Любовь и романтические отношения с точки зрения исполнения ролей
Сегодня важность романтических отношений для отдельного человека очень велика в сравнении с предыдущими столетиями, когда их вообще не существовало, а основой брака был экономический расчет и традиция. «Состояние влюбленности переживали отнюдь не во все времена, и ее редко связывали с браком».[14] Возникает понятие «романтической любви». Романтическая любовь – «это усиление и идеализация любовного отношения, в котором объект любви наделяется экстраординарными достоинствами, красотой и т.д. настолько, что это отношение берет верх над всеми иными соображениями, включая материальные».[15] Романтические отношения, особенно в своём начале, предполагают большое желание произвести на второго человека положительное впечатление. Даже все ритуалы, присущие данному этапу отношений, направлены на это: свидания, подарки, «усиленное» знакомство. Сегодня можно найти массу советов для мужчин и женщин о том, как познакомиться или провести свидание. Все эти советы востребованы, что и говорит о желании людей понравиться друг другу. И особенностью данного вида межличностных отношений является тот факт, что индивиду самому нравится играть эти роли, т.е. приоритетен не так результат, как процесс. Романтические отношения включают в себя различные способы поведения. Наиболее стереотипным из них является свидание. Свидание – яркий пример того, как индивиды создают о себе впечатление. Собственно, сама цель свидания – создать о себе впечатление и узнать больше о своём спутнике или спутнице. Согласно Толковому словарю Д.Н. Ушакова, «свидание – это встреча - преимущественно не случайная - двух или нескольких лиц».[16] Похоже, но более подходит в данную работу определение свидания в словаре Ожегова: «Заранее условленная встреча двух влюбленных, вообще встреча мужчины и женщины, ищущих знакомства, взаимных отношений».[17] Из этих двух определений мы выводим два важных момента – свидание должно быть назначено; свидание имеет цель завязывания отношений. В социальной психологии есть термин «межличностная совместимость», который означает «оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их общения и деятельности».[18] Межличностная совместимость – это то, чего человек ожидает от общения на свидании и то, чем он это общение оценивает. Ее показателями являются удовлетворенность совместным взаимодействием и его результатом. На свидании индивид сначала рассматривает в другом его качества, потом сопоставляет их со своими и в дальнейшем стремится сделать очевидным их сходство, если оно есть. Как правило, изначально индивиды стараются соответствовать известным им более общим предпочтениям других людей противоположного пола. Например, девушка, которая знает, что многим мужчинам нравятся девушки на каблуках, вероятно оденет туфли на шпильке, собираясь на свидание, и т.п. Готовясь на свидание она будет тщательно подбирать наряд, костюм и прочее. Наблюдающая за этим мать или сестра – это чаще всего незначимые свои, которые могут видеть технологию красоты, испытать на себе несдерживаемую нервозность. Но вот поднят занавес, начинается свидание. В зале появляется Он. Ему не надо знать ни подлинной длины ресниц, ни настоящего цвета лица, ни тёмных сторон характера. Неотъемлемой частью женского поведения зачастую бывает и такое явление как флирт. Георг Зиммель задолго до Ирвинга Гофмана коснулся темы представления индивидом себя на примере женского флирта. Его суть он видел в игре женщины со знаками доступности и недоступности, уступчивости и несогласия. «В свою очередь мужчина рассматривает эту игру как своего рода переплетение шансов добиться и не добиться у нее успеха».[19] Конечная цель флирта – искушение, соблазн, что означает не просто привлечение внимания к себе, но и манипуляция чувствами, поведением. О природе соблазнения писал и Ж.Бордийяр: «В обольщении девушка становится жертвой - но она управляет обольстителем, она заставляет приносить себя в жертву, она сама себе вызов».[20] Здесь очевидно, что девушка играет и сменяет роли, но итересно и то, что такая открытая игра не вызывает отвращения у мужчины, а наоборот, вовлекает в эту игру его самого. Свидание – это ритуал встречи, знакомства и выбора. Выбор парня или девушки для романтических отношений имеет сходство с выбором в социологии потребления, так как выбирая, мы думаем о том, как этот молодой человек или девушка будут нас характеризовать в глазах окружающих. Например, девушка, которую в семье или в кругу сверстников считают неудачницей, будет искать себе идеального мужчину, дабы исправить мнение о себе; молодой человек поддерживает репутацию «мачо», меняя красивых девушек и т.