороны сырьевого обеспечения производства (политические и природные факторы). Также важен такой факт, как старение населения, ведущее к увеличению потребления более дешевых видов хлеба.



2020-03-19 156 Обсуждений (0)
Анализ социально-экономических условий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ социально-экономических условий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)