Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности допроса несовершеннолетних.



2020-03-19 178 Обсуждений (0)
Особенности допроса несовершеннолетних. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими и нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся:

меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта;

меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого;

тенденции к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий. Несовершеннолетние уступают взрослым в способности осознать событие в целом и не всегда могут выделить главное, обращать внимание лишь на те явления (факты), которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние чаще взрослых до пускают ошибки при определении расстояний, отрезков времени, последовательное действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забываю воспринятые события (факты, явления) и вто же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события (факты, явления), которые их за интересовали.    

Несовершеннолетние обладают повышен ной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм по ' ведения, что сказывается на их показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и некоторые другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних одинаково проявляются в процессе формирования показаний и в поведении на допросе, их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения допрашиваемого. Вызов несовершеннолетних на допрос : производится, как правило, через их родителей или иных законных представителей. Иной порядок допускается лишь в случаях, когда это вызывается обстоятельствами дела (ст. 156, ч.1 ст. 395 УПК). Несовершеннолетний, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места заключения |<ч.2 ст. 395 УПК).

Повестка адресуется одному из родителей опекуну или попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке ли упоминается об уголовной ответственности несовершеннолетнего свидетеля за уклонение от дачи показаний. На повестке Целесообразно сделать отметку о недопустимости ее вручения непосредственно несовершеннолетнему.

В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) его законного представителя или близкого родственника (ч. 1 ст. 159 УПК), в повестку включается предложение о явке этого лица вместе с вызываемым несовершеннолетним. В ней также указывается, в качестве кого вызывается это лицо, или ему направляется отдельная повестка, вручаемая вместе с повесткой о вызове несовершеннолетнего. Иной порядок (через посыльного, путем личного вручения повестки, по телефону) допускается, если вызов через родителей или законных представителей может воспрепятствовать получению правдивых показаний или необходимо обеспечить немедленную явку несовершеннолетнего и т.п.    

 В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса.

 1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя — в месте нахождения несовершеннолетнего.

Определяя место допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего), следует исходить из того, что подросток в возрасте 14—16 лет может быть допрошен в кабинете следователя, так как официальная, деловая обстановка подчеркивает важность происходящего и настраивает подростка на дачу полных и правдивых показаний, особенно, когда следователь разъясняет ему необходимость правдивого рассказа обо всем, что ему известно по делу.

Для допроса малолетних свидетелей (потерпевших) следует избирать иное место, более им привычное (школа, дом, дошкольное воспитательное учреждение). Иногда допрос целесообразно производить на месте, где подросток наблюдал событие (факт, явление), по поводу которого ему предстоит давать показания.

Несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) допрашивается в рабочем кабинете следователя либо в следственном изоляторе, если несовершеннолетний задержан или заключен под стражу. Допрос в официальной обстановке необходим для того, чтобы обвиняемый (подозреваемый) не воспринял допрос как увещевательную беседу.

2. Определить день и время допроса. Допрос несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) должен быть произведен как можно быстрее после восприятия им обстоятельств, связанных с событием преступления. Это обусловлено тем, что если наблюдаемое подростком событие (факт, явление) не имеет для него \резкого эмоционального значения, то восприятие несовершеннолетнего поверхностно и образы (представления), запечатленные в его памяти, быстро стираются под влиянием новых восприятий.

Кроме того, актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние (особенно малолетние) довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других яиц, с которыми они общались до допроса.

Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока несовершеннолетний сможет давать показания.

Дата допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого определяется с учетом сроков, установленных в ст. 123 и 148 УПК.

 . Устанавливая время явки несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) на допрос, следователь должен учитывать особенности его психики и планировать свое рабочее время таким образом, чтобы подросток не ожидал в коридоре вызова на допрос.

3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить:

отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т.п.);

черты характера (упрямство, лживость, конформизм и др.);

круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего.

С этой целью необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения извлечения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4. Определить круг участников допроса. Участниками допроса несовершеннолетнего являются: педагог, законные представители несовершеннолетнего, защитник. Порядок привлечения и допуска к участию в допросе указанных лиц рассмотрены в § 3 главы 1.

Кроме общих положений закона, регулирующих данную сферу профессиональной деятельности следователя, здесь необходимо учитывать определенные тактические соображения. В частности, с особой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии родителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания потерпевшей усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, следователь (желательно чтобы это была женщина) должен выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей. Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его родителей следует лишь тогда, когда следователь, несмотря на предпринимаемые усилия, не может установить с допрашиваемым психологический контакт. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т.п.

Подход к приглашению педагога для участия в допросе несовершеннолетнего должен быть дифференцированным. Допрос малолетних целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов — с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога — знакомого или не знакомого допрашиваемому — следует пригласить для участия в допросе.

Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля.

Если между несовершеннолетним обвиняемым (подозреваемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить обвиняемому (подозреваемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога — знакомого или незнакомого — он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которые испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, не только может отрицательно| отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму .

5. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно: а) разъяснить участникам допроса их роль в этом следственном действии и предусмот- ренные законом права ;

б) выяснить особенности психологии допрашиваемого;

 в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участника- ми производства по уголовному делу;

г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, о недопустимости пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе. При наличии данных о том, что несовершеннолетний (малолетний) свидетель (потерпевший) неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

6. Составить план беседы с допрашиваемым в подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться k подготовительной стадии допроса, так как в ней берет свое начало психологический и контакт между ним и допрашиваемым. При феей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а поэтому следователь в ходе подготовки к вопросу должен определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта. 

7.  Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому. Вопросы должны быть понятными и недвусмысленными. Допустима постановка наводящих вопросов. Для того, чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т.п.

8. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и рабочее состояние для того, чтобы не пришлось отвлекаться на их проверку во время допроса.




2020-03-19 178 Обсуждений (0)
Особенности допроса несовершеннолетних. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности допроса несовершеннолетних.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)