Этапы развития рекомендательной библиографии.
С первых лет Советской власти партия и правительство проявляли особую заботу о развитии рекомендательной библиографии, призванной помочь в возможно короткие сроки приобщить массы трудящихся к культуре. Одной из первоочередных задач рекомендательной библиографии было оказание помощи в обучение грамоте взрослого населения. При непосредственном участии Н. К. Крупской Наркомпросом была составлена "Грамота гражданина" - программа занятий в школах неграмотных и малограмотных, включающая рекомендательные списки для преподавателей и учащихся. В задачи рекомендательной библиографии первых лет Советской власти входило оказание помощи библиотечному строительству. Некоторую помощь комплектованию библиотек оказывали примерные списки, регулярно составлявшиеся библиотечным подотделом Наркомпроса для библиотек разного типа, изб-читален, сельских и рабочих библиотек. Новый этап развития рекомендательной библиографии начался после окончания гражданской войны, когда страна приступила к мирному строительству. Основным государственным учреждением, проводившим систематическую работу в области рекомендательной библиографии с 1920 по 1929 г. был Главполитпросвет, а в 1930 г. - Отдел массовой работы Наркомпроса. Становлению и развитию рекомендательной библиографии. Расширению ее тематики, пропагандистских возможностей в немалой степени способствовали библиографические журналы Главполитпросвета. Первым из них был "Бюллетень книги" (1922 - 1923 гг.), В результате осуществления программы культурного строительства усилилась тяга все более широких слоев трудящихся к самообразованию. Библиографы Главполитпросвета кроме библиографических периодических изданий готовили к печати разнообразные по тематике рекомендательно - библиографические пособия, рассчитанные на малоподготовленных читателей. В этих пособиях получали отражение вопросы советского строительства, сельского хозяйства, художественная литература. Библиотечная общественность предлагает издавать в централизованном порядке аннотированную печатную карточку на новые книги. Использование таких карточек в каталогах должно было активизировать деятельность библиотек по раскрытию книжных фондов и руководству чтением. В 1925 году при Главполитпросвете организуется Бюро центральной каталогизации (БЦК), которое приступило к выпуску аннотированных карточек для каталогов массовых библиотек. С ноября 1925 г. начали выходить аннотированные печатные карточки, в каждой из которых приводились описание книги, краткая аннотация и индекс по таблицам десятичной классификации. Признанная выполнять сложные задачи, рекомендательная библиография нуждалась в серьезной перестройке. Отказ от элементарной агитации, свойственной рекомендательной библиографии 1920-х гг., требовал решения ряда вопросов методики, повышения квалификации кадров библиографов. Возникла необходимость в создании центра рекомендательной библиографии. В 1930-х гг. на базе бывшего библиографического отдела Главполитпросвета открывается Институт рекомендательной библиографии. Новый институт начал издание библиографического бюллетеня "Книга строителям коммунизма", выпускал аннотированные печатные карточки и рекомендательные указания. В 1931 г. Институт рекомендательной библиографии реорганизуется в Критико-библиографический институт и передается в систему ОГИЗа. Впервые в одном центре были объединены рекомендательная библиография и критико-библиографическая деятельность. Институт продолжал выпускать аннотированные печатные карточки и рекомендательные пособия к политическим компаниям и в помощь самообразованию. Справочно-библиографическое Бюро института составляло по заявкам библиотек тематические списки и выдавала справки о рецензиях на новые книги. В институте складывался квалифицированный коллектив специалистов. Однако институту не удалось превратиться в центр библиографической работы в стране. В послевоенные годы рекомендательная библиография играла исключительно важную роль как одно из действенных средств политико-воспитательной работы. Сложилась определенная система учреждений в области рекомендательного библиографирования во главе с Государственной библиотекой СССР имени В. И. Ленина. Она разрабатывала новые типы пособий, оказывала методическую помощь библиотекам, выпускавшим рекомендательные указатели, издавала методические материалы, проводила совещания и семинары. В частности, большое значение для развития рекомендательной библиографии имели совещания библиотечных работников, проведенные в 1948 и 1952 годах. На них были заслушаны доклады ведущих сотрудников библиотеки имени В. И. Ленина. После совещания 1952 года наметились существенные сдвиги в издании рекомендательных пособий. В работу включились областные, краевые и республиканские, а также крупные универсальные и отраслевые библиотеки. Ряд пособий был издан Библиотекой имени В. И. Ленина совместно с крупными отраслевыми библиотеками. Рекомендательная библиография вступила в более высокий этап своего развития. Постепенно складывается теория рекомендательной библиографии, обновляется ее методика, расширяется тематика. ЦК КПСС уделяет большое внимание развитию библиотечного дела в стране. В 1959 году выходит постановление "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране"; проводятся ряд совещаний и конференций в 1960-х - начале 70-х годов. В 1965 году была создана Проблемная комиссия по рекомендательной библиографии, задачей которой стало планирование и координация научных исследований. Все эти мероприятия способствовали развитию теоретической, методической и материальной базы рекомендательной библиографии. К настоящему времени в нашей стране организационно сложилась система рекомендательной библиографии, включающая российские библиотеки: РГБ, Второй уровень составляют библиотеки субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей. В своей совокупности на этих двух уровнях создаются рекомендательные библиографические пособия универсального, комплексного, отраслевого и тематического содержания в помощь общему Главным центром в области теории и практики рекомендательной библиографии является РГБ, основные направления деятельности которой составляют: подготовка рекомендательных пособий, организационно- методическая работа, научно-исследовательская работа. Она создает рекомендательные библиографические пособия универсального содержания. При дальнейшем совершенствовании рекомендательной библиографии в нашей стране следует сохранить все лучшее, что было уже накоплено в прошлом, развивать ее в качестве составной части ГСНТИ. В любом обществе существуют определенные идеологические, культурологические, образовательные и воспитательные задачи, которые требуют обязательного и целенаправленного решения, внедрения в индивидуальное и общественное сознание. И здесь важнейшая роль принадлежит рекомендательной библиографии.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |