Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация и управление торгово-технологическим процессом



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Организация и управление торгово-технологическим процессом 0.00 из 5.00 0 оценок




Отдел располагается в помещении Универсама. Отдел выделен отдельным блоком и находится в правом углу торгового зала Универсама (Схема отдела представлена в приложении Б). Выгодность данного расположения в том, что отдел находится в престижном магазине и у покупатель уверен в качестве приобретаемой продукции. Покупательский поток в торговом зале универсама направлен так (по часовой стрелке), что посещение вино-водочного отдела становится логичным завершением покупок.

Отдел занимает площадь в 54 квадратных метра, форма отдела прямоугольная 16*3,5 , соответственно товар выставлен по периметру торгового зала, чтобы не мешать свободному ходу покупателей, такая система расстановки оборудования является наиболее эффективной для данного отдела.

Для оценки эффективности использования площади торгового зала определим установочную и демонстрационную площади.

Установочная площадь магазина – это часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

 В данном отделе используется следующее оборудование:

1. стеллаж пристенный

2. кассовый узел

3. полка пристенная

4. холодильный шкаф

5. шкаф для сигарет

6. шкаф-купе стеклянный

Степень эффективности использования площади торгового зала можно определить путем расчета коэффициента установочной площади по следующей формуле:

                                               

                                              

 

                                                                            Sу

Ку  = Sт.з.

 

 

 

Где  Ку  - коэффициент установочной площади;

        Sу – установочная площадь, м2 ,

        Sт.з – площадь торгового зала, м2 .

Рассчитав получается: Ку = 0,35. Это говорит о том, что оборудование размещенное по залу занимает 35% от торговой площади. Это не соответствует принятой норме (27-30%), объясняется это тем, что при планировке магазина площадь занимаемая ныне вино-водочным отделом изначально для него не предназначалась. Эфективность использования площади торгового зала определяется не только степенью использования ее под установку оборудования. Важно еще и то, чтобы установочная площадь была эффективно использована. Это можно определить с помощью коэффициента демонстрационной площади, который рассчитывается по формуле:

 

Кдем = Sдем

        Sт.з.

Где Кдем – коэффициент демонстрационной площади;

    Sдем – площадь выкладки, м2;

   Sт.з. – площадь торгового зала, м2.

Этот показатель не может беспредельно увеличиваться, так как от его завышения может пострадать рациональная организация технологических процессов, ухудшиться обозримость товаров. Наиболее приемлемыми отношениями между демонстрационной площадью и площадью торгового зала в магазинах самообслуживания являются 0,7-0,75. в данном магазине этот показатель Кдем = 0,8. Данная цифра говорит о том, что площадь предназначенная для выкладки товаров используется не достаточно эффективно. Выкладка очень плотная, что мешает покупателю ознакомиться с некоторыми позициями. 

Расчеты коэффициентов представлены в приложении А.

Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций:

Управление товарными запасами. Осуществляется повседневное управление товарными запасами для предотвращения товарных потерь и обеспечения бесперебойной работы при минимальных товарных запасах.

Необходимый размер товарных запасов устанавливается с учётом дневной реализации товаров. Дневная выручка отдела составляет в среднем 29791-29 рублей. Товаровед следит за товарооборотом и в соответствии с расходом составляет еженедельные заявки поставщикам на определённые ассортиментные позиции. Заявки на ликёро-водочную продукцию и вино осуществляется с разной периодичностью, так как ликёро-водочная продукция в России пользуется более регулярным спросом. Так как вино-водочная продукция является товаром долгосрочного хранения и периодического спроса, то не возникает необходимости в ускоренной реализации товаров.

Управление покупательскими потоками. Проблемы с равномерным распределением покупателей и созданием условий для их свободного перемещения по отделу не возникает за исключением новогоднего периода. В это время у входа в отдел дежурит охранник, который нормирует количество покупателей в отделе.

Управление процессом обслуживания покупателей. Для повышения качества обслуживания покупателей для работников отдела периодически проводятся презентации и лекции по основам производства и продажи вино-водочной продукции. Это помогает продавцам оказать квалифицированную помощь покупателям, а товароведу быстрее ориентироваться в качестве заказываемого алкоголя.

Схема торгово-технологического процесса выглядит следующим образом:

Разгрузка → приемка → хранение → подготовка к продаже → продажа

Разгрузка производится подсобными рабочими(грузчиками) и весь товар перемещается в зону приемки, где осуществляется приемка товаров по количеству и качеству (целостность упаковки, наличае акцизных марок). Далее товары размещаются в зону хранения, основная часть товаров доставляется в торговый зал, где продавцы проводят подготовку товара к продаже и осуществляют выкладку.

Зона хранения и предпродажной подготовки товара, предусматривающей освобождение от внешней тары располагается на втором этаже здания «Универсама». Соответственно доставка товара в отдел производится посредствам грузового подъёмника с использованием специализированного механического оборудования и ручного труда.

Методы выкладки товаров на оборудовании

В отделе применяется основная горизонтальная выкладка виноводочной продукции, то есть самый дорогой товар ставится на верхнюю полку, а нижняя зачастую используется для размещения товарного запаса. Отдел не имеет специального оборудования для выкладки алкогольной продукции, что является существенным минусом в работе предприятия, т.к. оборудование играет важную роль в рациональной организации торгово-технологического процесса. В магазине используются стандартные стеллажи для продовольственных товаров, имеется стеклянный шкаф для выкладки мелких товарных позиций: вино-водочных изделий объёмом 0,1;0,25литра. Табак и сигареты размещены в специализированном деревянном шкафу.

Мерчендайзинг вино-водочной продукции

Известно, что любой товар, попадающий в торговый зал, может занять на местах продажи более или менее выгодную позицию. На стеллаже приоритетными местами считаются полки, расположенные на уровне глаз и уровне руки покупателя в начале покупательского потока. Именно здесь выставлены самые известные, самые ходовые марки. Недалеко от них располагаются прибыльные позиции. При выкладке вино-водочных изделий необходима четкая структура по странам, в рамках одной страны по классификации качества, по ценовому фактору и т. д. Так в отделе применяется основная гризонтальная выкладка виноводочной продукции, то есть самый дорогой товар ставится на верхнюю полку, а нижняя полка зачастую используется для размещения товарного запаса. Ядром ассортимента отдела является водка. Отдельным блоком, то есть на отдельном стеллаже, располагаются игристые вина (1 стеллаж), коньяки, виски и ликероводочная продукция. Все тихие вина разбиты на блоки по странам происхождения: вина Франции, вина Италии, вина Испании, вина Грузии, вина Молдавии и т. д. Однако сразу следует отметить, что вследствие использования неспециализированного оборудования, а также перегруженности отдела товарными позициями, невсегда удается провести четкую границу между перечисленными группами. Новым покупателям трудно сразу сориентироваться в местонахождении необходимого ему вина. Эту проблему можно частично разрешить с помощью использования указателей. В отделе они применяются очень ограниченно и их эффективность практически нулевая. Для лучшего "прочтения" полки покупателем специалисты рекомендуют выставлять каждую позицию в количестве не менее трех бутылок, однако в отделе это абсолютно не представляется возможным на сегодняшний день, поскольку не проводится полноценной работы по выделению прибыльных, ходовых и балластовых товаров. Акцент делается на количество позиций в ассортименте, а то насколько эффективно наличие такого колличества позиций не учитывается. Соответственно недостаток площади отдела и такая перегруженность ограничивают пути повышения продаж в отделе. Следует также правильно соблюдать цветовую гамму и не допускать соседства близких по цвету этикеток. В отделе активно применяется выкладка вин по линейкам производителей. Этикетки вин в составе одной линейки очень гармонично сочетаются друг с другом, создавая на полке привлекающий внимание блок. Однако на их фоне единичные позиции теряются.

Ценники - это визитная карточка магазина. Ценники применяемые в отделе идентичны применяемым в торговом зале универсама. Они довольно локоничны, скромны и содержат информацию об основных характеристиках товара (наименование, объём, содержание алкоголя, страна происхождения) и о цене. Место ценника - под или над соответствующим товаром, но ни в коем случае - ни справа, ни слева, ни где-то в стороне.

Рекламные материалы.Их задача - привлечение внимания покупателей к продукции в торговом зале, создание лояльного отношения к конкретной торговой марке, повышение количества импульсных покупок.                                                                                                                                                                                             Многие магазины от такой продукции отказываются не потому, что она не эффективна, а потому, что персонал не знает, как ее правильно использовать. С подобной проблемой сталкиваются и работники отделе. Поставщики различных товаров, стремясь выделить свою продукцию на полке, предлагают разнообразные воблеры, шелф-токеры, информационные листовки, однако руководство отдела далеко не всегда заинтересовано в повышении спроса именно на эти товары. Кроме того количество реально проводимых рекламных компаний за последние 2 года можно буквально сосчитать по пальцам. Для того чтобы рекламные материалы действительно помогали увеличивать объем продаж, необходимо выполнять следующие правила. Рекламные материалы следует располагать:

1 на местах продажи рекламируемых товаров или по ходу к ним;

2 на уровне глаз или выше, либо около рекламируемой продукции;

Рекламные материалы должны:

1 быть яркими, чистыми и привлекательными, постоянно обновляться и соответствовать рекламным кампаниям, которые проводятся в данный момент;

2 не мешать ни продавцу, ни покупателю;

3 не создавать "эффекта маскарада".

Чтобы не потерять лояльность покупателей, в магазине необходимо следить за чистотой продукции и состоянием оборудования в торговом зале.

Анализ продаж за месяц подгруппы вино-водочной товаров - коньяков

Для проведения анализа продаж в отделе были выбраны армянские коньяки. Данная позиция представляет наибольший интерес всвязи с наличием относительно постоянного спроса на данные коньяки, и появлением в ассортименте новой линейки "Арпи" наряду с зарекомендовавшими себя "Грейт Велли " и "Арарат". Наиболее выраженный рост продаж после применения рекламных средств и рациональной выкладки в ассортименте, как правило, наблюдается в отношении новых позиций. Соответственно проследим продажи менее известной марки армянских коньяков "Арпи".

Номенклатура данной линейки коньяков в отделе представлена:

- 3-х звёздочный коньяк объёмом 0,5 и 0,7 литра;

- 4-х звёздочный коньяк объёмом 0,5 и 0,7 литра;

- 5-и звёздочный коньяк объёмом 0,5 и 0,7 литра;

- "Гарни" (6 лет) объёмом 0,5 и 0,7 литра;

- "Звартнотц" (7 лет) объёмом 0,5 и 0,7 литра.

Так как в отделе не ведётся специальный учёт продаж по каждой отдельной позиции товаров, то не предоставляется возможным отобразить продажи товаров в денежном эквиваленте соответственно далее объём продаж будем учитывать в штуках.

Оборот коньяков "Арпи" на конец апреле месяца 2004 года составлял приблизительно 20 бутылок.

В 2006 году в отделе была преобразована выкладка и более активно использовались рекламные средства (информационные галстуки, рекламный плакат, информационные листовки). В результате проведённой работы на конец мая 2007 года продажи коньяков "Арпи" составили около 32-х бутылок, соответственно в процентном отношении продажи возрасли на 60%. Такое значительное повышение оборота новой единичной позиции в ассортименте говорит о необходимости проведения более интенсивной работы над выкладкой товаров.

 

 

9. Анализ основных экономических показателей деятельности Универсама.

Для всесторонней оценки эффективности деятельности Универсама проведем анализ системы показателей. Основными показателями хозяйственной деятельности предприятия являются: товарооборот; валовой доход; издержки обращения; прибыль; рентабельность.

Именно внутренний анализ этих показателей позволит отразить механизм достижения максимальных результатов. На основе данного подхода оцениваются результаты хозяйственно-финансовой деятельности Универсама.

Для анализа и оценки показателей применяются данные, содержащиеся в бухгалтерской, экономической и финансовой документации .

Анализ основных экономических показателей магазина представлен в таблице.

