Классификация политических партий
12 Важную роль в исследовании политических партий играет их классификация, которая возможна на основе множества критериев – по программным целям и идеологии, формам организации, методам деятельности и т. п. Например, в марксистской литературе имеет место классификация политических партий по социально-классовому критерию. Согласно ей, в современном мире можно выделить следующие типы политических партий: 1) Партии, идеология, программа и политика которых направлены на утверждение и совершенствование капитализма, различных форм социальных отношений в рамках буржуазного общества. Их различают по конкретным подходам, способам достижения программных целей, определяя как правоконсервативные, центристские и либерально-реформистские. Сторонники марксистского подхода к классификации партий называют партии, принадлежащие к данному типу, «буржуазными». Однако в свете современных реальностей это название нуждается в некоторых пояснениях. В условиях высокой организации трудящихся капиталистических стран буржуазные партии вынуждены не только защищать интересы капитала, но и в большей степени, чем прежде, считаться с интересами наемных работников. Это обусловлено тем, что сегодня без их широкой поддержки невозможно победить на выборах, сохранить преобладающие позиции в системе власти. Это вынуждает партийное руководство учитывать интересы различных слоев трудящихся в платформах своих партий в целях расширения их социальной базы. Ныне ряд буржуазных партий эволюционировали в массовые организации, опирающиеся на различные социальные слои населения, например, Христианско-демократический союз в Германии, Христианско-демократическая партия Италии. 2) Партии социалистического выбора, отстаивающие и выражающие интересы трудящихся, главным образом, интересы рабочего класса. Это – коммунистические, социалистические, социал-демократические, лейбористские партии. Общие цели их программ и политики – достижение свободы и равноправия личности, создание социальных гарантий для реализации ее прав и интересов, утверждение в обществе социальной справедливости, реальной демократии, солидарности людей труда; защита наемных работников от социального угнетения и эксплуатации, преодоление отчуждения работника от средств производства и управления обществом; приоритет общественной собственности на средства производства, установление демократического контроля над развитием национального хозяйства с помощью главным образом экономических мер. Среди партий этой группы можно выделить партии правого толка, содержание политики которых близко к курсу буржуазно-либеральных партий; центристские и левоцентристские партии, провозгласившие своими идеалами демократическое и гуманное общество, политический и идеологический плюрализм, смешанную экономику, в которой сохраняются позиции монополистического капитала (например, абсолютное большинство партий Социалистического интернационала, некоторые партии, возникающие на развалинах коммунистического движения); партии леворадикального направления, которые ориентируются на марксистскую концепцию социализма (например Российская коммунистическая рабочая партия). 3) Партии, призванные защищать интересы преимущественно мелких собственников города и деревни, средних слоев. По международной классификации их именуют демократическими. Большинство из них исходит из того, что в наибольшей степени интересам средних слоев, мелких собственников отвечает система частного предпринимательства, защищенная государством от грабительских поползновений монополистического капитала, а также защита интересов трудящихся. В силу этого многие партии выступают в союзе не только с либерально-буржуазными организациями, но и с партиями социалистического выбора. 4) Партии, идеология, платформа и практические действия которых имеют национально-демократическую окраску. Они возникают под влиянием роста национального самосознания народов, недовольства ущемлением их прав. Именно на такой почве возникли, например, Уэльская и Шотландская партии в Великобритании, Индийский национальный конгресс. Сторонники социально-классового подхода считают, что рост националистических настроений возникает из-за нерешенных социально-экономических проблем на территориях проживания этнических групп, пытающихся самоутвердиться в своих политических правах. Нередко стремление найти внешнего или этнического врага с целью взвалить на него вину за социально-экономические проблемы обусловливает эволюцию национал-демократических партий в праворадикальные партии экстремистского толка. К подобным объединениям можно отнести партию «Национальный фронт» во Франции, всевозможные неофашистские и расистские политические формирования в других странах. 