Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этические и юридические аспекты использования карикатуры.



2020-03-19 212 Обсуждений (0)
Этические и юридические аспекты использования карикатуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




Карикатура, как жанр особо спорный  и «острый язык»,  уже давно  является центром особых дискуссий, как этического, так и юридического плана. С точки зрения  профессионального пиарщика, по данному признаку карикатуру можно отнести, как к чёрному, к серому, так и к белому пиару.

Например, по мнению автора книги «Черный PR» как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера», к белым пиар – технологиям можно отнести, всё то, что находится в рамках действующего законодательства и соответствует сложившимся нравственным и этическим нормам. Предложенная мной и уже использованная Де - Голлем – выставка карикатур на самого себя. О серых технологиях говорить уже сложнее, он вроде уже и не «белый», но еще и не совсем «черный». Законодательство не нарушается, а вот с морально непонятно: вроде противоречит, а вроде и нет. Юмористическая карикатура в поддержку - Календарь «12 настроений Путина». До сих пор не понятны истинные причины создания. «Черной» PR деятельность становиться в том случае, когда ее целью является распространение лжи и клеветы в адрес конкурентов, причем не от своего имени, а от имени тех самых конкурентов.

Изюминка же всего вышесказанного заключается в том, что категория мораль долг, честь, достоинства, каждым человеком и каждым поколением понимается по-своему. У каждого свои представления насчёт границ этих философских категорий.

К сожалению, выхода из этой ситуации пока не найдено. В нашем российском праве термин «политическая реклама» никак не определён. Избирательное законодательство упоминает о политической рекламе единственный раз и то вскользь, просто как об одном из возможных способов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации. Соответствующий законопроект не раз обсуждался на различных уровнях и, тем не менее, до сих пор не принят. Редактор журнала «Политический маркетинг» В. Самойлов считает, что «политик — это товар, поэтому регулировать политическую рекламу необходимо теми же методами, что и товарную». Член Судебной палаты по информационным спорам при президенте РФ А. Копейка утверждает, что необходимости в принятии закона о политической рекламе нет, так как он будет полностью копировать «Закон о рекламе». Тем не менее, если прочитать ФЗ « О рекламе», то уже во 2 его статье, пункт 2 сказано, что

Настоящий ФЗ не распространяется на:

1. Политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума.[15]

 До сих пор, хотя на дворе уж давно как 2010, конкретного закона о политической рекламе и PR нет. Именно поэтому, с одной стороны у нас огромный потенциал для развития, тк официально в демократии, разрешено всё, что не запрещено, проще говоря,  свобода действий. С другой же стороны мы сталкиваемся с нагромождением законов, во многих случаях, по содержанию дублирующих друг друга в плане полит рекламы.

Более того, если проанализировать российское законодательство, то первое, что бросается в глаза, это, закреплённая в 29 статье Конституции - свобода слова.

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.      

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.[16]

Те согласно Конституции, демократическое государство не только «позволяет» свободно высказывать своё мнение, но и поощряет подобную инициативу, как фундамент своего существования. Именно поэтому во Франции - столице республики, где понятие демократия является первостепенной ценностью, карикатура «цветёт и пахнет». Естественно имеют место судебные разбирательства, но они не влекут за собой тотальное подавление политического юмора, а лишь работают с нарушителями общественного спокойствия. В России же это пока, к сожалению, лишь на бумаге.

Следующий закон, наиболее часто упоминаемый в исках – это Статья 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации

1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.[17]

Как я уже говорила понятия честь и достоинство весьма субъективны и четкой расшифровки этих исконно этических понятий не даст никто, для каждого они сугубо личные, к тому же, если истец не предоставит объективных доказательств, что сведения действительно лживы и порочны, его заявление не будет рассмотрено.

По мнению Центра «Право и СМИ», статья 152 Гражданского кодекса, устанавливающая, что «гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности», не должна применяться к шаржам, коллажам или карикатурам. Специалисты этого центра апеллируют к тому, что подобные изображения затруднительно назвать «сведениями», поскольку в них нет сообщения о событии либо явлении. Карикатура-это произведение искусства, субъективное видение автором окружающего мира. А это, уж извините, на вкус и цвет…

Более того, ведь авторы изначально создавая карикатуру, не претендуют на достоверность и подлинное воспроизведение действительности. И все взрослые люди это прекрасно понимают, никто не может быть введен в заблуждение относительно того, что изображенное на ней действительно произошло.

