Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Любовь к природе родного края в раннем творчестве С.Есенина.



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Любовь к природе родного края в раннем творчестве С.Есенина. 0.00 из 5.00 0 оценок




О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку,-

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника – вся красота родного края с годами отлилась в задушевные и светлые строфы.

Для Есенина природа – не застывший пейзаж: она вся в движении, в гармонии с человеком. Она дышит, действует, живет. Его ранние стихотворения полны голосами птиц, шелестом листьев, журчаньем ручьев.

О чем бы ни писал Есенин, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу.

В стихотворении «Береза», написанном Есениным в 1913 году, поэт рисует реалистичную картину – зимний пейзаж, увиденный им из окна. При этом он использует простые художественные средства: не метафорические эпитеты, а обычные определения (белая береза, пушистые ветки, снежная кайма, новое серебро) и сравнения («снегом, точно серебром»; «Распустились кисти белой бахромой»), образные, метафорические средства только намечаются ( сонная тишина, заря лениво обходит березу и осыпает ветки). Это начальный, ученический период творчества Есенина. Здесь нет ярких красок, библейских образов, все просто, почти натуралистично.  

Но уже с 1914 года есенинский поэтический мир резко меняется, поэт вводит в него библейские образы. С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения - сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением - целая философия, система ценностей.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

С присущей С.Есенину - лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: "Гой ты, Русь, моя родная».

Мир деревни - это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Стихотворение со строки «только синь сосет в глаза» обретает ноту щемящей грусти, со строки «как захожий богомолец» возникает образ странника, появляется чувство неприкаянности:

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Но затем чувство тихой щемящей грусти сменяется «девичьим смехом»:

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Мир Руси для С.Есенина - это и мир крестьянских домов, в которых пахнет яблоком и медом», где «гудит за косогором на лугах веселый пляс», где радость коротка, а печаль бесконечна.

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Стихотворение — признание в любви к родной земле, стремление раствориться в ней:

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех..

Поэтический язык стихотворения своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно- выразительны, а автор чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной.

Лирический герой - странник, который «как захожий богомолец» смотрит в родные поля и не может наглядеться, потому что «синь сосет в глаза».

Русь сравнивается в стихотворении с раем:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Отличительная черта стихотворения – потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, к родине, к деревне.

В стихотворениях Есенина в некоторых мотивах чувствуется сын земли, сын хаты, деревенский кудрявый парень, от частушки пришедший в город со своими песнями, навеянными ивовой грустью, малиновыми зорями, овсом и рожью. Есть в них искренняя любовь к скирдам, к тополям и рощам.

И спустя 10 лет в «Руси Советской» Есенин не отрекается от люби к Родине, он стоит на своем:

«Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

В этом же стихотворении автор показывает, что кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте».

Сергей Есенин до боли любил все родное. Да разве не видно это по его произведениям! Бывает, пишешь сочинение и никак не найдешь цитату. А здесь другая "беда": не знаешь, какую выбрать. Это, наверное, потому, что чуть ли не в каждом своем произведении поэт, так или иначе, говорит о Родине. Поэтому так трудно, просто порой невозможно отделить эту тему от других: ведь чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к природе, жизни.

Даже любовь к женщине раскрывается через любовь к родной земле! Природа у него неразрывно связана с деревней, ибо только сельский житель способен так ее одухотворять. Вообще, ни у одного поэта не встречала я такой поразительной способности одушевлять природу:


Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

 Любимый образ — березка — становится у него березкой-девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
2. Любовь Сергея Есенина к Руси деревенской.

Немаловажное условие успеха С. Есенина состояло в способности увидеть необычайное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни.

 В рассказе «На родине Есенина» А.И. Солженицын пишет: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, - и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность. И еще сегодня обжигает мне щеки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой темной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:

На бору со звонами плачут глухари…?

И об эти луговых петлях спокойной Оки:

Скирды солнца в водах лонных…?

Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столько для красоты – у печи, в хлеву, на гумне, за околицей – красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?...»1

Может быть, это шло оттого, что С. Есенин любил не абстрактную Россию, а создал образ близкой и дорогой ему земли — Рязанщины, где его описание родной деревни всегда подробно и конкретно.

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.

Даже в таких низких бытовых подробностях деревня мила поэту.
 В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворении «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж видится поэту так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных,

С. Есенин обладал удивительным свойством передавать особое очарование деревенского пейзажа, которое сочеталось с чувством глубокого духовного родства с родным краем.
Он рассматривал деревню и ее жителей как основных носителей национального начала, поэтому основная тематическая направленность произведений поэта — мир русского крестьянства. Мир деревни – это храм с гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина – это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, « край заброшенный», «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты – русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта

после 1914 года – начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Как проникновенно, с какой 

___________________________________________

1Солженицын А.И. Из рассказа «На родине Есенина»

 

болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты. Избы заперты.Лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, теперь « все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год». Для поэта родная деревня в России – это нечто единое. Это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие « малой родины». С присущей Есенину- лирику склонностью одушевлять все окружающее его, он и к России обращается как к близкому человеку:

«Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу».

Порой стихи поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, лирический герой их – странник, покинувший родную хижину, всеми отвергнутый и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность – это природа и Россия, природа и Россия деревенская. Ведь и русский крестьянин всем своим бытием связан с природой.

В родной деревне поэт научился «слушать песни дождей и черемух», любить «братьев наших меньших», осознавать себя самого частью общего гармонического строя природной жизни.

 Поэт был сыном рязанского крестьянина, и мир “золотой бревенчатой избы” с детства был ему родным. В этом мире все слито воедино: труд, праздник, вера и быт — все превращено в бытие, и все одухотворено, полно теплоты и радости жизни:

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.

Есенин, влюбленный в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных и цветы, чувствовал, как и крестьянин, живущий на земле, что связан с ней кровными узами. И поэтому в его стихах, как в древних песнях и бабушкиных сказках, у изб, деревьев, цветов, лошадей, ветров — чуткие человеческие души.

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Деревья у поэта превращаются в зверей, а его звери — это “меньшие наши братья”, у которых тоже свои думы и заботы, радости и страдания. Лошади задумчиво слушают пастуший рожок, корова теребит “грусть соломенную”, кошка у окна ловит лапой луну. И, конечно, все помнят его знаменитую “Песнь о собаке”, в которой “покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег”. Никто до Есенина не писал о животных с такой нежностью и состраданием. М. Горький сказал о нем: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которого — более всего — заслуживает человек”. И когда Есенин говорит о родине, то кажется, что это все о том же — обо “всем живом”, о скоротечности и радости жизни. Образ родины, России складывается у поэта из мелких штрихов-черточек: “березовое молоко по равнине”, дед “с берестяной клюкой” и святой Микола “в лапоточках,” обходящий русский край, босяк-бродяга, что идет “проселочной дорогой, молясь на копны и стога”. Может быть, такая Русь выглядит слишком благостной и смиренной, но поэту дорог этот ее облик.
И в то же время Есенин, пристально вглядываясь в лицо родной земли, все острее сознает ее заброшенность и забитость, и в стихах все отчетливей проступает грусть:

...А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора.

Эта печаль, то светлая, умиротворенная, то мучительная, навсегда осталась в его стихах о России, о деревне.

 Не случайно за Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта “с крестьянским уклоном”. По своему рождению и призванию он и был таковым:

У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

 

Мир стихов Есенина — мир сельский. Поэт — один из немногих в русской литературе того времени выходец из деревни, и он по праву воспринимал себя как лирического представителя сельского уклада в многообразии направлений современной ему поэзии.
Сборник есенинских стихотворений “Радуница” дает нам возможность заглянуть в жизнь родной поэту деревни. Его пейзажи только отчасти “природны” — в них настойчиво возникают детали, связанные с сельским бытом:

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Не просто поля, а пашни и нивы, не столько луга, сколько сенокос становятся объектом описания у автора. Сельская жизнь во всех ее проявлениях — вот содержание поэзии Есенина. Крестьянский труд со всеми его тяготами и радостями влечет к себе поэта: косьба, кузнечное дело, работа пахаря и жнеца — все это хочет описать он в своих стихах.

 



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Любовь к природе родного края в раннем творчестве С.Есенина. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Любовь к природе родного края в раннем творчестве С.Есенина.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)