5) Особую группу составляют партии, ориентирующиеся на верующих. Программные платформы этих партий опираются на догматы основных религий. Это православные, католические, протестантские, мусульманские и другие партии. Они активно борются за усиление позиций своей религии в странах, регионах, на мировой арене, защищая права и интересы верующих. В программах этих партий довольно сильно звучат общечеловеческие ценностные ориентиры, прежде всего нравственного характера – справедливость, милосердие, духовное самоочищение, добродетель. Клерикальные партии являются активным элементом политических систем многих стран. Однако в современной западной политологии более актуальна иная классификация политических партий – не по идеологическому и социально-классовому признаку, а по функциональным и организационным критериям. Этот критерий позволяет более точно дифференцировать партии в качестве политических институтов. Опираясь на первый, американский социолог Стивен Коэн выделяет следующие типы политических партий: 1) Партии авангардного типа, появившиеся в ходе развития рабочего движения. Для них характерны повышенные требования к вступающим в партию, детальная регламентация деятельности и внутренней жизни партии, строгая партийная дисциплина и т. д. Главный объект их политики – трудящиеся массы, повседневная работа по их социальному просвещению и организации во имя торжества справедливости. С. Коэн считает, что если авангардная партия приходит к власти, она быстро становится частью административной системы, ее номенклатурой, действительно, история знает немало подобных примеров. Так, в силу причин объективного и субъективного характера в государствах социалистического выбора авангардные партии превратились в ведущее звено командно-бюрократических режимов. Были деформированы идеологические основы партий, искажены принципы их деятельности. В конце концов, они потеряли авторитет среди трудящихся, лишились активной народной поддержки, что привело многие из этих партий к кризису, распаду или преобразованию их в партии парламентского типа. 2) Партии, предназначенные главным образом для избирательных кампаний (сбора средств для их проведения, выдвижения кандидатов, организации агитации в их поддержку и т. д.). Как правило, такие партии не имеют фиксированного членства, партийных билетов, обязательных членских взносов. Они формируются за счет добровольных пожертвований корпораций, частных лиц, общественных организаций и ассигнований из государственного бюджета. Таковы, например, две ведущие партии США – Республиканская и Демократическая. Их нельзя назвать организациями в строгом смысле этого слова, отмечают американские политологи Т. Р. Дайс и Л. Х. Цейглер. Чтобы к ним принадлежать, достаточно на выборах поддерживать их кандидатов. Как политические организации они активизируют свою деятельность в связи с проведением выборов в центральные и местные органы власти. Но поскольку такие выборы практически бывают каждый год, эти партии ведут работу почти постоянно на уровне своих немногочисленных органов управления. 3) Парламентские партии. Их основные функции схожи с задачами вышеназванных партий. Однако они более многообразны и охватывают весь спектр парламентской деятельности: разработку стратегии и тактики избирательных кампаний, программ, реализации которых они будут добиваться в органах власти; изучение общественного мнения об обстановке в различных регионах и в стране в целом, оценку формальных и неформальных лидеров; подбор и выдвижение кандидатов, их подготовку к участию в избирательной кампании, а затем и к деятельности в системе государственных органов; идеологическую и организационную работу по обеспечению победы кандидатов на выборах; решение технических и финансовых вопросов, связанных с выборами; организацию противодействия конкурирующим партиям и их кандидатам; контроль за деятельностью избранных депутатов и их фракций в парламенте, муниципалитетах и т. д. Парламентские партии имеют компактную организационную структуру и постоянно функционирующие органы управления. Принципы их внутренней жизни допускают существование различных течений и даже фракций. Этот вид партий характерен для многих стран мира. К парламентским можно отнести и большинство партий, возникших в последние десять лет в нашей стране. Их лидеры считают, что основную роль в парламентских партиях играют элита и фракция в парламенте. Члены же партий и даже активисты лишь обслуживают парламентские фракции. При этом сторонники такой точки зрения в нашей стране ссылаются на опыт зарубежных государств. Но их опыт говорит и о другом. Несомненно, в парламентских партиях компетентное и авторитетное руководство и фракция в органах власти несут на своих плечах значительную часть партийных функций. Вместе с тем у рядовых членов есть каналы для воздействия на политику элиты и парламентские фракции, если эта политика не отвечает их интересам. Это, например, неуплата членских взносов, выход из партии, саботирование мероприятий в поддержку ее кандидатов, участия в обсуждении на местах проектов программ, резолюций, подготовленных партийным руководством, а также разработка своих проектов документов для общенациональных конференций, съездов. 