Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Психолого–педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте



2020-03-19 295 Обсуждений (0)
Глава 1. Психолого–педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




Оглавление

 

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Проблемы развития творческих способностей детей в педагогической теории и практики

Особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте

1.3. Основные формы, методы и средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Глава 2. Игра как средство развития творческих способностей дошкольников

Значение игр в формировании личности

2.2. Игра в художественно–творческой деятельности дошкольников

2.3. Педагогические основы организации творческой игр дошкольников

 

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей у дошкольников в процессе игры

Диагностика творческих способностей у дошкольников

3.2. Констатирующий этап

3.3.Формирующий этап исследования

3.4. Результаты экспериментальной работа

Заключение

Литература


Введение

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умст­венного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человече­ством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человече­ское общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей, как участников повседневного учебно-воспитательного процесса. Особое место при изучении этих отношений отводится игре, поскольку игровое творчество понимается как обязательная составляющая личностного становления. Этим определяется актуальность исследования тех обстоятельств взаимной координации взрослого и ребенка, благодаря которым игра приобретает социализирующее значение.

Успех реальной социализации дошкольника, таким образом, зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики "личностно – ориентированный" подход, в рамках которого игра дошкольников рассматривается не только как подготовка к "взрослой" жизни, но и как реальное творческое (так как для ребенка окружающий мир всегда в чем-то новый) приобретение социального опыта.

В отечественной психологии богатые традиции изучения игры, опирающиеся на работу Р. И. Жуковской, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Д. Б. Эльконина. Сегодня научный уровень исследования творческих способностей в игре характеризуется наличием сложившейся теории игры, возможности дальнейшего развития которой во многом, обусловлены стремлением исследователей, разрешить исходные противоречия, заложенные в фундаментальных основаниях этой теории (Т. А. Маркова, Д. Б. Эльконин).

"Творчество " и "социализация" выступают здесь как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Менджерицкая, Д. Б. Эльконин и другие). Развитие творческости, креативности рассматривается исследователями как основное направление развития личности.

Исследователи подчеркивают возможность педагогического руководства игровой деятельностью в целях развития творчества ребенка (Р. И. Жуковская, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, И. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Я. А. Пономарев и другие).

Для этой цели в психолого-педагогической литературе разработаны методики Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, С. Л. Новоселовой и других.

И хотя проблема креативности в игре получила развитие в психолого-педагогических исследованиях (Л. С. Выготский, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, Н. Н. Подьяков, Д. Б. Эльконин и другие), требует дальнейшего изучения вопрос об особенностях педагогического руководства игрой в целях развития творчества. На практическую значимость этого вопроса указывают многие авторы, констатируя, что в дошкольном учреждении игра либо пускается на самотек, либо недопустимо регламентируется (Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко и другие).

В практике дошкольных учреждений воспитатели часто не знают, как развивать творчество ребенка в игре. Они опираются на свою интуицию, свой опыт и часто делают ошибки. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования.

Объектом исследования данной работы является педагогический процесс, а именно процесс развития творческих способностей в дошкольном возрасте в процессе игры.

Цель данного исследования - изу­чение проблемы развития творческих способностей дошкольников, а именно тех её аспектов, знание ко­торых необходимо для практической деятельности в этом направлении воспитателей детских садов и родите­лей. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 

- выявление основных компонентов творческих способностей на основе анализа научной и методической литературы. 

- определение условий, благоприятных для развития творческих способностей детей.

- определение основных направлений и педагогических задач по развитию креативных способностей в дошкольном возрасте. 

- определение эффективности работы традиционных методик дошкольного воспитания в отношении развития творческих способностей детей. 

- выявление эффективности игровых форм, методов развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче­ского опыта.

Предметом исследования являются педагогические условия, способствующие развитию креативности дошкольников в игровой деятельности.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой развитиет ворческих способностей   дошкольников в игре может быть успешным, если соблюдать следующие условия:

1) создание эмоционально – благополучной атмосферы в группе детского сада;

2) гарантия свободы и самостоятельности в игре ребенка в условиях педагогического руководства воспитателя;

3) специальная работа, проводимая взрослым по развитию творческих способностей старших дошкольников в сюжетно – ролевой игре.

В данной работе мы применили следующие методы научно-педагогического исследования. 

1. Изучение, анализ и обобщение научно – теоретических  источников по данной теме.

2. Диагностика творческих способностей детей. 

3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче­ских способностей детей в процессе игры.

Экспериментальной базой для исследования стали группы ДОУ «Зорька»№14 с. Натырбово.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Глава 1. Психолого–педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте



2020-03-19 295 Обсуждений (0)
Глава 1. Психолого–педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Психолого–педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (295)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)