Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методологические принципы И. Гофмана



2020-03-19 1121 Обсуждений (0)
Методологические принципы И. Гофмана 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность исследования. В современном обществе вопросы, связанные с межличностными отношениями людей вызывают интерес. XXI век - век информационного общества, когда возрастает роль различных средств коммуникации (телефон, Интернет), зачастую «живое» общение людей заменяется виртуальным общением в сети, ускоряется темп жизни человека, жить «как белка в колесе» становится обычным явлением для большинства людей. Сегодня с развитием повсеместной инфраструктуры, новых технологий и, вообще, с ускорением ритма жизни меняется и форма взаимодействий. Особенно это влияет на личную жизнь индивидов.

Близкие отношения – неотъемлемая часть существования человека, живущего в обществе. Дружба, в том числе и как составная любви, поддерживает человека в нормальном психическом состоянии и формирует моральные установки. И напротив, её отсутствие зачастую негативно влияет на человека и, в дальнейшем, на общество.

Любовь и дружба сегодня, по многим причинам, очень важны для человека. С детства нам прививается мысль о необходимости наличия для каждого дружбы и любви в его жизни. Такой повышенный интерес к этим сферам отношений и изменения в них говорит о необходимости их разностороннего исследования.

Приоритетом использования драматургического подхода к изучению межличностных отношений является её ориентированность на интеракцию и повседневность. Повседневное событие по сути своей уже есть драматическое представление, поскольку мы, даже в кругу близких, постоянно надеваем и снимаем социальные маски, сами создаем сценарии ситуаций и разыгрываем их. Данный метод лучше всего подходит для изучения межличностных отношений, так как раскрывает латентные структуры повседневных коммуникаций.

Степень разработанности проблемы

Межличностные отношения в большей степени выступали объектом социологических исследований, ставящих своей задачей описание специфики дружбы или любви в определённом возрасте или времени. Изучением дружеских и романтических отношений много занимался российский социолог Игорь Семёнович Кон, который рассматривал их во многих аспектах: историческом, возрастном, психологическом и др. Но, если в работах И.С. Кона больше внимания уделяется дружбе, то Э. Гидденс, Г. Зиммель и Ж. Бордийяр, напротив, больше пишут о романтической любви, рассматривая её через призму эротизма. Необходимость такого подхода обуславливается спецификой объекта исследования, ведь психосексуальные переживания индивида являются основой романтической любви. Исследования современных трансформаций дружеских отношений мы нашли в работе Белькович И.Н. и Репиной Г.В., а также в работах Согомонова А.Ю. В них были описаны и исследованы особенности дружбы, сформировавшиеся в последние десятилетия.

Впервые в отечественной литературе межличностные отношения анализировались в 1975 г. в книге «Социальная психология» под редакцией Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина, и, в рамках данной дисциплины, с тех пор была довольно полно изучена.

Творчеством Ирвинга Гофмана занимались многие учёные, такие как В.С. Вахштайн, М. Кудрявцева, Х. Абельс, Л.Г. Ионин и другие. Большой вклад в изучение драматургической социологии внёс Рэндалл Коллинз, который является фактически последователем Гофмана. Он отмечает, что данная концепция является интеллектуальным откликом на идеи Дюркгейма и объединяет в континуум фреймов и этнометодологию, и символический интеракционизм.

С точки зрения драматургической социологии межличностные отношения, а конкретно дружба и любовь, в известных источниках не рассматривались, что говорит о необходимости подобного исследования.

Объект исследования: повседневные коммуникации.

Предмет исследования: особенности проявления повседневных коммуникаций сквозь призму драматургической социологии И. Гофмана.

Целью курсовой работы является раскрытие драматургического потенциала повседневных коммуникаций.

Данная цель реализуется при постановке и решении следующих исследовательских задач:

1. Изучить методологические принципы И. Гофмана.

2. Изучить способы («уловки») представления себя другим по И. Гофману.

3. Применить драматургическую социологию к исследованию дружбы.

4. Применить драматургическую социологию к исследованию романтических отношений.

Глава 1. Основные принципы драматургической социологии

Методологические принципы И. Гофмана

Ирвинга Гофмана относят к представителям символического интеракционизма, хотя споры о его причастности к социологии идут до сих пор. Кто-то считает его выдающимся социологом-исследователем, автором оригинального драматургического подхода в социологии, в котором идеи символического интеракционизма уникальным образом адаптируются к эмпирическому анализу социальной деятельности, а кто-то – писателем, отнюдь не социологом. Такое противостояние было обусловлено, скорее всего, тем, что его современники-социологи (Альфред Шюц, Луи Альтюссер, Пьер Бурдье, Никлас Луман и др.) придерживались строгого систематического мышления в исследованиях, в отличие от Гофмана. Тот факт, что он опирался в своей теории на Макса Вебера, Джорджа Герберта Мида, Георга Зиммеля и других, уже говорит о причастности к социологии. А его понятный способ изречения – это причина его популярности в более широких кругах, в кругах «несоциологов». На этой почве американский социолог А. Гоулднер назвал Ирвинга Гофмана «социологом массового общества», а его социологию – «симптомом глобального кризиса науки», указывая на её ненаучность.[1]

 Гофман является последователем романтизма, о чем свидетельствует его способ исследования. Изучать социальные явления следует в их сравнении друг с другом, но сравнивать несопоставимое: нормальное и ненормальное, повседневное и асоциальное и т.д. У И. Гофмана есть способность к осмыслению очевидного абсурда, и этот интерес к абсурду возникает лишь от того, что абсурд формирует наши основные представления о нормальности. Например, он так поясняет свой интерес к уголовным преступникам: «В отношении уголовников главное не то, какие преступления они совершают и почему... Главное — свет, который проливает контраст их социального положения с нашим на то, что делаем мы».[2] Благодаря этому контрасту становятся доступными и очевидными условия социальной нормальности.