4) Партия-община или партия-клуб. Она представляет собой массовую организацию, объединяющую граждан не только по принадлежности к какой-либо политической платформе, сколько по общности взглядов, интересов, культурных запросов. В такую партию люди вступают, чтобы удовлетворить потребности в общении, обсуждении насущных, жизненно важных проблем с близкими по духу. К этой группе можно отнести организацию «зеленых», объединения защитников исторических памятников, «синих» (борются за коренное улучшение социальной экологии), всевозможные ассоциации, клубы по интересам. В последние годы происходит их политизация. Многие из партий-общин, или партий-клубов, становятся активными субъектами избирательных кампаний, участниками массовых политических акций. Например, в Германии «зеленые» объединили свои организации, официально провозгласили создание политических партий защитников природной и социальной экологии, которые активно включились в парламентскую борьбу. 5) «Карманные» партии – небольшие по численности организации, созданные, как правило, несостоявшимися лидерами «под свою» программу для реализации своих эгоистических устремлений. Подобные партии функционируют на уровне немногочисленного руководства и прежде всего самого лидера, не имея очерченной социальной базы. В них лидеры, писал политолог Р. Михельс, пользуются столь неограниченным влиянием, что влиять на членов партии можно только повлияв на лидера. Можно привести примеры и других типологий политических партий. Так, М. Дюверже различал кадровые и массовые партии, в зависимости от возникновения выделяют партии парламентско-электорального происхождения и партии внепарламентские (предполагающие приобретение власти неконституционным путем); по месту в политической системе партии подразделяют на правительственные и оппозиционные и т. п. Если говорить о современных тенденциях развития политических партий, необходимо отметить появление нового типа партий – «партия – хватай всех» («общенародная», «интерклассовая», «партия избирателей»). Партии этого типа стремятся при помощи неидеологизированной программы мобилизовать наибольшее число избирателей различной социальной и профессиональной принадлежности. Заключение В России на данный момент действует многопартийная система. Однако даже довольно цивилизованный вариант многопартийности порождает определенные трудности. Непрерывное противодействие оппозиции отвлекает внимание правящей партии на межпартийную борьбу. В свою очередь у оппозиционной партии вырабатывается стереотип преимущественно негативной оценки политики законодательных и особенно исполнительных органов власти. Нередко узкопартийный эгоизм заслоняет общегосударственные интересы, подталкивает партии на использование нежелательных методов и средств достижения своих целей. В результате происходит резкое обострение межпартийных отношений, они приобретают деструктивный характер. Эффективность многопартийной системы зависит от зрелости объективных условий и субъективного фактора. Недостаточная их развитость ведет к многопартийности деформированной, «дикой», характеризующейся применением нецивилизованных средств и методов межпартийной борьбы, забвением партийной элитой жизненно важных проблем, вставших перед обществом. Практическая часть Задание 1 Выпишите на отдельном листке бумаги (для студентов заочной формы обучения – в конце контрольной работы после списка использованной литературы) предлагаемые ниже задания и заполните каждую строку предполагаемого ответа (одна клетка строки соответствует одной букве слова):
1. Назовите формы государственного правления:
2. Назовите формы государственного устройства:
3. Назовите основные современные направления определения власти:
4. Назовите основные направления политической мысли XVIII–XX вв.:
5. Назовите основные функции политического лидера:
6. Назовите основные типы современных парламентов:
7. Назовите основные типы политической культуры, предложенные Г. Алмондом и С. Вербой:
8. Назовите основные (базовые) элементы политической культуры:
Задание 2 Выберите из предлагаемого списка и напишите на отдельном листке бумаги (для студентов заочной формы обучения – в конце контрольной работы после списка использованной литературы) один вариант ответа на следующие вопросы политологического теста (вопрос – ответ, вопрос – ответ): 1. Когда политология выделилась из других наук в качестве самостоятельной научной дисциплины: г) в середине XIX века. 2. Какое определение политики наиболее полно отражает принятую в данном пособии точку зрения: а) политика– сфера деятельности государственных институтов; г) политика – отношение между классами; 3. Кто является автором книги «Политика»: п) Б. Констан; 4. Кто является автором книги «Государство»: в) Платон. 5. Кто является автором книги «Государь»: з) Н. Макиавелли. 6. Кто является автором книги «Левиафан»: е) Т. Гоббс. 7. Кто является автором книги «О духе законов»: к) Ш. Монтескье. 8. Кто является автором книги «Два трактата о правлении»: д) Дж. Локк. 9. Кто является автором книги «Философия права»: а) Г. Гегель. 10. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею необходимости сверхсильной государственной власти: в) этатизм; 11. Какая из существующих теорий выводит сущность политического лидерства из личностных качеств лидера: а) теория черт. 12. Какой тип общества характеризуется сверхэтатизацией: а) гражданское общество; б) тоталитарное общество. 13. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию легитимации политического режима: а) парламент. 14. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию рекрутирования кадров и социализации властвующей элиты: а) парламент. 15. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию определения и реализации основных направлений политического курса страны: ж) глава государства. 16. Какой орган государственной власти преимущественно выполняет функцию контроля за соблюдением Конституции: в) суд. 17. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею преимущественного развития общественной собственности: д) социализм. 18. Какое направление общественно-политической мысли отстаивает идею исключительности той или иной нации: е) фашизм. 19. В рамках какой теории природа государства объясняется возникновением классов и классовой борьбы: в) марксистской теории. 20. В рамках какой теории возникновение государства объясняется преодолением «естественного состояния» общества: б) теории общественного договора. 21. В рамках какой теории возникновение государства рассматривается как результат соединения родов и племён: а) патриархальной теории. 22. Согласно К. Дойчу рефлексивный этап развития политоло-гии начался: д) в середине XX века. 23. Объектом политологического исследования является: а) общество в целом. 24. Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России различал подчинение «по природе», «по своей воле» и «по принуждению»: в) В.Н. Татищев. 25. Кого из перечисленных ниже представителей политической мысли России можно отнести к революционным демократам (напишите четыре фамилии): е) А.И. Герцен; ж)Н.Г.Чернышевский; с) М.А. Бакунин. 26. Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России отстаивал идеи анархизма (напишите две фамилии): с) М.А. Бакунин. 27. Кто из перечисленных ниже представителей политической мысли России был основоположником российской социал-демокра-тии (напишите одну фамилию): д) Г.В. Плеханов. 28. Какая избирательная система действует в современной России при выборах депутатов Государственной думы: в) смешанная (пропорциональная и мажоритарная). 29. Политический режим – это: а) способ (средства и методы) функционирования политической системы в целом. 30. Гражданское общество – это общество, в государстве которого определяющую роль играют: д) семья и личные отношения между людьми. 31. Тоталитарное общество – это общество, в государстве которого определяющую роль играют: а) субъекты государственной власти. Список литературы
1. Андреев С. С. Политические интересы и политические отношения // Социально-политические науки. 1991.– № 6. 2. Авинери Ш. Партии, социально-культурная модернизация и роль гражданского общества // Полис.– 1994.– № 1.– С. 141–147. 3. Бьюэли Э. Архаичны, но адаптивны: О политических партиях США (Сверяясь с «классическими» оценками) // Полис.– 1996.– № 1.– С. 138–150, № 3.– С. 94–107. 4. Васильев М. И. Партии, движения, политические силы – попытка деконструкции // Полис.– 1992.– № 5, 6.– С. 203–206. 5. Зарубежное законодательство о политических партиях (Сборник нормативных актов) / Сост. А. И Ковлер. – М.: Луч, 1993. 6. Евдокимов В. Б. Партии в политической системе буржуазного общества / УГУ. – Свердловск, 1990. 7. Кондрат, Дэвид П. Партийная система и защита интересов // Право и многопартийность в России. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 1994.– С. 69–73. 8. Кулик А. Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К. Джанды // Полис.– 1993.– № 1.– С. 92–98. 9. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии // Диалог.– 1990; 1991.– № 2. 10. Сайдл, Лесли Ф. Регулирование политических партий и их финансовой прозрачности // Право и многопартийность в России. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 1994.– С. 74–86. 11. Тихомиров Ю.А. Гражданское общество, многопартийность и правовое государство // Право и многопартийность в России. – М.: Юридический дом “Юстицинформ”, 1994.– С. 6–13. 12. Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность // Полис.– 1992.– № 5, 6.– С. 156–162.
13. Шмачкова Т. В. Мир политических партий // Полис.– 1992.– № 1,2. 14. Новые общественно-политические движения и организации в СССР: Документы и материалы. – М., 1990.– Ч. 1, 2. 15. Партии в механизме политической власти // Политология: Курс лекций / Колл.авт. под ред. А. В .Миронова. – М.: Соц.-полит. журн., 1993.– С. 90–106. 16. Политические партии, группы и течения в России / Отв. ред. А.Н. Шмелев. – Махачкала, 1990.
12
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |