Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа и причины инфляции.



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Природа и причины инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок




План

 

Введение……………………………………………………………………3

1. Природа и причины инфляции…………………………………………...4

2. Формы и виды инфляции………………………………………………..15

3. Социально-экономические последствия инфляции   и антиинфляционные меры………………………………………………..24

Заключение………………………………………………………………..35

Библиографический список……………………………………………...37

 

 

 Введение.

 Всем знакомо такое слово как инфляция. Часто слышим его по телевидению, встречаем в публикациях средств массовой информации. Тем не менее, не все до конца понимают истинный смысл инфляции. Скорее всего, в нашей жизни связывается это понятие с перестройкой в России, то есть тем временем, когда проблема неконтролируемого роста цен буквально на всё была особенно актуальна, помня о том времени, нас так пугает это слово - инфляция.

Хотелось бы в своей курсовой работе рассмотреть понятие инфляции, основные причины ее порождающие,  а также ее влияние на экономическое состояние страны. Задачи работы: изучение инфляции, какие последствия она влечет, методы борьбы с ней, какова инфляция на сегодняшний день и прогнозы.

     Инфляция - одна из основных проблем нашей сегодняшней экономической жизни. Это проблема не только предпринимателей, которые вынуждены работать в условиях нестабильной макроэкономической ситуации, а, значит, в условиях большей неопределенности; не только государства, которое должно все время предпринимать какие-то шаги к стабилизации. Инфляция - это проблема каждого жителя нашей страны.

Казалось бы, проблема инфляции достаточно изучена и находится в поле зрения экономистов. Однако, тема злободневна, поскольку происходящие глубокие преобразования требуют упорядочения и систематизации научных знаний об инфляции, которая сменила свой локальный характер на повсеместный и всеохватывающий, превратилась в непрерывный и постоянный процесс. По мнению большинства экспертов, современная инфляция, проявляющаяся в условиях глобализации мировой экономики, является результатом несоответствия соотношения товарной и денежной массы в мировом масштабе. Проявление инфляции присуще в той или иной степени любой рыночной и переходной к ней экономикам, в том числе и экономикам промышленно развитых стран.

Природа и причины инфляции.

Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время и  не является феноменом современности, она имела место и в прошлом. Считается, что она появилась почти с самим возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.  Инфляция существовала и в условиях металлического денежного обращения, что было связано с «порчей» монет, уменьшением их металлического содержания.

 Термин инфляция (от латинского inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. и означал процесс увеличения налично-денежной массы. В XIX в. этот термин употреблялся также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляции получило в XX веке после перехода к массовому использованию бумажных денег. Таким образом, с XX века инфляция становится постоянным явлением в экономиках различных государств. Однако, следует отметить, что если ранее инфляция являлась чисто национальной проблемой какого-либо отдельного государства, то в последнее десятилетие она переросла в глобальную. Так XXI век входит в историю -  как период общемировой инфляции, проявляющуюся в условиях глобализации мировой экономики. Приведем определения инфляции, которые встречаются в различных источниках: учебниках, пособиях, словарях. 

 Традиционное определение инфляции - переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.

 Однако определение инфляции как переполнение каналов денежного обращения обесценивающимися бумажными деньгами нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену.

 Инфляция- это сложное явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики. Инфляция- явление повсеместное, хроническое и многофакторное.

 Инфляция- это процесс снижения покупательной способности (обесценивания) денег, сопровождающийся ростом цен на товары и услуги. Данный процесс выражается в процентах в месяц или в год, по которым экономическое положение отдельно взятой страны можно сравнивать с другими странами. Примечательно, что даже самые индустриально развитые страны не миновала проблема инфляции. Более того, экономической наукой уже обосновано, что незначительные темпы инфляции способствуют развитию экономики, ведь такая инфляция стимулирует спрос, а, следовательно, и производство внутри страны.

 Инфляция – это обесценивание денежной единицы, уменьшение ее покупательской способности.

Инфляция - есть многофакторное явление, обусловленное действием ряда причин, ведущих к росту диспропорций общественного производства и оказывающих влияние на цены в сторону их повышения.

 Инфляция - это обесценивание денежной единицы, т.е. систематический рост цен в экономике, независимо от причин обуславливающих этот рост. Чтобы лучше понять природу инфляции, рассмотрим более подробно причины ее порождающие. Тем более, что экономистами они достаточно достоверно выявлены и подробно описаны.

Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в производственном секторе, и часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране. Факторы появления инфляции в экономической литературе принято разделять на монетарные и немонетарные, внутренние и внешние. Так или иначе, все они тесно взаимосвязаны. Внутренние причины инфляции связаны с уровнем экономического развития страны, внешние- с развитием мировой экономики. Монетарные связаны со сферой обращения денег, немонетарные - со сферой воспроизводства и государственной политикой в различных направлениях.

 В учебной литературе выделяют в качестве основных причин инфляции следующие:

  1). Появление монополий крупных фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и монополий профсоюзов – с другой. Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

 Монополисты-компании заряжают цены на всем внутреннем рынке, они заинтересованы в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет удерживать высокий уровень цен. Особенно остро это проявляется в сырьевых отраслях. Например, завышение цен на электроэнергию, отражается практически на всем спектре цен в экономике.

Монополия профсоюзов, в первую очередь, ограничивает возможности рынка определять приемлемый для экономики уровень заработной платы. Ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов, профсоюзы зачастую необоснованно требуют повышать уровень оплаты труда. Там, где есть сильные профсоюзы, помимо повышения уровня заработной платы, появляются такие явления как клановость (работают родственники); взяточничество ( за устройство на работу необходимо платить); завышенные оклады и раздутые штаты (лишние должности)- в совокупности и по отдельности эти факторы ведут к неэффективной работе предприятия. Например, такие признаки монополизма профсоюзов можно отметить в государственном секторе, особенно на уровне администраций. 

 2). Рост государственного сектора и степень вмешательства государства в экономику. Эти факторы ведут к диспропорциональности - несбалансированность государственных расходов и доходов - т.е. дефицит государственного бюджета. Часто этот дефицит покрывается за счет использования “печатного станка”, Центральный Банк финансирует все расходы правительства путем денежной эмиссии, что приводит к увеличению денежной массы, необеспеченной товаром, и как следствие - инфляции.

 3). Отсутствие должного контроля над денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. В результате того, что денежная масса не обеспечена товаром, цены на эти самые товары начинают расти, создавая этим основу инфляционным процессам.

 4). Нерациональная структура экономики и инфляционно опасные инвестиции  - преимущественно милитаризация экономики.  Т.е. финансирование и инвестиции направляются в военно-промышленный комплекс. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса, а как следствие - увеличению денежной массы. Чрезмерные военные ассигнования обычно являются главной причиной хронического дефицита государственного бюджета а также увеличения государственного долга для покрытия которого выпускаются дополнительные бумажные деньги. В то же время продукция ВПК не поступает на внутренний рынок, возникает несоответствие между спросом и предложением.    

5). Инфляционные ожидания - возникновения у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Население требует повышения заработной платы и запасается товарами впрок ожидая их скорое подорожание. Производители же опасаются повышения цен со стороны своих поставщиков, одновременно закладывая в цену своих товаров прогнозируемый ими рост цен на комплектующие, и раскачивают тем самым инфляцию.

Инфляция является одной из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Так если раньше инфляция возникала, в основном, в чрезвычайных обстоятельствах, то сейчас во многих странах она стала хронической. Практически во всех странах имеются свои причины для возникновения инфляции. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономических условий страны. Например, инфляционные процессы в нашей стране вызываются экономическим спадом и бюджетным дефицитом. На протяжении десятилетий закладывались диспропорции между различными отраслями промышленности.

Динамика среднегодового уровня инфляции в России

Годы Инфляция (%)
1990 5,3
1991 92,6
1992 2508,8
1993 844,2
1994 215,0
1995 131,3
1996 21.9
1997 11.0
1998 84,4
1999 36,5
2000 20,2
2001 18.6
2002 15.1
2003 12.0
2004 11,7
2005 10,9
2006 9,0
2007 11,9
2008 13,3
2009 8,8
2010 прогноз 6,5-7,5

 Специфика российской инфляции состоит в том, что она своими корнями уходит в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм. Инфляция в России имеет монетарные и немонетарные причины.

Немонетарные причины:

1. Диспропорции в экономике, обусловленные долгим развитием ее под влиянием командно-административной системы.

2. Чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса).

3. Малый экспортный сектор (в основном – сырьевой направленности) при сильной импортной зависимости.

4. Распад хозяйственных связей в результате развала СССР.

5. Спад объема внутреннего валового продукта (ВВП).

6. Инфляционные ожидания населения.

Однако немонетарные концепции инфляции не в силах объяснить фактическую динамику инфляции в России.

Монетарные причины:

1. Дефицит госбюджета.

2. На темпы инфляции влияет объем денежной массы. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате этого возрастает уровень цен на товары (сокращение объемов кредитной эмиссии способствует снижению темпов инфляции.)

3. Скорость обращения денег. Она увеличивается, когда происходит бегство населения от национальной валюты, что объясняется низким доверием к рублю и инфляционными ожиданиями населения.

4. Особенность российской инфляции - временной лаг между проведением кредитной эмиссии и увеличением объемов денежной массы в обращении, с одной стороны, и ускорением роста цен - с другой. С начала 1992 года до весны 1995 года его величина возросла примерно с 4 до 8 месяцев. На величину лага влияют уровень развитости финансовой системы, состояние платежной системы, частота выплаты доходов, уровень долларизации экономики. В 1992г. финансовая система России существовала в зачаточном виде. Поэтому ускорение роста цен произошло всего в течение трех месяцев. Уже в 1995г. возникла более – менее развитая инфраструктура, возникли новые рынки. Это привело к тому, что эмитированная денежная масса теперь движется до потребительского рынка гораздо дольше, задерживаясь на различных “этажах” финансовой системы, и лаг между темпами прироста денежной массы и темпами инфляции существенно увеличился.

С начала 1990-х в нашей стране не было, пожалуй, года, когда теме инфляции правительство не уделяло повышенного внимания. Но именно мо 2-ой половины 2007 года эта проблема встала во главу угла экономической политики страны, поскольку темпы роста цен вышли из под контроля, превысив не только запланированные рамки, но и показатели нескольких предыдущих лет. Если после кризиса 1998 года инфляция снижалась, то в 2007 она выросла до 11,9% против 9,0% в 2006 году, а в 2008 и вовсе остановилась на отметке в 13,3%.

Особенности экономической ситуации в России таковы, что снижение инфляции приводит к замедлению экономического роста и внутреннего спроса, в том числе доходов населения. Правительство оказывается перед выбором: либо бороться с инфляцией несмотря на то, что это замедлит рост экономики; либо сделать главной задачей сохранение высоких темпов роста ВВП и примирится с высокой инфляцией. Новые пути к борьбе с инфляцией были озвучены Д. Медведевым и В. Путиным, проводимая политика позволяет надеяться, что в ближайшие годы удастся снизить инфляцию и сохранить устойчивый рост экономики ( это показывает 2009 год- инфляция составила 8,8% против 2008 года – 13,3%, прогноз на 2010 еще более оптимистичен – установлена отметка в 7,5%).

Причинами инфляции в России в настоящее время называют аналитики (по публикациям в прессе докладов Минфина, ЦБР, МЭРТ):

· Рост потребительского кредитования населения создал дополнительный стимул для повышения внутреннего спроса. Его опережающее развитие по сравнению с динамикой производства порождает дефицит потребительских товаров и повышение цен на них, т.е. инфляцию.