 И под конец по мнению правозащитников, карикатура является художественным произведением, созданным  фантазией художника или фотохудожника, следовательно, доказать соответствие плода фантазии действительности часто в принципе невозможно.

Как мы видим в нашем законодательстве огромное количество подобных лазеек, благодаря которым карикатура вполне могла бы выжить.

Ещё одна статья, к которой наиболее часто апеллировали истцы это Статья 130 п 2 УК РФ. Оскорбление. Чем-то она близка предыдущей из ГК, разница лишь в остроте шаржа и чувствительности пострадавшего лица.

2. Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 27.12.2009 N 377-ФЗ

Признаки оскорбления налицо только в тех случаях, когда действия лица направлены против определенного человека и нет сомнений в том, что речь идет именно о нем. В карикатурных же изображениях в основном объект не указан, а лишь подразумевается. Для того чтобы доказать, что там изображён именно Вася Пупкин, необходимо провести тщательное расследование, и то не факт, что докажут. Так, Верховный Суд РФ прекратил уголовное дело об оскорблении и клевете в связи с тем, что обвиняемый в своих публикациях не указывал действительных фамилий конкретных лиц, хотя сюжеты брал из реальных дел.

Если говорить о судебной практике, то недавно в журнале «Законодательство и практика СМИ» были напечатаны 2 дела. Первый истец - председатель Госсовета Удмуртии Александр Волков ссылался на 152 статью УК РФ; второе – гражданское дело по иску губернатора Приморского края Евгения Наздратенко.

Суть дела состояла в том, что одна из оппозиционных республиканских газет объявила конкурс «Идеал мужчины», в котором одержал блистательную победу председатель Госсовета Удмуртии. Другая, оппозиционная газета – «Золотая провинция» напечатала об этом заметку, сопроводив ее карикатурой, на которой голова Александра Волкова была совмещена с фигурой ветхозаветного героя Давида. Сразу после публикации председатель Госсовета потребовал привлечь журналистов, подготовивших публикацию, к ответственности по части 2 статьи 130 Уголовного кодекса. Расследованием этого «преступления» немедленно занялась бригада следователей МВД республики под личным руководством заместителя министра. Правда следствию не удалось доказать, что коллаж представляет собой выраженное в неприличной форме унижение чести и достоинства Александра Волкова, ведь Давид, созданный в XVI веке итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти, действительно считается признанным идеалом мужской красоты. Дело было прекращено. И  в результате получилась карикатура на делопроизводство.

Зато в другом случае губернатор Приморского края Евгений Наздратенко в 2002 году успешно выиграл дело против журналистов-карикатуристов. В его случае, аналогичное печатное издание выпустило интервью с бывшим следователем местной прокуратуры, сопровождаемое оригинальным шаржем: Евгений Наздратенко, у ног которого вьется черная кошка, сидит в кресле и читает книгу «Крестный отец». Казалось бы, все как обычно, но Наздратенко подал иск в суд не на оскорбление чести и достоинства: он почему-то попросил суд признать, что «шарж выполнен на низком художественном уровне». Кроме того, Евгений Наздратенко требовал взыскать с газеты в счет компенсации морального вреда, причиненного ему публикацией шаржа, триста тысяч рублей.

 К удивлению многих юристов и местных юмористов в том числе, суд принял дело к производству и удовлетворил исковые требования. Правда, судья значительно снизил размер компенсации морального вреда, газета должна была заплатить «всего» десять тысяч рублей.

Зато в полной мере было выполнено первое исковое требование губернатора: несмотря на то, что разрешение вопроса о мастерстве художника находится вне компетенции любого суда и по определению субъективно, суд в своем решении признал, что, действительно, «шарж выполнен на низком художественном уровне». На основании этого «суд считает, что публикацией данного шаржа затрагивается и унижается честь и достоинство истца, поскольку любой средний житель, увидев изображение Е.Наздратенко… предположит, что он является «крестным отцом».

Однако есть дела, есть вещи, которые уже не вызывают смех, а переходят всякие границу морали и этики.

В данном случае мне хотелось бы сказать несколько слов о публикациях карикатуры на пророка Мухаммеда в Дании. Этот скандал получил развитие в 2005-2006 гг. И никто до сих пор не знает, была ли это оплошность со стороны газеты или  провокация искусных чёрных пиарщиков по разжиганию очередной религиозной войны между христианами и мусульманами.

Изначально в провинциальной датской газете «Jyllands-Posten» были изображены 12 карикатур на пророка Мухаммеда. Они явились иллюстрацией к статье о свободе слова в мусульманском мире. Там говорилось о писателе, создавшем книгу для детей об исламе, и о том, что ни один художник не согласился без сохранения анонимности работать с ним, тк в мусульманском мире изображать Мухаммеда могут только «избранные». После публикации этой статьи с карикатурами, которой стали мультяшные изображения из этой книжки, посыпалась волна недовольств и обвинений. Изначально серия состояла из 12 изображений. Однако через несколько дней, к этим 12, датский имам Ахмад Абу Лабан добавил ещё 3, якобы полученные им от его прихожан. Они же откуда это получили неизвестно.

Первая из них изображала мужчину со свиным пятачком на лице и являлась, по сути, отретушированной фотографией автомеханика из городка Тир-сюр-Бас (Tire-sur-Baise) на юге Франции Жака Марро (Jacques Marrot), победившего в конкурсе «на лучшее хрюканье». Разумеется, конкурс не имел никакого отношения ни к Пророку Мухаммеду, ни к исламу вообще. Вторая представляла собой изображение неясного происхождения, на котором к молящейся мусульманке сзади был добавлен пёс таким образом, что в результате это напоминало зоофилический половой акт. Третья из добавленных Абу Лабаном карикатур сопровождалась надписью по-датски «педофил „пророк Мухаммед“» и её переводом на арабский[18].

Большего издевательства над консервативным мусульманским сообществом трудно себе представить.

Однако многие аналитики осторожно высказывали мнение о том, что это искусственное стравливание европейского христианского мира с восточным мусульманским имеет глубоко – политические причины. Эта шумиха, по мнению западных исследователей, получилась случайно и очень к месту. В этот период к власти в Палестине пришло радикальное движение ХАМАС, среди которого была весьма популярна идея поднять повсеместную международную оборону мусульманского мира от запада, дабы отвлечь внимание от ядерной проблематики. А на Востоке, как мы все знаем, давным-давно орудуют американские политтехнологи, которые очень тонко и не привлекая к себе внимание, манипулируют вот с помощью таких мелочей судьбами стран.

Суд Дании признал авторов не виновными. Согласно постановлению, публикация карикатур не была нацелена на то, чтобы оскорбить последователей ислама, на чем со своей стороны настаивали истцы. Председатель апелляционного суда подчеркнул, что датское правосудие в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека не может ограничивать свободу слова, пока с очевидностью не доказано, что ее использование представляет угрозу общественной безопасности.[19]

В Белоруссии подобные карикатуры были перепечатаны под заголовком «Политический креатив». В результате газета была закрыта, главный редактор приговорён минским городским судом к трём годам усиленного режима за «разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни» по части 1 статьи 130 УК Белоруссии. Этот приговор стал самым жестоким наказанием для участников карикатурного скандала не только в Европе, но и в странах, где ислам является преобладающей религией. Однако потом приговор был смягчён до 3 месяцев.

В России также в ФЗ, в Конституции и др оговорены эти пункты:

Статья 56 данного ФЗ. ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет")…

Запрещается агитация, возбуждающая социальную, рассовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения. Не может рассматриваться как разжигание социальной розни агитация, направленная на защиту идей социальной справедливости…

Безусловно, дело очень сложное и запутанное, однако, несмотря  на «либеральность» и «демократичность» суда и всяческие подводные камни публикаций, я склонна полагать, что такие темы, как религия, толерантность – не должны являться объектами юмора и сатиры. Бесспорно, Европа является одной из самых атеистичных территорий, но оскорбление и неуважение граждан, являющихся исконно верующими, публичное осмеяние их ценностей я считаю неприемлемым. Это своего рода табу, во всяком случае, в моем миропонимании.

Однако взгляды на мир обычных мирных жителей не приносят денег, а вот ломка подобных стереотипов в рекламе привлекает внимание, смешивает с грязью свои объекты, но приходит к нужному результату, вот и черный пиар.

Сейчас уже с более или менее полной уверенностью можно сказать, что карикатура это одна из наиболее перспективных с точки зрения рекламы и пиара отраслей искусства и она, я думаю, могла бы получить большое распространение как за рубежом, так и в нашей стране.

Сама карикатура в печатной прессе, в силу снижения ее воздействия на потребителя рекламы становится менее эффективной. Остаточные варианты - комиксы - пока будут распространены, хотя обращение к ним теперь более эффективно на доли от 16 до 25 лет.

Однако, наибольшая свобода у карикатуриста – в интернете, Он также ещё официально не признан средством массовой информации, поэтому свободен от цензуры и ограничений, но крайне популярен, даже в больше степени, чем печатный и теле СМИ. К тому же разрабатываются новые технологии, для манипуляции образа.

Морфинг (англ. morphing, трансформация) — технология в компьютерной анимации, визуальный эффект, создающий впечатление плавной трансформации одного объекта в другой. Используется в игровом и телевизионном кино, в интернет рекламе.[20]

При первом приближении это обычная картинка, когда же наводишь на неё мышку, она трансформируется в другой объект. Это весело, необычно и привлекает внимание. Для карикатуры это весьма эффективно. Также теперь её без проблем можно озвучить и красиво санимировать. Для этого требуется лишь помощь профессионального художника (ресурс которых у нас на сегодняшний день огромен) и помощь программиста.

Это будет весьма полезно  при создании специальных юмористических (а порой и сатирических) интернет – ресурсов, где будет предлагаться соответствующая продукция от того или иного кандидата.

Например, на каждое действие - выступление  кандидата выпускать соответствующую публикацию на ресурсе. Создать героя – карикатуру на кандидата, чтобы он проводил на сайте экскурсии, например, показывал наиболее интересные репортажи, дурачился, выговаривал наиболее запомнившиеся фразы политика, другими словами развлекал юзеров тд. Например, показывал бы погоду (настроение) в своем избер штабе и в конкурентном. Таких мини - юмористических методов огромное количество. Этот сайт как реклама к его  серьезному официальному сайту.

В коммерческой рекламе подобные методы используют уже довольно давно. Например, кампания Google Россия запустила рекламную онлайн-кампанию, основанную на рисунках популярного карикатуриста Андрея Бильжо, известного, в том числе работами в ежедневных газетах и анимационных сюжетах на российском телевидении.

Серия рисунков посвящена знакомству пользователей с основными преимуществами почтовой службы Google – Gmail в веселой и живой форме. Карикатуры с Петровичем и другими персонажами Бильжо, использующими Gmail, демонстрировалась в течение 5 недель на нескольких популярных сайтах, таких как Afisha.ru, Liveinternet.ru, Ljplus.ru. Newsland.ru, Headhunter.ru. И согласно рейтингам повысили посещаемость сайта на 15 %.

Петрович и другие персонажи рисунков Бильжо наглядно продемонстрировали основные преимущества Gmail – спам-фильтр, встроенный чат, поиск по письмам, огромный размер почтового ящика, версия для мобильных устройств и т.д

Заключение

 

В своей работе я пыталась доказать, что карикатура, как инструмент  PR, является эффективным методом привлечения внимания масс. Она налаживает коммуникацию с простым электоратом гораздо эффективнее обычной печатки, играя на тонких струнах чувство юмора, которое есть  почти у каждого человека.

Во-первых, учитывая глубокие исторические корни, искусство карикатуры ассоциируется с исконно народным творчеством, которое издавна служит на благо народа, и борется с произволом властей.

Во-вторых, как я уже не раз говорила, смягчает образ кандидата, позволяя ему пробиться сквозь броню предрассудков по поводу политики. (деньги, грязь, криминал), тк маскируется под элементы защиты от них же. Также благодаря своей эстетической функциональности «жизненный цикл» у карикатуры гораздо выше, чем у других агитационных материалов.

В-третьих, карикатура может быть использована одним из методов контр -кампаний, путем доведения абсурдного компромата до абсурдного шаржа на него же. Тот, кто не боится смеяться над собой, более адекватен, он умнее, а значит и сильнее.

В четвертых, с юридической точки зрения, карикатура очень скользкий и неуловимый метод агитации, поэтому лазеек, уловок и бюрократических проволочек здесь огромное количество. А закона, регулирующего её действие как такого нет.

И, наконец,  согласно опросам, один из которых я привела во II главе, люди говорят, что «карикатура НУЖНА», «карикатура это как перец в супе»; «Хотелось бы видеть карикатуру, однозначно».

Таким образом, я могу сделать вывод, что подобные технологии сейчас востребованы и требуют дальнейшего исследования. И в будущем могут быть использованы в профессиональной PR  деятельности.

 

Список литературы:

1. Нормативно – правовые акты:

ü Конституция РФ от 12 декабря 1993

ü ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ принят ГД ФС РФ 22.02.2006

ü Статья 152 ГК «О защите чести, достоинства и деловой репутации». от 30.11.1994 N 51-ФЗ

ü Статья 130 п 2 УК РФ. «Преступления против чести и свободы личности» от 06.1996 N 63-ФЗ.

ü Статья 56 ФЗ. ("Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

2. Русскоязычные книги:

ü Бабурина Н.И. Пятнами красок и звоном лозунгов // Агитмассовое искусство Советской России. Материалы и документы. Агитпоезда и агитпароходы. Передвижной театр. Политический плакат. 1918–1932. В 2 т. Т I — М.: Искусство, 2002

ü Костерева О.А. Образ врага в отечественной политической культуре периода «холодной войны»: опыт анализа визуального источника

ü Кукрыниксы втроём — М.: «Советский художник», 1975

ü Разуваев В.В. Политический смех в современной России — М.: ГУ-ВШЭ, 2002

ü М.Т. Рюминой «Эстетика смеха. Смех как виртуальная реальность». Издательство: Едиториал УРСС -2006.

ü О.О Савельева «Живая история российской рекламы». М.: Гелла-принт, 2004

ü Шестаков В.П. Гиллрей и другие… Золотой век английской карикатуры. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004

ü Юрий Черепанов: «Репортаж из "Крокодила"»

ü «Черный PR» как способ овладения властью, или бомба для имиджмейкера»- А. В. Пониделко

3. Русскоязычные статьи:

ü Феноменология смеха: Карикатура, пародия, гротеск в современной культуре: Сб. статей — М.: 2002

ü «Политинтонация» в №22 Newsweek за 24-30 мая.

ü   А. В. Г о л у б е в: « Феноменология советского общества; Чемберлен, Гитлер и другие: образы врагов в советской карикатуре».

4. Электронные источники:

ü А.В. Дмитриева «Социология политического юмора»  2004 .Электронный документ (http://www.soc.pu.ru/publications/jssa/1999/2/9rezknaz.html) Проверено 15.06.2010

ü В. Авченко «Психология в пропаганде PR и рекламе» глава I. Теория политического манипулирования в современной России. Электронный документ (http://psyfactor.org/polman1.htm). Проверено 15.06.2010

ü Докучаев И.М. Смех, идеология, власть. Электронный документ   (http://artevik.narod.ru/publ/smile.html) Проверено 15.06.2010

ü Иванова Т.В. Юмор — это серьёзно. Электронный документ (http://psy.samara.ru/content.asp?&rid=69&id=204) Проверено 15.06.2010

ü История карикатуры. Электронный документ (http://www.rfi.fr/acturu/articles/103/article_865.asp).Проверено 15.06.2010

ü История карикатуры. Электронный документ (http://karikaturist.ru/caricatura/2008/06/17/caricatura_13177.html ).Проверено 15.06.10

ü  Книжная полка. Право и СМИ. Электронный документ.  (http://www.medialaw.ru/publications/) Проверено 15.06.10

ü Кошелюк М., Сурманидзе Д. Юмор как избирательная технология. Электронный документ. (http://www.princippr.ru/printed/humor.html)Проверено 15.06.2010

 

ü Политическая карикатура: может ли власть быть смешной? Эхо Москвы. Программа Культурный шок. Электронный документ. (http://www.echo.msk.ru/programs/kulshok/47059/)Проверено 15.05.2010

ü Троицкий А. Юмор умер — Новая газета, 2004, №6 20 января .Электронный документ( http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/06n/n06n-s35.shtml). Проверено 15.06.10

 

 


[1]В. В. Разуваев Политический смех в современной России Издательство: ГУ ВШЭ, 2002 г. ISBN 5-7598-0181-3

[2] Марина Рюмина Эстетика смеха : «Смех как виртуальная реальность». Издательство: КД Либроком 2010

[3] Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2004

[4] http://psy.samara.ru/content.asp?&rid=69&id=204

[5] http://artevik.narod.ru/publ/smile.html

[6] http://www.princippr.ru/printed/humor.html

[7] Словарь по общественным наукам.

[8] Гуманитарная энциклопедия.

[9] Словарь БСЕ.

[10] А. В. Г о л у б е в: « Феноменология советского общества; Чемберлен, Гитлер и другие: образы врагов в советской карикатуре».

 

[11] Из записок Михаила Златковского.

[12] По материалам газеты Московский Комсомолец.

[13] Times.com

[14] По материалам сайта http://www.echo.msk.ru/

[15] ФЗ «О рекламе»

[16] Конституция РФ

[17] 152 статья ГК РФ.

[18] Ведомости

[19] www.lenta.ru

[20] http://ru.wikipedia.org/wiki/Морфинг



2020-03-19 212 Обсуждений (0)
Этические и юридические аспекты использования карикатуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этические и юридические аспекты использования карикатуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)