Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация малого предприятия



2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Организация малого предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




Рыночная инфраструктура - система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т.д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия функционирования рынка, так и совокупность организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка [19, 394]. Обслуживание взаимоотношений производителей товаров и их непосредственных потребителей - основное предназначение институтов инфраструктуры.

Инфраструктура рынка выполняет целый ряд функций, среди которых можно выделить:

обеспечение непрерывного процесса купли-продажи товаров, ресурсов, капиталов;

распределение товарных потоков по отраслям, регионам;

формирование рыночной конъюнктуры;

повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

достижение сбалансированности рынка.

Рыночная инфраструктура включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.

В рыночной инфраструктуре выделяют организации двух типов - формирующиеся самостоятельно в ходе развития рыночной экономики и формируемые государством или при его участии. К организациям первого типа относятся различные биржи (товарно-сырьевые, ценных бумаг), посреднические организации, коммерческие банки, консалтинговые учреждения и другие, оказывающие различные услуги как в сфере производства, так и в снабжении - сбыте, привлечении кредитных ресурсов и т.д. Формирование рыночной инфраструктуры требует от государства в основном законодательного регламентирования процессов их создания и функционирования. К организациям второго типа относятся инвестиционные и инновационные фонды с государственным или смешанным капиталом, органы государственной контрактной системы, а также органы, регулирующие товаропотоки и формирование хозяйственных связей.

Любой начинающий предприниматель после регистрации своего предприятия должен иметь возможность открыть счет в банке, получить кредит (для приобретения оборудования, сырья и материалов), получить информацию о потенциальных партнерах и рынках сбыта, повысить свою квалификацию, обучить рабочих новым профессиям, организовать реализацию изделий предприятия в стране и за рубежом. В настоящее время, решая эти проблемы, предприниматель постоянно наталкивается на препятствия. Преодолеть эти препятствия возможно только при четко организованной государственной поддержке.

В современных условиях принципиальное значение для развития предпринимательства приобретает использование новейших информационных технологий внутри предприятия и для обеспечения его внешних связей. В сочетании с применением электронно-вычислительных машин, способных оперативно обрабатывать множество данных, и технологией спутниковой связи, позволяющей общаться через громадные расстояния, создается возможность глобальной передачи данных, необходимых для развития современной предпринимательской деятельности.

Малые предприятия в сфере своей деятельности поддерживают связи со множеством организаций. Можно выделить такие их деловые связи, как: 1) хозяйственные (кооперативные) связи с поставщиками ресурсов, потребителями продукции и услуг; 2) связи, основанные на отношениях взаимопомощи и сотрудничества, поддержки предпринимательской деятельности; 3) связи, основанные на специфическом переплетении собственности и контроля. Широко практикуется создание объединений малых предприятий в форме ассоциаций и союзов. Среди них функционируют территориальные и отраслевые ассоциации, объединения для достижения определенной конкретной цели.

Многосторонняя кооперация специализированных малых предприятий, имеющих различный хозяйственно-правовой статус, стала важной тенденцией современного производства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы - субподряд в промышленности, франчайзинг в торговле и услугах, развитие отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т.д.), совместный выход на внешние рынки, венчурный бизнес и т.п.

Благодаря возможностям кооперации малые предприятия пользуются рыночными преимуществами на основе детального знания потребительских предпочтений и близости к рынкам. Это характерно прежде всего для предприятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за малой емкости не слишком интересуют крупные предприятия. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается нестабильностью, технология производства /постоянно меняется, что создает для малых предприятий многочисленные рыночные ниши. Малые предприятия чутко реагируют на растущую зависимость потребительского спроса от колебаний моды, успевая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные запросы покупателей (работа на заказ). Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определяется качеством и разнообразием сервиса. [11, 58]

    Способы государственной поддержки предприятия

В федеральных программах предусматривается выделение следующих основных направлений и конкретных мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых на общегосударственном уровне:

• формирование нормативно-правовой базы;

• совершенствование системы финансовой поддержки;

• создание системы информационного обеспечения;

• содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

• производственно-технологическая поддержка.

Стимулирование конкуренции предпринимательских организаций со стороны государства включает в себя четыре главных направления:

• антимонопольное законодательство, предусматривающее жесткий контроль за предприятиями, которые занимают или могут занять доминирующее положение на рынке;

• введение норм, устанавливающих определенные рамки (правила) для деловой активности;

• определенное регламентирование порядка выхода на рынок самостоятельных предпринимателей;

• последовательная либерализация внешнеэкономических связей. [10, 206]

Развитие сети малых предприятий и их техническое оснащение во многом зависят от крупных производственно-хозяйственных комплексов. По отношению к ним малые предприятия выступают в качестве поставщиков комплектующих элементов готовой продукции. Это позволяет развивать подетальную и технологическую специализацию, а также обеспечивать организацию производства на современной основе. Кооперация между крупными и малыми предприятиями осуществляется также в области распределения продукции и ремонта сложных изделий.

Характерной чертой развития мирового хозяйства является формирование с широким участием малых предприятий территориальных научно-технических и научно-промышленных комплексов, получивших известность как технопарки, технополисы, инкубаторы бизнеса, инновационные центры. Технопарковые структуры оказывают существенное воздействие на развитие экономики по ряду направлений:

• ускоряется появление новых научно-технических предпринимательских структур;

• деятельность по развитию инноваций полнее ориентируется на потребности;

• происходит увеличение занятости и на этой основе улучшение социального положения населения.

Важное значение в обеспечении рациональной организации и эффективной деятельности малых предприятий имеет воспитание деловой культуры. Это касается безусловного соблюдения норм законодательства и налаживания цивилизованных отношений с партнерами, с органами государственной власти. Успех дела во многом здесь зависит от освоения этики деловых отношений, использования в интересах малого предпринимательства информационных, образовательных и консультационных услуг. Благоприятный социальный климат вокруг малого предпринимательства и мониторинг деловой активности становятся существенными условиями дальнейшего развития наиболее динамичных, адаптивных и гибких форм организации предприятий.

Система государственной поддержки характеризуется переплетением причинных связей и взаимодействий: например, такой элемент системы, как региональный Фонд поддержки предпринимательства причинно связан с другими элементами и более или менее прямо «отвечает» за те или иные характеристики системы в целом, при этом его функции обусловлены конкретными особенностями региона.

Кроме того, элементы системы государственной поддержки неравноценны с точки зрения их места и роли в целостном «существовании» малого бизнеса. Вместе с тем системные элементы не взаимозаменяемы. Поэтому исследование государственной поддержки в рамках системного подхода предполагает не только изучение системы как целостности, обладающей выраженными границами и набором составляющих ее элементов, но и определение структурных и функциональных взаимосвязей, что в итоге позволяет выявить соответствие функционирования системы стоящим перед ней задачам. В представленной статье автор остановится на формировании цели, задач и структуры системы государственной поддержки малого бизнеса.

Основную направленность системного подхода отмечал Л. Берталанфи: «Мы стремимся не просто описывать или предписывать, а, прежде всего, понять и охарактеризовать действия объекта, в том числе ожидаемые действия…Системный подход главное внимание сосредоточивает на изучении поведения объекта. Главный вопрос здесь - не «что это такое?», а «что оно делает?» [21, 15].

На федеральном уровне в систему государственной поддержки малого бизнеса вовлечены все ключевые структуры: от Президента и Правительства до Совета Федерации и Государственной Думы. На данном уровне создаётся правовая основа, в рамках которой действует вся система государственной поддержки: разрабатываются законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность органов поддержки, рекомендательные и нормативно-методические материалы по организации и оптимизации деятельности малых субъектов рынка, то есть создаются условия (правовые, финансовые, организационно-методические) для реализации политики государственной поддержки малого бизнеса. При этом политика создания системы государственной поддержки должна быть увязана с задачами государства по развитию малого бизнеса и с государственной экономической политикой в целом.

На региональном уровне устанавливается единый для региона общий порядок оказания государственной поддержки малому бизнесу, учитывающий специфику региона и особенности местных поселений, текущие и перспективные социально-экономические потребности региона, обеспечивающий согласованность интересов населения, малых предприятий региона и государства в целом, при этом не противоречащий федеральному. Функцией региональных органов поддержки малого бизнеса является реализация мероприятий, разработанных на федеральном уровне, разработка правовых актов по поддержке в соответствии с потребностями региональных субъектов малого бизнеса, индикативное планирование в контексте форм и методов региональной государственной поддержки, прямое финансирование малых предприятий региона, обратившихся за поддержкой, сбор и анализ данных о развитии малого бизнеса региона, обеспечение обратной связи государственных органов с субъектами малого бизнеса, защита его интересов, консультативное обеспечение государственной политики в области поддержки малого бизнеса, создание условий для формирования субъектов инфраструктуры государственной поддержки и координация их деятельности. [22, 48]

Органы муниципального уровня, находящиеся на нижней ступени структуры анализируемой системы, оказывают непосредственное воздействие в рамках государственной поддержки малого бизнеса. Функции данного уровня - реализация региональных концепций в границах муниципального поселения. Однако необходимо отметить, что в настоящее время эффективность поддержки со стороны муниципальных органов - весьма низкая (а там, где оказывается поддержка, формы ее - достаточно скудны), это можно объяснить и несогласованностью региональных и местных программ, во многих случаях - декларативностью целевых программ, позицией глав муниципалитетов ввиду отсутствия возможностей и полномочий оказания реальной поддержки малым предприятиям. Хотя именно органы местного самоуправления (пусть и не входящие в систему государственной власти, но наравне с ней являющиеся частью публичной власти в государстве) имеют возможность в максимальной степени учитывать специфику местных условий и потребности как населения муниципального образования, так и его бизнес-сообщества. В целом, муниципальные органы осуществляют координацию деятельности органов по государственной поддержке, контроль за соблюдением норм и правил ее оказания в муниципальном образовании, а также взаимодействие с субъектами инфраструктуры государственной поддержки.




2020-03-19 197 Обсуждений (0)
Организация малого предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация малого предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)