п. Таким образом, индивид создаёт впечатление о себе и демонстрирует свои предпочтения в этой сфере жизни. В данном случае, индивид играет для двух аудиторий – для партнёра и для окружающих, что может вызвать неудобства. Например, если девушка ждёт парня в ресторане за столиком, а он опаздывает, то она может беспокоиться за свой вид перед теми, кто в этом ресторане находится. Но когда он придёт и будет извиняться, она скажет, что сама только что пришла, чтобы не показывать того, что она унижена. В этом случае девушка решила сделать аудиторию посетителей незначительной, чтобы произвести нужное впечатление на молодого человека. Проблема двух аудиторий возникает и при знакомстве выбранного партнера со своими друзьями или родителями. Спектакль «Знакомство с родителями» - спектакль, где главная роль отводится избраннику или избраннице, так как он/она претендует на владение тем, что принадлежит родителям. Поэтому родители чаще всего принимают на себя статус зрителей или жюри в таких спектаклях. Жюри, как правило, чувствует себя комфортно, в отличие от молодой пары. И девушка, и парень оказываются между двумя аудиториями – друг перед другом и перед родителями. Сын/дочь, не являясь основным актором, зачастую примыкает к исполнению своего/своей избранника/цы, помогая ему. Но это не значит, что он/она сделал/а аудиторию своих родителей более значимыми. Наоборот, такое поведение является примером успешного исполнения для двух аудиторий. Родители получат более качественное впечатление об избраннике/избраннице, а он/она будет считать актора отзывчивым и будет даже испытывать благодарность за это. Романтическая любовь и, вообще, романтика – описывается многими социологами как явление нелогичное, построенное на эмоциях и чувствах и не несущее в себе практического смысла. Однако индивид нуждается в ней. «Одна из важнейших экзистенциальных потребностей человека – потребность в единении».[21] Влюблённый хочет удовлетворить эту потребность, но целью является не столько результат, сколько процесс его достижения. Виной тому является массовая культура, которая ярко показывает процесс возникновения пары, любви, страсти, но не показывает того, что происходит потом. Копируя образы, привитые обществом, индивид играет роли то влюблённого, то отвергнутого, то ревнивого и др. План действий здесь подсказывают чувства и ситуация, но зачастую больше ситуация, если учитывать факт того, что индивид в зависимости от неё способен стимулировать нужные ему чувства. Неотъемлемая часть любовных отношений – романтические поступки. Данные поступки имеют цель передачи индивиду представления об отношении к нему. Эти поступки всегда имеют косвенный смысл, т.е., если молодой человек говорит девушке, что любит её, это не значит конкретно то, что он её любит. Это значит, что они с девушкой находятся в таких отношениях, что он может об этом сказать. Романтические поступки, являющиеся по своей природе демонстрационными, интерпретируются по-разному в разных ситуациях. То же признание любви в другом контексте может означать «прости меня» или «я всё же тебя люблю». Романтические поступки можно разделить на несколько видов: неожиданные подарки, различные сюрпризы, демонстративный отказ от чего-либо в угоду возлюбленного/ной (вплоть до отказа от жизни) и поступки, означающие переход на «новую ступень» отношений (например, предложение совместного проживания). Эти поступки довольно клишированы, поэтому их исполнение не затрачивает много сил, но это обстоятельство может сделать спектакль неправдоподобным. Наиболее тривиальные романтические сюрпризы (написать что-нибудь приятное для второй половинки под её окном, спеть серенаду, посвятить ей стихи) сегодня всё чаще наполнены юмористическим смыслом и своей целью имеют реакцию, отличную от той, что была раньше, когда эти поступки были не столь общеизвестными. Индивиды, исполняющие данный спектакль сами могут специально придавать своим действиям комичность. Таким образом, одно и то же представление вызывает разные реакции. По Гофману, исполнители часто пытаются создать впечатление, что они ближе к аудитории, чем это есть на самом деле. Например, они могут пытаться способствовать впечатлению, что представление, в котором они участвуют в данный момент, является их единственным или, по крайней мере, самым важным выступлением. Необходимость в этом возникает, когда парень или девушка ведёт двойную жизнь. Например, если у молодого человека две девушки, он должен каждую из них уверять в том, что она единственная для него. Для этого исполнитель должен быть уверен, что их аудитории изолированы друг от друга таким образом, что фальшивость представления не будет никем замечена. В отличие от дружеских, романтические отношения на начальном этапе предполагают большую скрытность, что обуславливается, вероятно, разнополостью участников взаимодействия. Но постепенное преодоление этой скрытности и является завязыванием отношений. Индивид выбирает – что показывать другому, а что – нет. Как известно, важным условием качественного спектакля является поддержание созданного впечатления. Брак создает проблему нового очерчивания границ спектакля и реструктуризации его участников. Жить 24 часа в сутки на сцене – настоящая мука, если играешь не себя, а свое идеальное «Я». И тут возникает дилемма: либо превратить свое реальное «Я» в идеальное, т. е. всегда или почти всегда быть таким человеком, которого выбрали в качестве супруга или супруги, либо превратить спутника жизни в незначащего своего, перед которым не надо играть и можно быть собой.