Еще один признак романтизма в работах Гофмана – их ироничность. В своих текстах он пытался быть как можно более приближенным к повседневности, так как считал, что выполнить работу, которую нельзя перенести на реальность – значит ничего не проанализировать и ничего не сделать.

Теоретические предпосылки концепции Гофмана также можно найти и у Г. Зиммеля. Ему принадлежит идея рассматривать мир с точки зрения чужака, который только что прибыл в это общество и знакомится с ним, но помнит прошлый опыт. Таким образом, смотря на реальность с дистанции, исследователь не принимает точку зрения, присущую данному обществу, а просто изучает её.

Сохранилась у Гофмана и прагматистская трактовка развития общества в категориях деятельности отдельных людей, вынужденных решать очеред­ные проблемы в отдельных ситуациях, самостоятельно нахо­дя новые средства их решения и контроля над ними. «Для интерпретатора-интеракциониста И. Гофман — в первую очередь наследник прагматистской чикагской традиции, исследователь взаимодействия, понимаемого как "конечная инстанция" объяснения человеческой деятельности»[3] - писал Вахштайн.

Ирвинг Гофман называет свой подход к изучению общества именно драматургическим, потому что его основная идея состоит в проведении аналогии между социальным миром и миром театра, а социальные роли аналогичны театральным ролям, которые разыгрываются для произведения соответствующего впечатления на участников общения и ответа на их ожидания. Гофман полагал, что когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. В рамках драматургической социологии, можно рассматривать общие закономерности поведения на разных примерах, таким образом, дихотомические различия здесь не важны. Об этом пишет и А. Ковалёв в предисловии к книге «Представление себя другим в повседневной жизни»: «Порядок взаимодействия» рассматривается Гофманом как содержательно самостоятельная и полноправная область ис­следований».[4]

Гофман своей задачей видит анализ обыденных повседневных взаимодействий для раскрытия неосознаваемых участниками моделей их организации. В основе его описаний - учение Джеймса о "мирах опыта", развитое Щютцем в теории "конечных областей значений", переработанное Гарфинкелем в концепции "фоновых ожиданий". Этот факт показывает глубинное идейное родство символического интеракционизма и феноменологической социологии. Социальный мир сторонники социодрамы (К.Берк, Х.Данкен) трактуют как социальный процесс, как процесс выработки и изменения социальных значений, как постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками. Различные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда объекты их составляющие, меняют свои значения. 

Показательно, что Гофман — в чем и заключается своеобразие его научного творчества — разрабатывает и широко использует метод "смещения перспектив". Вся социальная жизнь приобретает характер спектакля, розыгрыша, драматического действия, а люди, субъекты действия, становятся "актерами". Гофман полагал, что когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими.

Несмотря на то, что Гофман изучал передний план и другие аспекты своей системы как символический интеракционист, он исследовал и их структурный характер. Например, он утверждал, что передние планы («фронты») имеют тенденцию к институционализции, так как относительно того, что должно происходить в определенной ситуации, возникают «коллективные представления». Очень часто, когда исполнители играют установленные роли, они обнаруживают определенные, уже установленные для таких представлений передние планы. В результате, как утверждает Гофман, существует тенденция выбирать, а не создавать передние планы. Эта идея передает гораздо более структурный образ, чем обычно ожидают от большинства символических интеракционистов.

Индивид, с точки зрения драматургической социологии, поступает предсказуемо и при помощи определенных закономерностей поведения с учетом расчета выгоды для него самого, можно вычислить его возможное поведение. Здесь данная концепция близка с теорией социального обмена, но рознит их то, что по Гофману, человеком движет не жажда выгоды, а в большей степени, стремление к самовыражению и признанию.

Метод «смещение перспектив» основан на исследованиях повседневности и крайних девиациях, и, самое главное, на их сравнении. Сравнение повседневности и театра, душевнобольного и психически здорового человека и т.д. Данным методом Гофман также изучает социальное действие, совмещая понятия М. Вебера и Дж. Г. Мида. Он рассматривает социальное действие с точки зрения управления смыслом, как спектакль, развивая теоретическое положение Вебера о смысле социального действия и теоретическое положение Мида о калькуляции последствий социального действия.

Г.С. Батыгин, интерпретируя социальную драматургию как разновидность "драматургического реализма", особо подчеркивает значимость гофмановского методологического инструментария для распознавания структур повседневной жизни, составляющих микро/макро "континуум фреймов"[5],который соединяет индивидуальное действие с социальной структурой и институтами «большого» общества. Данный метод лучше всего подходит для описания межличностных отношений, так как раскрывает латентные структуры повседневных коммуникаций,

Итак, при помощи метода смещения перспектив нам становится видно то, что невооруженным Гофмановской теорией взглядом было не видно. Различия и сходства жизни и театра, проявляющиеся при их сравнении, наглядно показывают нам способы и особенности взаимодействия индивидов в повседневном мире.

 



2020-03-19 1121 Обсуждений (0)
Методологические принципы И. Гофмана 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методологические принципы И. Гофмана

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1121)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)