· Способствует инфляции и значительный приток иностранного капитала и доходов от экспорта нефти и газа.

· Поступление на рынок больших объемов иностранной валюты вынуждает Банк России эмитировать рубли, что увеличивает денежное предложение и ускоряет инфляцию.

· Увеличение мировых цен на продовольствие (пшеницу, какао бобы, молоко и т.д.)

· Рост тарифов естественных монополий (услуги ЖКХ, электроэнергию).

· Рост государственных расходов.

 По официальным данным Росстата об уровне инфляции  в России инфляция установила в 2009 году рекорд - она стала самой низкой аж с 1991 года, составила 8,8%.

 Инфляция в современной России вызвана сочетанием трех процессов, которые в разных пропорциях представлены на существующих рынках товаров и услуг :

· действие монетарных факторов и фактора увеличения доходов;

· проявление эффектов локальных монополий;

· влияние мирового кризиса.

Россия почувствовала значительный рост цен в числе первых. Он ощутимо затронул отечественный рынок в конце 2007 года. Как и во всем мире, российские аналитики поспешили дать происходящему объяснение. Оно ничем не отличалось от объяснений, которые с экспертной легкостью стали выдавать экономисты других стран. В качестве источника инфляции большинство аналитиков называли рост цен на продукты питания и энергоносители. Так причиной инфляции оказывалась сама инфляции, ее ценовое выражение. При этом уточнялось, что она не носит системного характера и бороться с ней нужно исключительно сдерживанием цен на топливо и продовольствие. Виновником проблем объявлялись спекулянты, почему-то решившие заняться перепродажей риса и молока, а не обуви и цветных телевизоров.

 В первой половине 2008 года правительства принялись командовать ценами. Однако политика административного сдерживания цен на продовольствие пережила крах, еще не успев толком оформиться.

 Продукты дорожали несмотря ни на что. Неудача в управлении ценами постигла не только власти России. В таком же положении оказались правительства многих держав. Даже когда нефть с июля 2008 года начала дешеветь, рост потребительских цен в мире не прекратился. Наряду со старым неадекватным объяснением появилась новая, монетаристская «разгадка». Оказалось, что виновниками инфляции выступают государства: цены растут из-за больших правительственных расходов, прежде всего чрезмерных социальных статей бюджета. Аналитики утверждали, что у населения слишком много денег и высокий платежеспособный спрос толкает цены вверх. На деле все обстояло в точности наоборот. Вверх цены толкал не избыток, а недостаток средств у беднейших слоев потребителей

Прежде всего падал потребительский спрос на промышленные товары, более выборочным становился спрос на продукты сельского хозяйства. Людям приходилось все чаще экономить. В результате продажи начинали снижаться. Отток посетителей ощутили кафе, рестораны и развлекательные заведения. Признаваться в проблемах со сбытом многим компаниям пришлось уже летом 2008 года. Некоторые товары попросту начали застревать на полках магазинов. Хуже всего дела шли с автомобилями. В числе первых в «черный список» маловостребованных товаров попали мобильные телефоны.

Ослабление потребительского спроса оборачивалось сокращением заказов между предприятиями. В прежнем количестве оказывались ненужными машины, оборудование, сырье, материалы и запасные части. Компании увольняли людей, что в 2008-2009 годах усиливало сокращение сбыта, а значит и инфляцию. Снижалась скорость обращения денег.

Трудности с платежами по долгам возникали уже не только у рядовых потребителей, но и у многих компаний. Проблемы банков (еще на исходе 2007 года утопавших в свободных средствах) не удавалось скрыть. Кризис перестал восприниматься как финансовый. Он развернулся в полномасштабный экономический спад. Лишь предоставление на стыке 2008 и 2009 годов финансовой помощи корпорациям со стороны правительства привело к относительной стабилизации.

