Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные вехи развития карикатуры.



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Основные вехи развития карикатуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Структура работы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и  списка литературы. Во введении обосновывается актуальность выбранной проблематики, приводится информация о степени разработанности проблемы, формулируются цели и задачи работы, а также описывается её структура.

В первой главе рассматриваются история возникновения и развития карикатуры в нашей стране и за рубежом. Во второй главе освещается вопрос целесообразности, использования карикатуры в нашей стране и за рубежом в настоящий момент. В третьей главе  говорится об юридическом и этическом аспектах данной методики. В заключении излагаются основные выводы работы.

I глава.

Определение и разделение терминологии.

Чтобы рассматривать карикатуру, как один из инструментов  политической рекламы, необходимо сначала разобраться с основной терминологией и обозначить точки соприкосновения карикатуры  как жанра смеховой культуры,  с рекламой.

Смеховая культура - культурно-психологический феномен, в котором выражается способность человека к комической оценке действительности[7]. Основными жанрами смеховой культуры являются: гротеск, ирония, юмор, пародия, сатира, и особый - карикатура как квинтэссенция народной и элитарной культуры.

Карикатура - жанр искусства (не обязательно графический), являющийся основной формой сатиры. В сатирической, юмористической, иронической либо саркастической форме он изображает какие-либо социальные, общественно-политические, бытовые явления, реальные лица или характерные типы людей. [8] Карикатура может принимать различные формы – графическое изображение, видеоролик, телепередача, даже имидж кандидата может быть в той или иной карикатурным.

Карикатура может быть:

· Юмористической. Добрая, дружеская шутка.

· Ироничной. За юмористической, доброжелательной наружностью скрывается неуважительное и пренебрежительное отношение к объекту 

· Сатирической. Прямое обличение и осуждение объекта.

· Саркастической. Прямая издёвка, насмешка над объектом.

Нас же в данном случае интересует карикатура, как средство воздействия на массы, те один из инструментов PR.

Связи с общественностью или PR (Public Relations, англ. PR, от public relations — связи с общественностью, общественное взаимодействие; сокращённо-жаргонное: пиар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (товара, услуги, фирмы, бренда, личности) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни.[9]

Важно отметить, что карикатура в данном случае не только выполняет функцию публичности и привлечения внимание к  субъективному  мнению автора, но и формирует имидж кандидата.

Предметом жанра политической карикатуры обычно является злободневное общественно-политическое событие (например, избирательная кампания или политический скандал, связанный с личной жизнью политика), отраженное в  остром изображении объектов, к нему причастных, а также в умышленно искаженном представлении их высказываний.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отечественные исследователи, как правило, подчёркивают, что чаще всего в коммерческой рекламе используются, естественно, юмористически карикатурные нотки. Стараясь вызвать  положительные эмоции у потребителя, они предают изюминку товару.

В политической же сфере в большинстве случаев имеет место сатирическая и саркастическая карикатура, чтобы подчеркнуть слабость конкурента либо несостоятельность в том или ином вопросе.

 Возможно, это один из основных промахов современной карикатуры: если использовать карикатуру как элемент собственного пиара, можно было бы завоевать внимание молодой ЦА, которая является одной из самых многочисленных и нестабильных с точки зрения прогнозирования.

Карикатура является носителем информации, некого субъективного мнения об объекте. За потребителями же (избирателями) остаётся выбор – либо принимать его, либо сформировать своё.

Основные вехи развития карикатуры.

Карикатура появилась в эпоху Ренессанса в Италии и принадлежит перу таких итальянских живописцев, как Агостино Карраче и Лоренцо Бернини. Изначально рисунки получили популярность среди узкого круга знакомых живописцев, но постепенно добралось и до Голландии и Германии. Первой темой карикатур там стала борьба между сторонниками Папы Римского и приверженцами Реформы, то есть протестантами. Наиболее частым приемом там оказывается унижение изображаемого объекта и насмешка над властью, которую он воплощает. Во Франции карикатура расцветает во время Французской революции, хотя по вполне понятным причинам большинство художников-карикатуристов предпочитают сохранять анонимность даже после 1789 года.

Разумеется, история карикатуры, как тогда, так и сегодня неотделима от истории цензуры. Начиная с XVI века, целый ряд европейских стран публикуют законы и указы, которые запрещают распространение шаржей клеветнического характера. Во Франции главные цензоры – это директор Библиотеки (имеется в виду королевская, будущая Национальная библиотека) и Хранитель печати, то есть министр юстиции. Там цензура отменяется в 1789 году, и статья 11 Всеобщей декларации прав человека и гражданина торжественно провозглашает: «Свободное изложение своих мыслей и мнений есть одно из ценнейших прав человека; поэтому любой человек имеет право свободно говорить, писать и публиковать, и отвечает перед законом лишь за злоупотребление этим правом».

Тем не менее, полная свобода длится недолго: уже в июле 1791 года Национальное собрание издает декрет, запрещающий публикацию текстов или изображений, которые носят подстрекательский характер против власти. А еще год спустя печатание и распространение подрывных гравюр расцениваются декретом как серьезное преступление. В XIX  веке  карикатуристы пользуются наибольшей свободой в Англии, где королевская власть бдительно следит за театром и литературой, оставляя искусство низших слоев – карикатуру, практически без надзора.

Впрочем, расцвет карикатуры приходится там на период анти-наполеоновской пропаганды, которую поддерживает правительство Великобритании. Два блестящих карикатуриста, Джеймс Гилрей и Томас Роулендсон, поднимают там в это время карикатуру на невиданный уровень.

 

 

Их композиции используют все визуальные средства, от грязной порнографии до фантастики. Именно эти художники оказали влияние на Гойю, с его склонностью к гротеску.

Если во времена господства Наполеона анти-наполеоновские карикатуры процветают в Англии, то во Франции они как раз попадают под цензурный нож. Наполеон разрешает распространение только тех рисунков, которые изображают его в выгодном свете. Тем не менее, подпольная карикатура продолжает процветать и в период наполеоновской диктатуры, и при монархии Луи-Филиппа.

В начале же 20 века карикатура вновь переживает бурный расцвет, особенно  во время рассмотрения знаменитого дела Дрейфуса, французского офицера, еврея, обвиненного в измене родине и передаче шпионских сведений врагу. Как известно, это дело вызвало невиданный накал страстей – рост антисемитизма у одних, рост гражданского сознания у других. На сторону Дрейфуса встал великий французский писатель Эмиль Золя, в то время как два талантливых карикатуриста, Жан-Луи Форен и Эммануэл Пуаре( Каран д,Аш.) не пощадили ядовитой сатиры, чтобы заклеймить и самого Дрейфуса, и выступившего в его защиту Золя.

В период Первой мировой войной она процветает во всех воюющих странах. Во Франции основанный в 1893 году журнал «Смех» превращается к 1915 году в «Красный смех». С той же энергией обрушивается на читателей и немецкий сатирический журнал «Кладдерадач», то есть в переводе «Бум-бадабум», который естественно изображает в карикатурном виде французов и их союзников.

Однако, пресса не всегда служит государственным интересам. Так, в 1915 году знаменитый художник-экспрессионист Георг Гросс и его друг, выступающий под псевдонимом Джон Хартфильд, выступают с чисто пацифистскими карикатурами, требуя прекращения бессмысленной империалистической войны. В 1923 году тот же Гросс изображает Гитлера в виде смехотворного и одновременно страшного Зигфрида.

Во Франции период между двумя войнами – это период быстрой смены стилей, быстрой художественной эволюции. Карикатура становится еще более критической, продолжает свое сближение с журналистикой.

 Именно в это время рождается «публицистическая» карикатура, которая помещается рядом с редакционной статьей(о ней мы говорили выше). Именно такому типу карикатуры отдает предпочтение знаменитая французская сатирическая газета «Канар аншене» («Закованная утка»). Основанная в 1915 году, эта популярная газета до сих пор выходит в Париже.

Процветает карикатура и в фашистской Франции, когда худшие антисемитские, антикоммунистические и про-нацистские симпатии части французского общественного мнения находят выражение в полных ненависти карикатурах на евреев и на мировой еврейский капитал. Именно такую позицию занимает газета «Je suis partout» («Я – всюду»), которой руководит известный интеллектуал-коллаборационист Робер Бразияк.

Кстати, любопытно, что многие интеллектуалы и художественная интеллигенция, в том числе Валери, Мориак, Камю, Кокто, Колет, просили у генерала де Голля помиловать Бразияка, но он не отменил его казнь.

Разумеется, ряд карикатуристов во время войны предпочли вступить в ряды сопротивления и публиковали свои карикатуры в подпольной прессе. Так поступил, например, Рауль Каброль, который в 1938 году опубликовал ставшую популярной карикатуру на истошно вопящего Гитлера, за что Гестапо разыскивало его в течение всего оккупационного периода.

После войны одним из излюбленных сюжетов карикатуристов становится генерал де Голль. Именно облик де Голля приносит славу карикатуристу Ролану Муазану, который возвращается к более живописной традиции в карикатуре.

В 1960-70е годы появляются новые сатирические газеты, которые связаны с протестными движениями этого периода и в особенности с маем 1968 года.

Стоит вспомнить, например, одного из самых ангажированных карикатуристов, Сине, который начал в 1958 году сотрудничать с еженедельником «Экспрес», осуждая режим генерала Де Голля и алжирскую войну. Затем, в 1963 году, он создает собственную газету, а затем ряд других сатирических публикаций. Его еженедельное издание «Харакири» подвергается запрету после издевательского извещения о смерти Де Голля: «Трагический бал в Коломбе: один погибший». Коломбе – это родная деревня генерала.

Де Голль на протяжении всей жизни постоянно судился со своими карикатуристами. М. Златковский, известный художник-карикатурист, в интервью Новой газете, рассказывал, что Де Голль чудовищно ненавидел карикатуру на себя со своими длинными ножками, большим животиком, предпринимал любые совершенно усилия для того, чтобы просто уничтожить все. На второй срок надо было идти ему, на президентство, и пиар-команда сказала, нет, точно проиграем; есть единственный способ – надо очень полюбить карикатуру на самого себя. И  Де Голль смирился и даже стал поощрять наиболее талантливых художников. Он стал присуждать им премии. И даже собирать карикатуры. Де Голль собрал самую большую коллекцию своих собственных карикатур. Более того, на свои личные деньги издал три совершенно потрясающие книги "Де Голль в карикатуре". Их до сих пор считают библиографической редкостью.



2020-03-19 237 Обсуждений (0)
Основные вехи развития карикатуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные вехи развития карикатуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (237)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)