Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью



2020-03-19 210 Обсуждений (0)
Значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок




 

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. В России уже с младенчества детей учат играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Благодаря незатейливым играм с пальчиками ребенок получает огромную пользу для своего развития. В Китае во II веке до нашей эры знали о том, что развитие головного мозга неразрывно связано с моторикой рук. Древние китайцы обнаружили, что упражнения для пальцев и рук, производят невероятный эффект на организм в целом. Они гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Японская акупунктура также это подтверждает. У каждого на пальцах, ладонях, кистях рук расположено огромное количество рефлекторных точек. При стимуляции этих точек идут импульсы в центральную нервную систему.

Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Ф. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Ф. Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции [46, с. 78].

Отечественные физиологи тоже подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Так В.М. Бехтерев доказал, что простые упражнения рук улучшают речь ребенка [3, с. 90].

Развитие мелкой моторики рук находится в тесной взаимосвязи с развитием речи. Руки человека, обладая многообразием функций, являются специфическим органом. Исследования, направленные на изучение особенностей развития движений рук ребенка, представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для специалистов других научных направлений: философов, языковедов, историков, физиологов и т.д. Когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то начинает формироваться устная речь. В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Итак, речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь [13, с. 61].

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Можно выделить следующие преимущества использования пальчиковых игр:

)   Положительное воздействие на внутренние органы (мизинец -сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный -желудок, большой палец -голова). Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

)   Тонизирующий и иммуностимулирующий эффект.

)   Стимуляция мыслительных функций и речи.

)   Развитие обоих полушарий головного мозга (левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое - за развитие фантазии и воображения.

)   Ощущение радости взаимопонимания без слов, понимание возможности несловесного общения.

Начинать можно и с самого раннего возраста. Ведь еще в древности игры взрослого с младенцем и были теми самыми пальчиковыми играми. Они сопровождались потешками и пестушками. Но и в более позднем возрасте эти игры будут очень полезны ребенку. Они будут укреплять мышцы пальчиков, готовить руку к письму.

Принято выделять 2 формы работы по развитию мелкой моторики рук: традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам работы по развитию мелкой моторики рук относятся:

    самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

    игры с пальчиками с речевым сопровождением;

    пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

    графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

    предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углем;

    игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрешек;

    кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

    игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

К нетрадиционным формам работы по развитию мелкой моторики рук относятся:

    самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками;

    игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Занимаясь со взрослым, ребенок получает:

    развитие мышления (дает возможность познать сущность предметов и явлений¸становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность);

    развитие внимания (обеспечивает организованный и целенаправленный отбор поступающей информации, избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на объекте или деятельности, а также направленность и избирательность познавательных процессов);

    развитие воображения (накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности);

    развитие памяти (увеличивает объем запоминания материала);

    развитие речи (становится более эмоциональной и выразительной);

    развитие быстроты реакции (быстрота реакции переключения с одного вида деятельности на другую);

    развитие обоих полушарий головного мозга [40].

Рассматривая вопрос о развитии детей с интеллектуальной недостаточностью, следует определить характер их возможностей и направленность предполагаемого продвижения, а также выявить те факторы, которые могут способствовать этому процессу. Необходимо подчеркнуть мысль, впервые высказанную русским психологом и врачом Г.Я. Трошиным [46, с. 136], а затем четко сформулированную и обоснованную Л.С. Выготским [9, с. 340], о единстве основных закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Эта мысль весьма продуктивна, поскольку устанавливает определенные отношения между нормальным и аномальным развитием, объединяет их, а не возводит между ними преграду.

По мнению С.Я. Рубинштейна [41, с. 33] обучение для ребенка c интеллектуальной недостаточностью более значимо, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, т.е. меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности.

Однако, как считает Ж.И. Шиф [38, с. 122] для продвижения ребенка с интеллектуальной недостаточностью в развитии, в умении адаптироваться к окружающей среде важным фактором является специально организованное обучение. Его необходимость вызвана своеобразием личности и познавательной деятельности, свойственным этим детям, отчетливо обнаруживающимся на всех возрастных этапах, в самых различных видах деятельности. Такое обучение дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Оно направлено на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных черт, предусматривает коррекцию имеющихся недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к каждому ребенку, другими словами, создает условия, необходимые для максимально всестороннего продвижения.

В работах И.М. Бгажноковой [2, с. 24] было отмечено, что школьники с интеллектуальной недостаточностью способны к развитию, даже при наличии специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их поступательного движения носит замедленный и качественно измененный характер. Они с большим трудом овладевают тем, что нормальный ребенок усваивает самостоятельно, естественным путем. Быстро забывают, казалось бы, хорошо усвоенное, в связи, с чем требуется многократное возвращение к пройденному. Объем получаемых ими знаний не велик. Умения и навыки требуют упорной работы по их закреплению, в противном случае быстро распадаются.

Исследователи В.Г. Петрова [36, с. 17], С.Я. Рубинштейн [41, с. 66] и другие отмечают, что постоянная и посильная деятельность, если она правильно организована, приносит учащимся радость, становится привычной и необходимой. В организованной деятельности меньше возможностей для совершения дурных поступков. В условиях коррекционной школы требуется строгая последовательность, большая расчлененность, применение системы стимулирующих приемов, постепенное усложнение заданий. Деятельность школьников с интеллектуальной недостаточностью должна быть сознательной, целеустремленной. Только в этом случае будут достигнуты результаты в коррекционно-воспитательной работе.

По мнению Т.Н. Головиной [13, с. 23], Г.М. Дульнева [19, с. 91], А.М. Щербаковой [48, с. 97] у детей с интеллектуальной недостаточностью наблюдаются различные нарушения компонентов влияющих на деятельность: не зрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам деятельности и т.д.

Вместе с тем Т.А. Власова, М.С. Певзнер [7, с. 60] утверждают, что дети с интеллектуальной недостаточностью проходят все основные этапы детского развития. Поступательное движение происходит, но с большими затруднениями и отклонениями. При этом своеобразие психики ребенка с интеллектуальной недостаточностью, присущие ей дефекты неукоснительно обнаруживаются на каждом этапе развития. Отмечаемые сдвиги осуществляются в значительно более поздние, чем в норме, сроки. Дети длительное время задерживаются на каждом предыдущем этапе и с трудом переходят к последующим.

В.В. Воронкова [8, с. 203] в своих исследованиях доказала, что для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью весьма значима материальная база, те условия жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье. Однако самую большую роль играют окружающие ребенка люди, их личностные качества, наличие стремления оказать ему действенную помощь. Эта помощь будет тем более эффективной, чем более глубокими и разносторонними знаниями о возможности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, об их особенностях, о путях воспитания и обучения располагают эти люди.

В процессе учения удовлетворяются важнейшие потребности школьников: потребность в познании и самоутверждении. Различная структура дефекта у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, несомненно, способствует появлению специфических трудностей в удовлетворении этих потребностей, вследствие чего отношение к учению у них различно. Формирование положительного отношения к учебной деятельности у учеников с интеллектуальной недостаточностью предполагает знание педагогом их индивидуальных особенностей и учет всех выше изложенных факторов.

Таким образом, развитие детей с интеллектуальной недостаточностью с точки зрения педагогов и психологов заключается в том, чтобы оно было направлено на продвижение детей в общем развитии, на формирование у них положительных черт, предусматривающих коррекцию и имеющиеся недостатки. Мелкая моторика оказывает большое значение на развитие ребенка, что обуславливает необходимость ее развития у школьников с интеллектуальной недостаточностью.

 




2020-03-19 210 Обсуждений (0)
Значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение мелкой моторики для развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)