Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Борьба за образ Христа



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Борьба за образ Христа 0.00 из 5.00 0 оценок




В конечном счете споры об Иисусе Христе привели к образованию двух

основных школ - мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не располагает

достоверными данными об Иисусе Христе как исторической личности.

Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя после

описанных в них событиях, не содержат реальной исторической основы.

Кроме того, как исторические источники начала I в. ничего не говорят о

столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых, о чудесах,

совершенных Христом, о его проповеднической деятельности. Одним из

важных аргументов в пользу своей точки зрения мифологическая школа

считала внепалестинское происхождение христианства, а также наличие

аналогий со сказаниями о рождающихся, умирающих и воскресающих богах в

других восточных культурах, наличие в Евангелиях большого числа

противоречий, неточностей, разночтений.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал ряд

принципиальных идей, заложивших основу христианского вероучения.

Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда евангельских

персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Павел, и других

непосредственно связанных с Христом евангельской фабулой. В

распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, подтверждающих выводы

исторической школы. Так, в течение длительного времени содержащийся в

"Древностях" Иосифа Флавия (37-после 100) фрагмент об Иисусе Христе

считался позднейшей интерполяцией. В третьей главе 18 -ой книги речь

пойдет о римском прокураторе

Понтии Пилате и, между прочим, сказано следующее: "В то время жил

Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был

чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им

истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был

Христос. Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал

распять его, его ученики, любившие его, остались ему верными...от него

ведут свое название христиане, секта которых с тех пор не

прекращается...". Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст

"Древностей", выполненный египетским епископом Агапием в Х в., дает все

основания предполагать, что Флавием описан один из известных ему

проповедников по имени Иисус, хотя в описании Флавия не говорится о

совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как факт,

а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других

источников, относящихся к первым векам христианства. В последние годы

большинство религиоведов разделяют мнение представителей исторической

школы

Христианская община

Одним из сильнейших соперников христианства был гностицизм. Основное различие этих систем заключалось в том, что у гностиков бог абсолютен в своем совершенстве и именно поэтому не является творцом. Мир есть мир зла, управляемый демонами, поэтому он сотворён не богом, а творцом (демиургом), воплощающим Зло, иногда, кстати, отождествляемым с иудейским Яхве. Преимущество учения гностиков было в том, что оно не получило строго канонического оформления. Именно поэтому гностические идеи и течения могли существовать и внутри иудейства, и внутри христианства, питая многие секты, с которыми христиане вели долгую и ожесточенную борьбу на протяжении трех веков (с II-VI).

Победа христианства над гностицизмом была обусловлена тем, что гностицизм переносил защиту от мирового зла преимущественно в область астрологии, демонологии, ангелологии и магии, тогда как христианство обещало спасение через искупление грехов жертвенной смертью Христа и проповедовало внутреннее самосовершенствование, основанное на вере. Поскольку главным для гностиков было интуитивное познание истины, а не поведение в реальном мире, их этические взгляды были неопределенны, а теории зыбки, поэтому расцвет гностических и полугностических учений приходится на первую половину II в., когда христианство еще не набрало должной силы.

Другим серьезным соперником христианства был митраизм - Культ бога Митры. Подобно христианству, митраизм обращался прежде всего к низшим слоям населения, обремененным всякими тяготами, созданными Римской империей. Подобно гностицизму, митраизм никогда не имел писаного канона. Во главе митраистической системы стояло Бесконечное Время, аналогичное богу гностиков. В мире боролись доброе и злое начала, Митра также был демиургом (создателем), но в отличие от демиурга гностиков добрым: он был посредником между божественными силами вселенной и человеком, защитником человека и образцом для подражания в жизни. Он обещал праведникам посмертное блаженство после Страшного Суда. Митраизм был религией, которую намного легче было приспособить к

традиционным политеистическим религиям и социальным ценностям Римской империи, нежели христианство, и тем не менее, образ Иисуса был понятнее и привлекательнее, чем следование за явно мифологическим, сверхъестественным Митрой. Поэтому митраизм не пережил V века, и потомки его приверженцев, как и большинство гностиков, влились в христианские общины.

Более мелкими соперниками христианства были такие религиозно-мистические сообщества, как орфики и герметисты. Они тем более не устояли против него - орфизм - из-за политеистичности и крайней замкнутости, герметизм - из-за слишком абстрактного и отчасти магического характера.

Заключение

Догматы вечны и неисчерпаемы. Этапы их раскрытия в сознании и истории церкви, определения - это верстовые столбы, на которых начертаны

руководящие безошибочные указания, куда и как уверенно и безопасно должна идти живая христианская мысль, индивидуальная и соборная. История религии, а в частности христианства, есть развертывание ступеней все нарастающего откровения Божия в судьбах земного человечества, а еще точнее - в судьбах некоторых его частей, т.е. отдельных народов.

Знакомясь с официальной историей развития Земли, мы видим, как на фоне постоянных войн, борьбы за власть появляются учения, пытающиеся показать каждому человеку его настоящее лицо, цели и задачи, место в космической эволюции. Такими учениями являются мировые религии, а в частности христианство: ему придерживаются и будут придерживаться многие годы и, может, даже века.


Литература.

 

Мень А. Таинство. Слово и образ.- Л., 1991.

 

Налимов В. В. В поисках иных смыслов.- М., 1993.

 

Осухова Н. Г., Медведев Д. А. <Очки, через которые мы смотрим на мир>:

диагностика образа мира при помощи сказки. //Ученые записки. Материалы

докладов итоговой научной конференции (23 апреля 1993 г.).- Астрахань:

Изд-во АГПИ, 1995.- Ч.

II.-С. 31-39.

Смысл жизни. Антология.-М., 1994.

 

Столин В. В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и

проблемы нового мышления //Вопр. псих

ологии.- 1988.- № 4.- С. 34-46.

 

Сумерки богов /Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева: Пер

 

евод.- М., 1990.

Филипповская О. В. <Тайна сия велика есть> (Из дневн

ика участника круглого стола <Психотерапия и духовная жизнь>) //Моск.

психотер. журнал.- 1992.- № 1.- С. 161-168.

Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2-х т.- Т. 1.- М., 1994.;

 Т. 2.- М., 1996.

 

Хоружий С. С. Диптих безмолвия.-М., 1991.



2020-03-19 183 Обсуждений (0)
Борьба за образ Христа 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Борьба за образ Христа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)