Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе



2020-03-19 143 Обсуждений (0)
Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

Теории знания в современном непрерывном образовании


План

1. Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе

. Концепция непрерывного образования и его синергетика

. Синергетический подход к мататеории в непрерывном образовании

Литература

 


 

Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе

 

Знание и информация всегда были обязательными компонентами в жизнедеятельности людей и служили основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В истории общественного развития можно выделить несколько информационных революций, связанных с кардинальными изменениями в сфере производства, обработки и обращения информации, приведших к радикальным преобразованиям общественных отношений. В результате таких преобразований общество приобретало в определенном смысле новое качество.

Сегодня мы переживаем пятую информационную революцию, связанную с формированием и развитием глобальных информационно-телекоммуникационных сетей, охватывающих все страны и континенты, проникающих во все сферы человеческой жизни и воздействующих на все общественные процессы. Наиболее яркий пример такого явления и результат пятой революции - Интернет. Суть этой революции заключается в интеграции в едином информационном пространстве по всему миру программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций, информационных запасов или запасов знаний как единой информационной телекоммуникационной инфраструктуры. В итоге неимоверно возрастают скорости и объемы обрабатываемой информации, появляются новые уникальные возможности производства, передачи и распространения информации, поиска и получения информации, новые виды традиционной деятельности в этих сетях. То есть возрастающая роль информации и информационных систем - исторический факт, лежащий в основании концепций информационного общества.

Роль информации сегодня качественно изменилась по сравнению с предыдущими эпохами. Информация - это, во-первых, знание относительно нового типа, пригодное для дальнейшего использования, а во-вторых, знание, производство, хранение и применение которого действительно становится все более важной для общества деятельностью, порождает соответствующие ему технико-организационные структуры.

Очевидно одно: роль знаний в информационном обществе необычайно возросла. Знание становится фундаментальной основой современного общества, всех его сфер - от производственно-экономической до политической и духовно-культурной.

Что же следует понимать под знанием?

По Даниелу Беллу (а концепция постиндустриального общества принадлежит в первую очередь именно ему) информация - это «хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и в обществе» [1, с. 151].

Знание - селективная, упорядоченная, определенным способом (методом) полученная, в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом [5, с. 432].

Знание, в свою очередь, Даниел Белл определяет как «упорядоченное множество утверждений, фактов и идей, представляющих обоснованное суждение или результат эксперимента, которые передаются другим через средства коммуникации в определенной систематической форме» [1, с 151]. То есть знания являются средством завоевания свободы человека, средством его освобождения от влияния стихийных объективных сил, достижением независимости, раскрепощением личности, а в условиях информационного общества знание выступает в новой роли, оно в определенной мере становится самостоятельной силой, центральным фактором технического и социального развития.

Знание, особенно научное, представляет собой «систему, имеющую структуру, обладающую определенными функциями» [4, с. 190]. Главное значение на этом этапе имеют уже «не мускульная сила и не энергия, а информация» [1, с. 171].

Социальный мыслитель нашего времени М. Кастельс утверждает, что «знание и информация являются критически важными элементами во всех способах развития, так как процесс производства всегда основан на некотором уровне знаний и обработке информации. Однако специфическим для информационного способа развития является воздействие знания на само знание как главный источник производительности» [3, с. 39].

Важно подчеркнуть и то, что успешность овладения человеком информационной культурой в современном обществе все более зависит от его устойчивого интереса к той или иной информации еще до начала ее порождения. Вот почему можно сказать, что степень эффективной включенности человека в современное общество информации определяется его интеллектуальностью - широкими знаниями и глубоким пониманием процессов, которые эти знания отражают. Для такой деятельности в современном обществе требуется человек, способный заниматься этой деятельностью, а значит, человек, специально подготовленный, получивший соответствующее образование. Все это не могло не привести к пересмотру и модернизации образовательного процесса, тех его идей и способов осуществления, которые лежат в основе развития общественных процессов, поскольку образование должно соответствовать меняющимся реалиям и способствовать возложенным на него общественным функциям.

Являясь необходимым условием развития человека и общества, образование выступает сознательно направляемым процессом, в ходе которого происходит освоение ценностей культуры, передача опыта овладения и преобразования действительности. В этой связи нельзя не согласиться с Гегелем, подчеркивающим, что образование - это процесс освоения человеком исторически заданного в культуре родового человеческого образа [2, с. 15].

Образование - это, прежде всего, формирование личности человека как меры гармонии социального и индивидуального в каждом из людей. Передавая социально значимый опыт, накопленный человечеством, образование учит людей адаптироваться в современном обществе, осваивая его структуру меняющихся взаимосвязей. Именно образование призвано обеспечить человеку тот базис знаний, который необходим ему на современном информационном этапе развития общества, ознакомить с науками, которые дают человеку общие и специальные знания для построения современной картины мира, а также помогает вырабатывать значимый познавательно-теоретический способ освоения предметного окружения.

В основном именно через этот социальный институт идет наследование культуры, поскольку образование консервирует и закрепляет значимый общественный опыт (знания, навыки, традиции, нормы общежития и т.п.), тиражирует и распределяет его, адаптируя к конкретной обстановке, к людям, к каждому отдельному человеку. В процессе образования человек овладевает новыми способами коммуникации, знаниями и практикой работы с информационно-коммуникативными технологиями, адаптируется к новому информационному пространству. Школы, университеты аккумулируют и распределяют информацию - новое знание, и тем самым создают когнитивную (мыслительную) среду, где циркулирует подобное знание, и людей - его носителей. Соответственно можно сказать, что само информационное общество создается, в том числе, и образованием, ибо образование поддерживает сам способ получения, обработки и распределения информации в обществе, ведь только образованный человек - знающий, умеющий, интересующийся - будет стремиться к получению все новой и новой информации. Следовательно, только подготовленный к освоению информации, новых знаний человек имеет все шансы на личностный и карьерный рост в современном обществе.

 


 



2020-03-19 143 Обсуждений (0)
Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Овладение знанием посредством образовательного процесса в современном информационном обществе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)