Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концепция непрерывного образования и его синергетика



2020-03-19 131 Обсуждений (0)
Концепция непрерывного образования и его синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Известный американский социолог и философ О. Тоффлер указывал, что в переходный период от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу с характерными для него огромными запасами энергии, капитала и труда критическими видами ресурсов являются информация и технологические инновации, что обуславливает поиск универсальных социокультурных моделей развития общества в новом тысячелетии.

В последнее время синергетический метод активно используется не только в области философской, политической и правовой проблематики, но и, прежде всего, в социальной сфере, в которой из-за непрерывно протекающих трансформационных процессов традиционные модели причинно-следственных связей имеют ограниченные возможности для их применения [1]

Рассмотрение синергетического состояния сферы образования в общества на основе парадигмы синергетики позволяет выделить некоторые принципиальные методологические положения. В частности, представления о ней (образовательной сфере) как открытой нелинейной системе, постоянно обменивающейся со средой (социумом) энергией, информацией с наличием бифуркационных состояний, способных к самоорганизации, изменяет традиционные представления о природе социальных процессов в частности и в образовании. Поэтому именно в период глобализации, как никогда, становится ясно, что образование является не личным делом, и не результатом личных интересов, а социальной технологией «производства» человека, его способностей и знаний. Поэтому, характерной чертой новой экономики является приобретение и использование новых знаний.

В системе «движущих сил» развития общества в целом наиболее важным является звено: «информация - интеллект - нация - инновационное общество» [2] [3] [4]. В таких условиях в формировании высококвалифицированного кадрового потенциала особо важной является интеллектуальная составляющая.

Исходя из того, что образование является весомым фактором социально-экономического развития общества и наиболее важным инструментом развития государств, способом обеспечения их целостности, устойчивости и стабильности, целесообразно сформировать стратегию реализации образовательного потенциала европейских стран. В условиях пересмотра старых парадигм, роли и возможностей государственных органов, углубления демократических тенденций, быстрого роста личностных и общественных потребностей в высшей школе важным источником получения синергетического эффекта является стремительное развитие параллельно с государственным приватного (частного) сектора образования, обеспечение тенденции ускоренного расширения свободного образования [4, с. 15]. Это совпадает с положениями доклада Туринской группы Европейского фонда образования и созвучно взглядам руководителей ряда государств в отношении того, что обучение должно базироваться на праве каждого человека свободно выбирать качественное образование всех видов, которое больше всего отвечает его природе [2].

Информационному обществу необходимы высококвалифицированные, профессионально компетентные, креативные специалисты. Способствовать их формированию в процессе обучения может создание и использование интегрированного пространства знаний (ИПЗ). Создание же ИПЗ требует разработки новых организационно-методических средств и технологий повышения качества подготовки специалистов с учетом интеграционных и трансформационных процессов не только в образовании, но и в обществе.

Фундаментом интеллектуального потенциала каждого общества является ее образовательный потенциал, как обобщенный показатель реальных возможностей развития, которые представляются ему именно образованием. То есть современные тенденции требуют полноправного вхождения образования в систему рыночных отношений, когда образовательные учреждения фактически обслуживают потребности двух рынков:

1) рынка образования, где образовательные услуги реализуются путем потребления их учениками школ, студентами, взрослым населением (концепция непрерывного образования - самосовершенствования: повышения квалификации, или переквалификации специалиста);

2) рынка труда, где потребителем образовательно-научной продукции являются предприятия и организации разных форм собственности.

Ускорение темпов информационных процессов, увеличения уровня новизны и разнообразия в деятельности общества привели к кризису традиционную систему образования. Она уже не справляется со своим основным заданием - давать качественные знания, формировать мировоззрение, давать серьезную профессиональную подготовку. Поэтому необходима не столько смена традиционных методов и образовательных подходов, сколько построение новой идеологии образовательных процессов и внедрение принципиально новых образовательных технологий. То есть, современные рыночные отношения требуют применения инновационного типа обучения, а также развития концепции непрерывного образования.

Именно поэтому сегодня в связи с высокой скоростью социальных изменений и информационных процессов перед обществом, системой образования, масс-медиа ставится качественно новая задача по формированию и развитию у человека специфических навыков и умений, которые смогут обеспечить соответствие его психических состояний степени информационно-эмоциональной нагрузки в течение всей жизни. Еще в 1972 году ЮНЕСКО была официально принята концепция непрерывного образования, которое является одним из приоритетов его развития. С позиций синергетики образование является большой системой и требует значительных усилий на сохранение своего status quo. Примером теоретического и прикладного развития концепции непрерывного образования и реформирования зарубежных систем образования на основе принципов синергетики стали исследования П. Ленгранда и Р. Даве, который определил 25 признаков непрерывности образования [4], среди которых мы выделим наиболее важные: 1) целостность образовательной системы, включающей и интегрирующей разные уровни и формы образования; 2) горизонтальная интеграция (связь между изучаемыми предметами, различными аспектами развития человека на отдельных этапах жизни); 3) вертикальная интеграция (связь между отдельными этапами образования, уровнями и предметами внутри этих этапов); 4) синтез общего и профессионального образования, его универсальность и демократичность; 5) самовоспитание, самооценка; 6) индивидуализация учения; 7) интердисциплинарность знаний и их качества; 8) гибкость и разнообразие содержания, средств и методик времени и места обучения; 9) динамичный подход к знаниям, способность к ассимиляции новых достижений науки и образования; 10) совершенствование умений учиться; 11) стимулирование мотивации к учебе; 12) создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; 13) реализация творческого и инновационного подходов; 14) облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; 15) учиться для того, чтобы быть и становиться кем-то; 16) системность принципов для всего образовательного процесса.

Следует заметить, что в современный период преподавание нового старыми методами и средствами не может обеспечить достижение положительных результатов. Поэтому нужно четко представить, что значит учиться, что такое преподавание и как мы учим. Результативность инновационной деятельности, прежде всего, зависит от того, насколько полно и каким образом взаимодействуют между собой все участники единой системы получения и использования новых знаний и технологий [7, с. 48].

Поэтому для удовлетворения потребности в непрерывном образовании, необходимо изменить последовательность приоритетов в содержании и методах опережающего обучения, выводя на первый ряд фундаментализацию, ндивидуализацию и гуманизацию образования. Стимулируя поисковую деятельность студентов путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность сначала через НИРС, а в последующем и включением их в кафедральную тематику.

 



2020-03-19 131 Обсуждений (0)
Концепция непрерывного образования и его синергетика 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концепция непрерывного образования и его синергетика

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (131)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)