 

Показатели

 

 2004 г.

   2005 г.

Темп роста в 2005 г., %

 

2006г.

Темп роста в 2006г., %

 
 

1

2

3

4

5

6

 
 

Товарооборот в текущих ценах, руб.

5470280

6780348

123,9

6984300

103

 
 

Товарооборот в сопоставимых ценах, руб.

5470280

5670281

116,8

6710774

114,5

 
 

Валовой доход, тыс. руб.

267,7

301,8

124,8

374,5

130,2

 

Сумма издержек обращения

тыс. руб.

 

243,4

 

285,1

 

117,1

 

248,6

 

122,3

Прибыль

тыс. руб.

 

 

185,1

 

215,4

 

181,3

 

258,2

 

120,1

Рентабельность

в %

 

 

20,1

 

20,4

 

100,4

 

21,4

 

111,8

                         

Товарооборот является одним из наиболее важных показателей деятельности Универсама и характеризует процесс движения товаров. Как экономический показатель товарооборот отражает объем товарной массы в денежном выражении, переходящий в сферу личного потребления. Анализ товарооборота базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Важным моментом анализа товарооборота является изучение его динамики. Динамику характеризуют темпы роста, рассчитанные по формуле (1):

            Темп роста, в % = Тфакт / Тфакт-1 * 100,                (1)

где Тфакт-1 – товарооборот за предшествующий период, тыс. руб.

В 2004 году: Темп роста = 101,3%.

В 2005 году: Темп роста = 107,3%.

Далее определим объем товарооборота торговой фирмы, сопоставленный с ценами реализации по следующей формуле:

              Т с.ц. = Т ф i / I ц i ,                                                       (2)

где Т с.ц. – товарооборот в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

  Т ф i – фактический товарооборот за i-тый период, тыс. руб.;

   I ц i – средний индекс изменения цен реализации товаров за i-тый период по сравнению с базовым.

Валовой доход формируется за счет торговой надбавки, поступлений за

оказанные услуги и выполненные работы и прочих доходов от основной

 деятельности и рассчитывается по следующей формуле:

                                           ВД = ТН + СУ + ПД                    (3)

ВД - валовой доход, тыс. руб.;

ТН - торговая надбавка, тыс. руб.;

СУ – стоимость услуг, тыс. руб.;

ПД – прочие доходы, тыс. руб.

Валовой доход рассчитывается в абсолютной сумме и относительном

 показателе уровня валового дохода.

                                                                 ВД

                                                Увд= ----------- * 100 %             (4)

                                                                   Т

Увд – уровень валового дохода, %;

ВД – валовой доход, тыс. руб.;

Т – товарооборот, тыс. руб.

Процесс движения товаров от производителя к потребителю связан с различными затратами. Эти затраты в денежной форме называются издержками обращения.

Издержки - это важнейший показатель экономической эффективности реализации продукции, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех ресурсов.

От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия.

 

Издержки обращения – выраженные в денежной форме, затраты производственных факторов, необходимых для осуществления предприятием своей уставной деятельности.

Прибыль представляет собой разность между валовым доходом и затратами.

Перед тем как приступить к расчету чистой прибыли находят балансовую

прибыль:

                                                       БП = ВД – ИО                          (5)

БП – балансовая прибыль, тыс. руб.;

ВД – валовой доход, тыс. руб.;

ИО – издержки обращения, тыс. руб.

Затем уже рассчитывается непосредственно чистая прибыль:

                                                    ЧП = БП – Налоги                       (6)

ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.;

БП – балансовая прибыль, тыс. руб.

В качестве основного критерия эффективности торгового предприятия используем рентабельность, которая является синонимом нормы прибыли, т.е. уровня прибыли на капитал, вложенный в дело и рассчитывается по следующей формуле:

                                                          ЧП

                                             R = --------------- * 100%              (7)

                                                            Т

R – рентабельность продаж, %; 

ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.;

Т – товарооборот, тыс. руб



2020-03-19 157 Обсуждений (0)
Организация и управление торгово-технологическим процессом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация и управление торгово-технологическим процессом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)