Рыночные факторы формирования цены
В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. Цена выполняет ряд функций. Учетно-измерительная – с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) количество денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей; Информационная– дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия. Стимулирующая – стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса; Распределительная– производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода; Социальная– цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества. Все функции тесно взаимосвязаны, и административное ограничение одной из них отрицательно сказывается и на других. В зависимости от ряда экономических признаков в переходных период все цены классифицируются по видам и разновидностям. Первым и важнейшим признаком классификации цен является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного обращения. В зависимости от этого признака цены подразделяются на следующие основные виды: - оптовые цены на продукцию промышленности; - цены на строительную продукцию; - закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию; - тарифы грузового и пассажирского транспорта; - розничные цены; - тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению; - цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены). Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм и организаций промышленности независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Продукция продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям. Оптовые цены на продукцию промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида: - оптовая цена предприятия (отпускная цена); - оптовая цена промышленности. Оптовая цена предприятия (отпускная цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти цены призваны обеспечивать возможность дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Разновидностью оптовой цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена. Она применяется при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же фирмы или предприятия. Также может использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и отношении услуг, в том числе управленческих платежей и процентов за кредит. Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность фирмы на рынке. Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо. В последние годы трансфертные цены получают большее распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом международной торговли. Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-бытовым (оптовым) организациям. Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая наценка или скидка – это цена на услугу по снабжению и сбыту. Разновидностью оптовой цены промышленности является цена биржевого товара (или биржевых сделок). Эта цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места поставки, предусмотренного биржевым контрактом. Таким образом, цены различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения: предприятие – оптовая торговля; - оптовая торговля – розничная торговля; - розничная торговля – потребители. Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен: - оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя; - оптовая цена промышленности; - розничная цена. Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается по трем видам цен: 1. сметная стоимость – предельный размер затрат на строительство каждого объекта; 2. прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта; 3. договорная цена, устанавливаемая по договоренности между заказчиками и подрядчиками. Закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных хозяйств трансформируются в средние цены фактической реализации, в которых учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам реализации. Закупочные цены – это договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения. По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли и, в-третьих, НДС. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций и НДС. Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию. Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными. По этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребления в домашнем хозяйстве или в производстве. Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями розничной торговли в процентах к ценам приобретения товаров (с НДС) Разновидностью розничной цены являются аукционная цена. Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может существенно отличаться от рыночной цены, поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров и в значительной степени зависит от уровня профессионализма лица, проводящего аукцион. Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также платы за квартиру, телефон и пр. Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и НДС. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, обладают следующими специфическими чертами: 1. отражают внешнеэкономические связи государства с другими странами; 2. находятся в зависимости от цен мировых рынков, отражающих условия производства и реализации мирового хозяйства. Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен мировых товарных рынков. Мировая цена есть денежное выражение мировой интернациональной стоимости. Она формируется под воздействием спроса и предложения того или иного товара на мировом рынке, колебаний валютных курсов и т.д. Мировые цены находятся под значительным влиянием государства, которое проводит регулирование внешнеэкономической деятельности через лицензирование, квотирование, субсидирование экспорта и импорта. На мировые цены большое влияние оказывает инфляция. Цена товара при рыночных взаимоотношениях продавца и покупателя приобретает всеобщий характер. Распространяется она и на товары не имеющих собственной стоимости, цена земли, девственного леса, акций и другие объекты купли-продажи, принадлежащим частникам, монополистам. В основе динамики цен главную роль играют факторы, изменяющие величину стоимости товаров. К ним относятся: средства механизации и автоматизации технологических процессов; использование дешевых заменителей материала; совершенствование организационных и учет социальных факторов, в целях повышения производительности труда, изучение коньюктуры рынка, насыщенности его товарами. Особенность тех или иных факторов более подробно рассматривается нами в разделе ценообразования.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |