Рекомендательные библиографические пособия для слепых.
В РГБС практикуется составление аннотированных рекомендательных библиографических указателей по материалам звуковых журналов и сборников. Этот тип библиографических пособий способствует более эффективному использованию материалов звукового журнала, увеличению числа его слушателей. Указатели могут оказать помощь при проведении массовых мероприятий, в воспитательной и профориентационной работе с молодежью. По материалам звукового сборника «Социальная реабилитация незрячих» в 2006 г. были подготовлены рекомендательные пособия, рассчитанные на удовлетворение запросов различных читательских групп пользователей. Для тифлопедагогов, студентов дефектологических факультетов и родителей, имеющих детей с нарушениями зрения, подготовлен библиографический указатель «Материалы по тифлопедагогике на звуковой дорожке (2000-2005 гг.)». В него вошли материалы по обучению и методике преподавания дисциплин в специальных учебных заведениях, а также о семейном воспитании детей с нарушением зрения. Рекомендательный библиографический указатель «Поэзия и проза незрячих авторов на звуковой дорожке сборника «Социальная реабилитация незрячих» (2000-2005 гг.)» адресован специальным библиотекам для слепых, преподавателям и библиотекарям специальных школ для слепых и слабовидящих детей и всем тем, кого интересует творчество самодеятельных и профессиональных авторов. Читателей Российской государственной библиотеки для слепых постоянно интересует, какую репродуцированную литературу они смогут прочесть о Москве и москвичах. Для этой цели были подготовлены аннотированные рекомендательные списки «Прогулки по Москве» и «Картины московской жизни». В них нашли отражение «говорящие» (озвученные) книги, компакт-диски и издания рельефно-точечного шрифта. Читателям были рекомендованы книги П.А.Бурышкина, О.В.Волкова, В.А.Гиляровского, И.Е.Забелина, М.Н.Загоскина, М.И.Пыляева, И.С.Шмелева и др., рассказывающие об улицах, переулках, площадях и садах столицы, знакомящие с бытом, нравами и обычаями старой Москвы. Эти рекомендательные списки были тиражированы плоскопечатным и рельефно-точечным шрифтами. В 2006 г. в РГБС, ориентируясь на читательские запросы, был подготовлен рекомендательный список литературы «Битва под Москвой: 30.09.1941-20.04.1942». Причем были подготовлены два варианта рекомендательного списка – один для абонемента, другой для читального зала библиотеки. Сотрудники Российской государственной библиотеки для слепых систематически устраивают творческие вечера незрячих поэтов, писателей, журналистов, музыкантов, проводят презентации книг. При подготовке к этим мероприятиям составляются малые формы рекомендательной библиографии, включающие биографические сведения, списки публикаций данного автора и литературу о нем. Малые формы рекомендательной библиографии печатают как плоскопечатным, так и рельефно-точечным шрифтами. Например, рекомендательные библиографические списки в форме буклетов были подготовлены к презентации книги «Понять, простить, помочь» А.В.Шкляева – реабилитолога Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «РЕАКОМП» (2002 г.); к 50-летию со дня рождения главного редактора журнала «Школьный вестник» (издание для слепых и слабовидящих детей) Ю.И.Кочеткова (2003 г.); для творческого вечера поэта и художника С.Царапкина (2004 г.); для вечера-встречи поэтессы и писательницы Р.Ахтямовой (2005 г.). В 2005 г. в РГБС подготовлен рекомендательный список литературы в виде буклета об А.И.Сизовой – подвижнике, исследователе, авторе книг и статей, посвященных истории просвещения слепых и истории отечественной тифлопедагогики. Выпуск буклета был приурочен к 80-летию со дня рождения Анны Ивановны. Не ослабевает интерес наших читателей к жизни Луи Брайля и разработанной им системе рельефно-точечного письма. В 2009 г. исполнится 200 лет со дня его рождения, и это событие, без всякого сомнения, привлечет внимание многих. В РГБС в 2005 г. подготовлен рекомендательный список литературы «Луи Брайль и его великое шеститочие», дополненный краткой биографией Брайля. В последние годы все больше незрячих студентов и специалистов овладевает компьютерными технологиями, и если раньше для получения информации они прибегали к услугам чтеца, использовали «говорящую» и Брайлевскую книгу, то теперь для них открылись новые возможности доступа к информационным ресурсам. Для обеспечения им равного доступа к информации по тифлологии в РГБС и ряде других специальных библиотек для слепых ведется работа по переводу плоскопечатных книг в электронный формат. Эта работа осуществляется по проекту «Виртуальный тифлолог». Для предоставления читателям информации об изданиях, имеющихся в РГБС, в «Виртуальном тифлологе» был подготовлен список из 259 названий, получивший заглавие «Каталог книг по тифлологии из полнотекстовой базы данных РГБС». Этот каталог можно рассматривать как рекомендательный список, т.к. в него включены наиболее спрашиваемые издания по тифлопедагогике и тифлопсихологии. Для удобства пользователей библиотеки, и в первую очередь студентов, дефектологов, социальных работников, родителей незрячих детей, в отделе тифлобиблиографии начали выпускать в электронном формате библиографические списки и биобиблиографические указатели отдельных авторов-дефектологов. Они содержат материалы биографического характера, библиографические списки публикаций, а также полнотекстовую базу произведений данного автора, присоединенную с помощью гиперссылок к библиографическим описаниям. Эти материалы могут быть выданы читателю на CD ROM или записаны по его просьбе на флеш-карту. В электронном формате были составлены рекомендательные списки публикаций с приложением трудов реабилитолога А.В.Шкляева, кандидата педагогических наук В.З.Денискиной. Готовится список трудов доктора педагогических наук Б.К.Тупоногова. Рекомендательные библиографические списки востребованы читателями, используются сотрудниками Российской государственной библиотеки для слепых и способствуют продвижению изданий, отвечающих интересам и потребностям незрячих людей.
Заключение В конечном итоге задача рекомендательно-библиографического обслуживания - воздействовать на читательскую активность личности. Необходимыми предпосылками успешной реализации этих целей является: общая положительная оценка произведений печати, выделяющая его из всей массы печатной продукции для первоочередной пропаганды; выяснение интересов и потребностей читателя; установление соответствия произведения возможностям читательского восприятия. Библиотекарь - как посредник между рекомендательным пособием и читателем, руководитель чтением. В конкретной работе по руководству чтением библиотекарь опирается на непосредственное, живое общение с читателем. Исходя из конкретных потребностей читателя, использует методы рекомендательного библиографирования. Объектами рекомендательно-библиографического обслуживания являются широкие круги читателей, определенные группы и отдельные читатели. Основные источники рекомендательно-библиографического обслуживания служат рекомендательные пособия, а в более широком смысле - фонд библиотеки. Рекомендательные пособия не несут перспективной информации и не могут использоваться в текущем комплектовании. Их роль велика в доукомплектовании фондов. Рекомендательные пособия помогают выявить пробелы в комплектовании, степень актуальности состава и содержания фондов; разработать конкретный тематический план и картотеку доукомплектования. Таким образом, использование рекомендательной библиографии помогает сформулировать полноценный по содержанию активно действующий фонд библиотеки.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |