Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?



2020-03-19 1628 Обсуждений (0)
Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания? 0.00 из 5.00 0 оценок




А) духовное и сознание могут существовать до материального и без него.

Данное высказывание, несомненно, принадлежит одному из самых крупных философских направлений – идеализму. В зависимости от решения основного вопроса философии, – что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание – философы и делятся на материалистов и идеалистов. Материалисты – сторонники материалистического философского направления, утверждающего, что первичной является материя (природа, бытие), существующие вне и независимо от сознания, а сознание является вторичным, производным от материи. А идеалисты, считают, что дух, сознание предшествуетматерии и творит ее. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю, и, следовательно, утверждает, что духовное и сознание могут существовать до материи и без нее.

Б) материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей.

Идеализм неоднороден в своих конкретных проявлениях и, в зависимости от этого можно выделить различные его формы. Одной из основных форм идеализма является объективный идеализм, который провозглашает независимость идеи, бога, духа, вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека. Представителем объективного идеализма первой половины XIX в. является немецкий философ Георг Вильгельм Гегель (1770–1831), именно ему принадлежит высказывание о том, что "материальный мир – есть форма инобытия абсолютных идей". Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некого мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема творческой деятельности этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, – лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.

Все ступени развития абсолютной идеи: логику, природу, дух Гегель отразил в структуре своего основного труда "Энциклопедия философских наук", которую составили три книги: "Наука логики" – где раскрывается абсолютная идея сама по себе; "Философия природы" – где раскрывается инобытие абсолютной идеи; и "Философия духа" – где раскрывается абсолютная идея в духе.

Гегель назвал свою философскую систему "абсолютным идеализмом". Абсолютный идеализм философии Гегеля связан его стремлением охватить весь природный и духовный мир единым понятием – "абсолютная идея". Первое и основное определение "абсолютной идеи", по Гегелю есть разум. "Абсолютная идея" – это разум, мышление, разумное мышление. У Гегеля "абсолютная идея" есть субстанция, которая составляет сущность и первооснову всех вещей. "Абсолютная идея" Гегеля – есть первоначало или субстанция всего существующего.

В) "Мир есть "не – я", сотворенный нашим я".

Другой формой идеализма является субъективный идеализм, который утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека. Представителем субъективного идеализма является немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762–1814). Философская система Фихте строится, прежде всего, на признании активной практически-деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте – "Я". "Я" утверждает себя в качестве такового в акте самосознания. "Я" есть – это самоочевидное суждение. Точно также поступал и Декарт, когда он стремился найти исходное самоочевидное начало. Но, в отличие от Декарта, самоочевидность "Я" у Фихте основывается не на акте мышления, а на волевом усилии, действии. "Я" есть волевое, действующее существо. Фихте делает шаг, в направлении идеи тождества мышления и бытия, он стремится найти общее основание для духовного мира "Я" и окружающего человека внешнего мира. Такая постановка вопроса поставила перед ним задачу вывести из "Я" существование определения "не – Я" – для обозначения чуждого сознанию мира. Но категория "не – Я", по замыслу философа, лишь обнаруживает иное состояние все того же сознания, когда его активность уже не сосредоточена на самом себе, а направлена на вещный по преимуществу мир.

Фихте осознает противоречивость кантовского понятия "вещи в себе", с одной стороны, предусматривающей существование независимого от сознания объективного мира, а с другой, предполагающего отражение этого мира в сознании субъекта. Поэтому он отказывается от этого понятия. В результате философская система Фихте получает форму последовательного субъективного идеализма. По учению Фихте, из "чистого Я" должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т.е. Естественный мир. А это значит, что любой субъект превращается в абсолютное начало всего существующего, в "абсолютное Я", из деятельности которого, по Фихте, должна быть объявлена вся полнота реальности; то есть: "весь окружающий человека мир – "не – Я", который является продуктом активной деятельности сущности человека. Поэтому высказывание о том, что "Мир есть "не – я", сотворенный нашим я" относится к философскому направлению – субъективный идеализм.

Фихте подчеркивает приоритет человеческого субъективно – деятельного начала над природой. Природа, по Фихте, существует не сама по себе, а ради чего-то другого, а именно для того, чтобы создать возможность самореализации "Я". Деятельный субъект, "Я", преодолевая сопротивление природы, развертывает все свои определения, то есть наделяет ее своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивает "не – Я" и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество.

Такая постановка вопроса потребовала от Фихте конкретизировать понятие "Я". С одной стороны "Я" – это конкретный индивид, с присущей ему волей и мышлением, с другой стороны, "Я" – это человечество в целом, т.е. "абсолютное Я". Взаимоотношения индивидуального "Я" и "абсолютного Я" характеризует, по Фихте, процесс освоения человеком окружающей среды.

 

 


Литература

 

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 580 с.

2. Губин В.Д. Философия: Учебник. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 336 с.

3. Кальной И.И. Философия: Учебник. – спб.: Изд-во "Юридический центр Пресс", 2002. – 447 с.

4. Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. – 288 с.

5. Основы современной философии: Учебник. / Под ред. М.Н. Росенко. – спб.: Издательство "Лань", 1999. – 295 с.

6. Радугин А.А. Философия: курс лекций. – М.: Центр, 2001. – 272 с.

7. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 715 с.

8. Современная западная философия: Словарь. – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.

9. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 368 с.

11. Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.И. Кириллова. – М.: Юристъ, 2001. – 376 с.

12. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. – 622 с.

13. Философский словарь. / Под ред. М.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1991. – 560 с.

14. Философия. Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2001. – 331 с.


[1] Философия: Учебник для вузов / Под ред. Лавриненко В.Н. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2004. С. 116

[2] Канке В.А. Основы философии: Учебник. – М.: Логос, 2003. С. 56



2020-03-19 1628 Обсуждений (0)
Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания? 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1628)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)