Заключение
Согласно концепции И. Гофмана, человек в присутствии других людей всегда оказывается участником так называемого «театрального представления» в качестве зрителя или актёра. С точки зрения И. Гофмана, все люди – стихийные актеры, которые знают, как произвести на зрителя нужное впечатление и владеют необходимыми уловками, находясь, в свою очередь, под постоянным контролем общества. Изучение техник манипуляций, описанных в книге «Представление себя другим в повседневной жизни» позволяет нам интерпретировать привычные, казалось бы искренние действия как способ управления впечатлениями и, как следствие, поведением окружающих. Выяснилось, что уловки в представлении себя другим действуют и на примере межличностных отношений, таких как дружба и любовь. Индивиды используют их как для получения данных взаимоотношений, так и для желаемого их развития. Впитывая шаблоны поведения для близких отношений из всевозможных источников информации (художественная литература, СМИ, личный опыт и др.), индивид применяет их в своей жизни. Тем более, что сегодня этих шаблонов транслируется больше, чем когда-либо в истории общества. Участвуя в дружеских или романтических отношениях, индивид удовлетворяет свою потребность в единении, общении и, самое главное, представлении себя в роли друга или влюблённого/возлюбленного. Играя эти роли, актор использует описанные в работе уловки в типичных ситуациях, таких как свидания, встречи с друзьями и др. В данной работе мы выяснили, что исследование дружеских и романтических отношений с точки зрения драматургической социологии не просто позволяет посмотреть на эти сферы в новом свете, но и открывает нам тенденции их развития в современном обществе.
Список использованной литературы
1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общ. ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. - 22с. 2. Апресян Р.Г Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» // Этическая мысль. - 2003. - Вып. 4. – С. 45-59. 3. Батыгин Г.С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Социологический журнал. – 2001. - №3. С. 5 – 37. 4. Белькович И.Н., Репина Г.В. и др. Может ли дружба «затеряться» во времени? [Электронный ресурс] / Белькович И.Н., Репина Г.В. url.http://revolutionsociology/00081145_0.html 5. Бодрийяр Ж. Соблазн [Электронный ресурс] // url.http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000322/index.shtml 6. Большой толковый социологический словарь / под ред. Д.Дэвид, Джерри Дж. – 2001. URL: http://voluntary.ru/dictionary/567/ 7. Вахштайн В.С. Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия И.Гофмана//Социологический журнал. - 2003. - №3. С. 34 – 42. 8. Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 531 с. 9. Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. - 280 с. 10. Ковалев А.Д. Книга Ирвинга Гофмана "Представление себя другим в повседневной жизни" и социологическая традиция // И. Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000. - 303 с. 11. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк // М.: Политиздат, 1987. – 91 с. 12. Кон И.С. Психология юношеской дружбы. // М.: Знание, 1973. – 92 с. 13. Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - М.:Владос,2001. – 688 с. 14. Осипов Г. Социология Георга Зиммеля [Электронный ресурс] //url. http://www.minsboard. ru/22/dk.php?id=0182 15. Согомонов А.Ю. Тусобщество с правом на «вход» и на «выход»//Художественный журнал. – 1999. - Вып.25. С. 23-27. 16. Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. М.: ПЕР СЭ, 2002. - 351 с. 17. Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М.: Знание, 1992. С. 1980. 18. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.3 / Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., С. 1935.
[1]Вахштайн В.С. Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия И.Гофмана [Электронный ресурс] //Социологический журнал.- 2003. - №3 url.http://www.socjournal.ru/article/562 [2]Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. под общ. ред. Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. С. 9 [3]Вахштайн В.С. Интеракционистские и структуралистские интерпретации наследия И.Гофмана // Социологический журнал. - 2003. - №3. С. 38
[4] Ковалев А.Д. Книга Ирвинга Гофмана "Представление себя другим в повседневной жизни" и социологическая традиция // И. Гофман. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Кучково поле, 2000. С.16
[5] Батыгин Г.С. Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Социологический журнал. – 2001. - №3. С. 25
[6] Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 107
[7] Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С.109
[8] Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 267
[9] Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн.1. - М.:Владос,2001. С. 602-603
[10] Гофман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 5
[11] Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк // М.: Политиздат. 1987. С.67
[12] Белькович И.Н., Репина Г.В. и др. Может ли дружба «затеряться» во времени? URL:http://revolutionsociology/00081145_0.html [13] Согомонов А.Ю. Тусобщество с правом на «вход» и на «выход»//Художественный журнал. – 1999. С. 25 [14] Гидденс Э. Социология. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 3 [15] Большой толковый социологический словарь / под ред. Д.Дэвид, Джерри Дж. – 2001. URL: http://voluntary.ru/dictionary/567/ [16] Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред.Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т "Сов. энцикл."; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. С. 1935 [17] Толковый словарь русского языка / Под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. М.: Знание, 1992. С. 1980
[18] Социальная психология. Под ред. Журавлева А.Л. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 237 [19]Осипов Г. Социология Георга Зиммеля // URL:http://www.minsboard.ru/22/dok.php?id=0182 [20] Бодрийяр Ж. Соблазн // URL:http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000322/index.shtml [21] Р.Г.Апресян. Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху»// Этическая мысль. - 2003. - Вып. 4. – С. 58
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (305)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |