Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ



2020-03-19 225 Обсуждений (0)
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

2.1. Документальное оформление операций по расчетам с покупателями и заказчиками

Учет расчетов с покупателями и заказчиками осуществляется на основании первичных учетных документов: счета, актов, счетов-фактур, платежных поручений, кассовых ордеров и т.п.

Основанием для оформления первичных документов является распоряжение руководителя организации или уполномоченного им лица, а также договор с покупателем (заказчиком).

Если организация получает результаты выполненных работ по месту нахождения подрядчика, то на имя сотрудника, который будет ее получать, выписывается доверенность. Выдача доверенности лицам, не работающим в организации не допускается.

Для доверенности предусмотрены типовые бланки по форме № М-2а или форме № М-2 (Утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997г. №71а).

Учет доверенностей как бланков строгой отчетности производится либо по корешку доверенности, который хранится в бухгалтерии с отметкой о ее получении и использовании, либо в книге доверенностей, либо в журнале регистрации.

Доверенность содержит следующие реквизиты:

- номер и дату выдачи;

- срок действия;

- наименования и адреса плательщика и потребителя (получателя доверенности), а также банковские реквизиты плательщика; кроме того, указывается наименование получателя (должность, фамилия, имя, отчество, сведения о паспорте материально ответственного лица, на имя которого выдается доверенность);

- номер и дату документа.

Указывается также наименование и краткое описание товаров, подлежащих получению, с указанием единиц измерения и количества (прописью).

Подпись получателя в доверенности должна быть удостоверена руководителем торгового предприятия и главным бухгалтером, а также заверена круглой печатью предприятия.

Согласно п. 4 ст. 38 НК РФ работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Разница между работами и услугами заключается в следующем: результат выполнения работ всегда вещественен, а услуг нет.

Целый ряд заключаемых организацией договоров на выполнение работ предусматривает собой необходимость составления двухсторонних актов приемки выполненных работ. Именно оформление, подписание данных актов свидетельствует о том, что предусмотренные договором работы или же их часть выполнены с вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, следует признать, что акты выполненных работ являются наиболее распространенными документами.

Некоторые же отношения сторон согласно заключенных договоров вообще могут быть подтверждены исключительно двусторонними актами (в частности, выполнение работ по договору подряда, оказание возмездных услуг и т.п.).

Правильное оформление указанных актов требует как законодательство о бухгалтерском учете, так и особенно налоговое законодательство Российской Федерации. Если же акты будут оформлены с нарушением предъявляемых к ним требований, то налоговые органы могут предъявить к организации штрафные санкции в связи с непринятием соответствующих расходов в целях налогообложения по налогу на прибыль, или же в связи с привлечением организации к установленной законодательством ответственности.

Акты выполненных работ в полной мере относятся к первичным учетным документам, которые могут оформляться на типовых бланках, или же на бланках, оформленных с соблюдением требований Закона о бухгалтерском учете.

Если используемая организацией форма акта не включена в альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, то она должна содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.

Если организацией используются утвержденные форматы бланков актов, то она должна оформлять их в соответствии с указаниями по оформлению. При этом согласно Госкомстата России от 24 марта 1999г. N 20 "Об утверждении Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации" допускается изменять форматы утвержденных бланков, вводя дополнительные реквизиты (не исключая утвержденных), расширять и сужать графы и строки с учетом значности показателей, включать дополнительные строки (включая свободные) и вкладные листы для удобства размещения и обработки необходимой информации.

Любые изменения утвержденных в установленном порядке форматов бланков должны быть оговорены в утвержденной организацией учетной политике для целей бухгалтерского учета. Это может быть реализовано, в частности, путем приложения к учетной политике измененных унифицированных форм первичной учетной документации.

Если организация применяет самостоятельно разработанные формы актов (не содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации), то прежде всего она должна разработать для использования типовые формы, имеющие все предусмотренной Закона о бухгалтерском учете реквизиты. Для применения таких форм, они должны быть объявлены учетной политикой организации (например, включены в приложения к ней).

С 1997 года все плательщики НДС в соответствии с Указом Президента РФ от 08.05.1996 № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» (а теперь с соответствии с Налоговым кодексом) обязаны составлять счета-фактуры на реализацию продукции (работ, услуг), формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (с изменениями и дополнениями). На основании данных документов заказчики имеют право на зачет уплаченных по ним сумм НДС при расчетах с бюджетом.

Счет-фактура выписывается, как правило, в двух экземплярах, не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Первый остается у подрядчика, другой направляется зазазчику.

Каждая отгрузка товара (выполнение работ, оказание услуг) оформляется составлением счета-фактуры, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

- порядковый номер и дату выписки счета-фактуры;

- наименование, адрес и идентификационный номер и код постановки на налоговый учет продавца и покупателя товаров (работ, услуг);

- наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя товаров (работ, услуг);

- наименование и краткое описание товара, его количество, цену и сумму (без НДС, с НДС), а также сумму акциза (при его наличии);

- страна происхождения товара;

- номер грузовой таможенной декларации.

Составленный документ должен быть подписан руководителем, главным бухгалтером подрядчика. Разрешено визирование счета-фактуры иным ответственным лицом, уполномоченным в соответствии с приказом по организации.

Получаемые заказчиком счета-фактуры относятся к первичным бухгалтерским документам. При этом учет их поступления будет лишь дублировать книгу покупок. Заказчик заинтересован в полной сохранности счетов-фактур, их своевременном и достоверном отражении.

 

Счета-фактуры принятые к исполнению, должны быть пронумерованы и подшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгах покупок и продаж.

Книга покупок ведется заказчиком, она предназначена для регистрации счетов-фактур, предоставляемых подрядчиком, в целях определения сумм налога, подлежащих зачету.

   Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 28.03.204 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете», любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в учете. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам.

Таким образом, от правильности и своевременности документального оформления расчетов с покупателями и заказчиками будет зависеть формирование таких показателей, как выручка от выполнения работ (оказания услуг) и прибыль (убыток) от выполнения работ (оказания услуг).

Продажа продукции (работ, услуг) осуществляется в соответствии с заключенными договорами. При заключении договоров подрядчики и заказчики руководствуются действующим законодательством.

Подрядчиком оформляется и предъявляется к оплате заказчику расчетный документ. Расчеты за выполненные работы, согласно ст. 516 ГК РФ производятся заказчиком с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором, в котором могут быть предусмотрены:

- предварительная оплата (полностью или частично);

- последующая оплата, то есть после передачи результатов выполненных работ заказчику с определением срока оплаты.

2.2. Организация аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками

До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудиторская организация должна ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.

Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Планирование аудиторской проверки осуществляется в соответствии с правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:

- предварительное планирование;

- изучение системы бухгалтерского учета;

- оценка системы внутреннего контроля;

- установление уровня существенности;

- построение аудиторской выборки;

- подготовка общего плана и программы аудита.

В зависимости от намеченных целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей.

Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля (если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским стандартом «Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта», аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Кроме того, необходима информация об организации процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во внимание пожелания руководства и учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее проведения.

Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета. Наиболее значимые положения учетной политики необходимо отразить в рабочих документах аудитора, поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет проводиться с позиций адекватности принятой учетной политике.

Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.

Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета.

На этапе оценки системы внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее полагаться. Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников предприятия. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки. Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).

   Проведя процедуры, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с покупателями и заказчиками. Причем положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации. Однако следует заметить, что положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.

После проведения анализа системы внутреннего контроля, аудитору следует определить, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия. Это также важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь сигнализируют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того что обнаруженные ошибки и нарушения будут исправлены. Поэтому аудитору следует выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были предприняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.

Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. По сути, это – величина вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы, которые в конечном итоге повлияют на решение относительно существенности в оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного в планировании может значительно отличаться от величины существенного при оценке результатов проверки. Оценка аудитором существенности должна учитывать интересы потребителей информации, а также соответствовать требованиям правила (стандарта) №4 «Существенность в аудите».

Существенность (“materiality” - материальность) - это одно из важнейших понятий аудита. Исходя из этого принципа, устанавливается не абсолютная точность данных проверяемой бухгалтерской отчетности, а ее достоверность во всех существенных аспектах.

Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономическое решение пользователя, основанное на финансовой отчетности. Существенность зависит от величины рассматриваемой информации в конкретных обстоятельствах ее неприведения или искажения.

Уровень существенности определяется как предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К покупателям и заказчикам относят организации, физические лица покупающие сырье, продукцию и другие товарно-материальные ценности, а так же потребляющие различные виды услуг и работ.

В процессе своей деятельности предприятие образует определённый круг покупателей и заказчиков, которые с этим предприятием образует хозяйственные связи, которые представляют собой необходимое условие деятельности предприятия, так как они обеспечивают своевременность отгрузки, а так же реализации продукции (работ, услуг). Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое их покупателем, потребителем, а значит и плательщиком.

Предприятие в зависимости от особенностей его коммерческой и хозяйственной деятельности заключает договоры разных видов: купли-продажи, подряда, поставки, мены, комиссии, аренды, на техническое обслуживание торгового оборудования и т.п.

Заключение договора позволяет учесть особенности взаимоотношения сторон, согласовать их индивидуальные интересы, а также создает юридические гарантии для его участников: одностороннее изменение условий договора не допускается, а нарушение условий влечет обязанность возместить причиненные убытки.

Расчеты с покупателями и заказчиками за товары и услуги производятся в основном через банки по безналичному расчету и регулируются соответствующими договорами, в которых оговариваются вид, объем выполненных работ, стоимостные показатели, сроки выполнения работ, порядок расчетов (условия платежей) между организацией и заказчиками (предварительная и последующая оплата).

Стороны по договору вправе избрать и установить любую из следующих форм расчетов: платежные поручения, аккредитив, чеки, расчеты по инкассо, иные формы, применяемые в деловом обороте и не запрещенные законодательством.

Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 28.03.2004г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», любая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным документом, который служит основанием для отражения ее в учете. Первичные учетные документы принимают к учету, если они составлены по унифицированным формам.

В целях полного и правильного учета объектов налогообложения в первичных документах отдельной строкой должен быть выделен налог на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнении работ, оказания услуг).

В соответствии с планом счетов аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется на активно-пассивном счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Счет 62 предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» дебетуется в корреспонденции со счетами 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками дает информацию о достоверности данных бухгалтерского учета о наличии дебиторской задолженности, ее состоянии и сроках образования.

При подготовке и планировании аудиторской проверки аудитор определяет цель и основные задачи проверки. После чего должна быть составлена достаточно подробная программа проверки расчетов с учетом поставленных целей. Программа проверки должна позволить аудитору при наличии нарушений выявить их все. В ходе проверки также рекомендуется проводить оценку организации внутреннего контроля за организацией учета. Одним из наиболее распространенных способов проверки расчетов с покупателями и заказчиками является инвентаризация расчетных операций.

Инвентаризация расчетов заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агафонова М.Н. Бухучет в розничной торговле: образцы заполнения документов: Практическое пособие / М.Н Агафонова. – М.: Гроссмедиа, 2006. – 448с.

2. Акчурина Е.В. Бухгалтерский учет на предприятиях оптовой торговли / Е.В. Акчурина. – М.: Ось-89, 2007. – 368с.

3. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство "ДИС", 2004. – 464с.

4. Аудит: теория и методология: учеб. пособ: для студентов обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / О.А. Миронова, М.А. Азарская. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2007. – 248с.



2020-03-19 225 Обсуждений (0)
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)