Падение производства на время замедлилось, рост безработицы сбавил темп. Возобновился спекулятивный рост цен на сырье. Улучшилась ситуация на фондовых рынках. На фоне ослабления реального сектора финансовый сектор вырос. Однако к осени 2009 года экономика не подала признаков завершения кризиса. Породившие его противоречия небыли разрешены. Правительства одно за другим (следуя примеру США) объявляли, что нижняя точка пройдена. В реальности скрыто подготовлялась вторая волна быстрого хозяйственного падения.

 Кризис не сможет в 2010 году прийти к спонтанному завершению, на что рассчитывают многие  эксперты. Все имевшиеся прежде факторы спада сохранились в период финансовой стабилизации 2009 года. Предоставление огромных средств корпорациям (оцениваемым за год в 5-6 трлн. долларов) лишь позволяло частично замаскировать реальное положение дел. Финансовая накачка больших компаний не имела антикризисного значения, поскольку никак не отменяла причин глобального кризиса. Падение совокупного мирового спроса не прекращалось, а лишь косвенно сдерживалось за счет временного облегчения положения монополий. Так Китай сократил в апреле 2009 года поставки на экспорт на 22,6% по сравнению с апрелем 2008 года. В стране сокращалось энергопотребление, что указывало на спад в промышленности.

 Стабилизация не положила конец инфляции. В России, по данным Росстата,  за весь 2009 год цены на продукты питания в России выросли на 4,9%, а в странах Еврозоны снизились на 1%. Лишь везде подорожали сахар, шоколад, конфеты 22% в РФ против 1,5 в странах ЕС, а также мясо и мясопродукты 6,2% в России против 0,2% в ЕС.  Вопреки ожиданиям аналитиков, более чем 30% девальвации рубля привела лишь к повышению цен на местную плодоовощную продукцию. С лета 2008 года по лето 2009 года они поднялись на 22% (годом ранее рост составлял 17%). Фиксировалось существенное сокращение потребительского спроса.

 

Формы и виды инфляции

Под инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, который проявляется в росте цен.

 Инфляция спроса ( demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.

Инфляция спроса- это инфляция, объясняемая повышением доходов потребителей темпами, превышающими рост товарной массы.

Обратимся к одному из основных равенств макроэкономики:

Левая часть этого уравнения определяет совокупный спрос (AD), правая дает стоимостную оценку совокупного предложения (AS). Экономика функционирует таким образом, что AD всегда выравнивается с AS. Любое возрастание предложения денег (MS) или скорости обращения (V) приводит к подъему AD. С другой стороны, увеличение AS может обеспечиваться как за счет повышения Q, так и из-за роста общего уровня цен P.

Однако увеличение объема производства (Q) обычно не превышает 4% в год. Развитие этой составляющей замедленно, поэтому рост MS компенсируется подъемом уровня цен (P), что и вызывает инфляцию спроса.

С учетом занятости можно выделить три ступени развития этих процессов. В первый объем национального продукта и занятость так низки, что с повышением совокупного спроса безработица снизится, объем производства увеличится, а уровень цен возрастет незначительно. Это объясняется тем, что есть огромное количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действие при существующих на них ценах.

По мере приближения к полной занятости (вторая ступень) при дальнейшем увеличении спроса уровень цен начинает ощутимо повышаться, что связано с исчезновением в некоторых отраслях промышленности производственных мощностей и невозможности дальнейшего увеличения предложения на увеличение спроса.

Когда общие расходы достигают третьей ступени, полная занятость распространяется на все секторы экономики. Реальный объем национального продукта достигает своего максимума, и дальнейшее увеличение спроса полностью ведет к инфляции. Здесь инфляция спроса достигает наибольшей силы: рост расходов населения, предприятий и государства на потребление увеличивает спрос  все выше вверх, растут цены, предложение же остается постоянным.

Остается отметить, что инфляция спроса известна уже давно, причины и механизм ее достаточно просты, поэтому при своевременном принятии антиинфляционных мер, борьба не составляет большого труда.

 Инфляция предложения (cost-push inflation)[1] или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек - это увеличение номинальной заработной платы; цен на сырье или энергию. Первый объясняется силой профсоюзов, возрастающей с полной занятостью, и психологией предпринимателей, выбирающих в период подъема не дорогостоящие забастовки и простой производства, а некоторое повышение зарплаты и себестоимости продукции. Второй обычно связан с воздействием непрогнозируемых факторов - неурожаев, стихийных бедствий или, например, подорожанием нефти в 70-х годах, связанным с деятельностью ОПЕК. В результате инфляция издержек сокращает прибыли и объем продукции, которые предприятия намерены предложить при существующем уровне цен. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения опять восстанавливается, но уже при более высокой цене. А повышение цены может вызвать инфляционную спираль "цены - зарплата".

Инфляция производителей гораздо сложнее инфляции спроса, т.к. государство (в лице правительства и Центрального Банка) в данном случае встает перед дилеммой: либо увеличить спрос для стимулирования производства, что чревато еще большим обострением инфляции и скачком цен; либо бездействовать, что приведет к глубокому спаду, который может вернуть к прежнему уровню, но это обернется для экономики значительной потерей реального выпуска.     

Причинами увеличения издержек могут быть олигополистическая практика ценообразования и финансовая политика государства, рост цен на сырье, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы и др.

Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

 

                                                                     

Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

 При инфляции издержек количество денег с учетом скорости их обращения «подтягивается» к возросшему уровню цен, к торому привело воздействие неденежных факторов со стороны производства и предложения товаров. Если масса денег быстро не адаптируется к возросшему уровню цен, начинаются проблемы в денежном обороте: дефицит платежных средств; неплатежи по обязательствам, а вслед за этим спад, и остановка производства, сокращение товарной массы.

 Инфляция издержек и инфляция спроса тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, их трудно четко разграничить. Избыточная денежная масса в экономике всегда порождает повышенный спрос, вызывая неравновесие рынков в сфере совокупного спроса и предложения, реакцией на которые выступает рост цен. Являясь продуктом разбалансированного денежного рынка, инфляция спроса распространяется дальше, поражая производство и конечное потребление, деформируя потребительский спрос, усиливая диспропорции развития различных сфер хозяйствования, приводя в конечном счете к инфляции издержек.

 Любая современная система экономики, независимо от уровня развития, инфляционная, и в ней действуют как факторы, относимые к инфляции спроса, так и к инфляции издержек.

 В учебниках по экономической теории инфляцию принято классифицировать по видам     или типам в разрезе различных аспектов: темпов нарастания, внезапности появления, однородности и так далее.

 В зависимости от темпов роста принято выделять:

- умере нная (ползучая, ползущая, регулируемая, «стабильные цены») инфляция, когда цены рас­тут менее, чем на 10% в год. Ее еще называют регулируемой, т.к. правительство, используя различные рычаги, воздействует на конъюнктуру рынка, держит под контролем денежное обращение, иногда умышленно стимулируя или наоборот противодействуя росту цен. При таком уровне инфляции деньги сохраняют свою стоимость, так как их покупательная способность остается относительно устойчивой.  На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Для стран Евросоюза  характерна годовая инфляция в 3-4% - это нормальное явление, и рассматривается в качестве фактора, способствующего экономическому росту.

- галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, условно можно обозначить цифру 10-50%.  контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и тре­бует антиинфляционных мер.

Галопирующая инфляция делает бессмысленным денежные накопления с целью приобретения товаров не только длительного пользования и отдаленного спроса, но и непродовольственных товаров повседневного спроса. В результате усиливаются инфляционные ожидания и происходит переориентация покупательского спроса практически полностью на продовольственные товары; подрываются стимулы к денежному накоплению, что провоцирует нарушение функционирования денежно-кредитной системы и возрождает бартер. Главная опасность галопирующей инфляции состоит в том, что она может перерасти в наиболее опасную форму инфляции- гиперинфляцию.

- гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами свыше 100% в год, а иногда превосходит и 1000%; расхожде­ние цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыль­ным и убыточным становятся крупнейшие предприятия, она парализует хо­зяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от де­нег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену, происходит переход от формулы Т-Д-Т к формуле Т-Т.  

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Она ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. В литературе приводятся впечатляющие примеры гиперинфляции:

· В Германии после Первой мировой войны (1923г) цены возросли в 1,3 трлн. раз (при проведении денежной реформы в тот период 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых марок);

· В Венгрии в 1946 году 1 довоенный форинт приравнивался к 829 октиольонам форинтов (октильон равняется единице с 22 нулями);

· В Японии с 1938 по 1948г. цены повысились в 116 раз.

· В России в 1992 году цены возросли более чем в 26 раз. Общий индекс цен за четыре года к концу 1995 года повысился в 4500 раз.

 В зависимости от внезапности появления или предсказуемости выделяют ожидаемую и неожиданную инфляцию.

 Под ожидаемой инфляцией понимается инфляция, кото­рая предсказывается и прогнозируется заранее, неожидаемая – наоборот, непредсказуема. Непредвиденная (неожидаемая) инфляция характеризуется внезапным скачком цен, что негативно сказывается на денежном обращении, системе налогообложения. В такой ситуации, если в экономике существовали ин­фляционные ожидания, население, опасаясь дальнейшего обесценения сво­их доходов, резко увеличивает расходы на приобретение товаров и услуг, что само по себе создает трудности в экономике и искажает реальную картину потребностей в обществе. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут под­стегивать рост цен. Однако, если внезапный скачок цен происходит в экономике, где ин­фляционные ожидания еще не набрали силу, поведение населения и его ре­акция на рост цен могут быть иными. Ожидая, что этот скачок цен - крат­ковременное явление и вскоре последует снижение, потребители будут больше сберегать и меньше предъявлять денег на рынке в виде платежеспо­собного спроса. С уменьшением текущего спроса начинается давление на цены в сто­рону их снижения, экономика вновь возвращается в состояние равновесия.

 С точки зрения проявления, различают открытую и подавленную ин­фляцию.

Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где свободное взаимодействие спроса и предложения способствует открытому, ничем не ограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, пока­зывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция (скрытая инфляция) присуща экономике с ко­мандно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне це­ны остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Для экономики СССР длительное время была характерна подавленная инфляция, которая выражалась в росте неудовлетворенного спроса и денеж­ных сбережений населения, которые не находили реализации. Денежная масса на руках у населения росла быстрее, чем масса товаров и услуг. Нор­ма сбережений в приросте дохода в 1969 году составляла 50%, в 1976 - 79%, в 1984 - 100%. Часто сбережения являлись вынужденными, инфляционный разрыв составлял 40% ВНП. Дефицит порождал очереди, спекуляцию, осла­бевали стимулы к труду.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимое инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В ры­ночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде рос­та денежных цен. Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменно­сти цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуж­дение продавцов и покупателей.

В зависимости от степени сбалансированности роста цен: сбалансированная инфляция и несбалансированная инфляция. При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной -цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к дру­гу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности при­сущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, ос­нованной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

В России и СНГ преобладает несбалансированная инфляция. Рост цен на сырье опережает рост цен на конечную продукцию, стоимость комплек­тующего компонента превышает цену всего сложного прибора и т.п. Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что то­варные группы - лидеры роста цен останутся лидерами и в ближайшем бу­дущем. Невозможно рационально выбрать сферы приложения капитала, рассчитать и сравнить доходность вариантов инвестирования.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит осо­бого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.

 В последнее время экономисты стали выделять особый новый вид инфляции - стагфляцию. Как известно стагфляция одновременное возрастание общего уровня цен, сокращение объемов производства и, следовательно, увеличение безработицы. Стагфляция - наблюдается на стадии спада экономической активности в условиях инфляции. Стагфляция тесно связана с инфляцией предложения и спроса. А причинами являются структурное несовершенство рынка и отсутствие конку



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Природа и причины инфляции. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа и причины инфляции.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)