Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социально-психологические ресурсы деятельности менеджера.



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Социально-психологические ресурсы деятельности менеджера. 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема социально-психологических ресурсов менеджера, как и вообще социально-психологический аспект управления, возможно, является самой сложной и неоднозначной, однако она может считаться одной из самых важных для понимания природы и менеджера и менеджмента.

В процессе управления менеджерам приходится решать задачи поведенческого характера — неудовлетворенности трудом, регулиро­вания межличностных интересов, сохранения постоянного состава персонала, проводить воспитательную работу. В связи с этим менед­жер кроме профессионализма и компетентности по своей специаль­ности должен обладать профессией «человековеда», которая требует знаний закономерности развития личности и коммуникаций, овладе­ние навыками их использования в межличностном общении.

В социологии и психологии личность определяется как совокуп­ность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной и про­изводственной средах в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, слагается тремя подструктурами — биологической, психо­логической и социальной.

Возрастные особенности организма человека включаются в биологическую подструктуру личностименеджера. Существуют три понятия возраста — биологический, психологический и социальный. Если биологический (анатомо-физиологический) возраст совпадает с хронологическим (паспортным), физиологи говорят о нормальном развитии человека. Его ускоренное физическое развитие в литературе принято называть акселерацией; замедление темпов развития — ретардацией. Такие же соотношения темпов развития можно наблю­дать в психологической и социальной подструктурах личности человека. Психологи описывают критические периоды в развитии лич­ности, когда чувствительность организма к факторам среды не про­сто повышается, а становится более избирательной. Это своего рода «зоны наибольшего риска», т.е. момент перехода на более высокий уровень развития, что необходимо учитывать для оптимизации профессиональной деятельности менеджера.

 Это обстоятельство имеет существенное значение, поскольку глобализация экономики, затронувшая и российскую экономику, заставляет проблему управления организацией рассматривать еще и под углом зрения изменения условий поведения менеджера. В этом аспекте следует обсуждать и факторы функционирования менеджера, которые изменяются в результате, во-первых, трансформации действия «модели пяти сил», когда конкуренты могут стать партнера­ми, заменители товара не вступают в противоречия и т.д., во-вторых, управление хозяйственным риском, с одной стороны, усложняется, поскольку становится необходимым учитывать более обширное про­странство в окружающей организацию социально-экономической и информационной среде, а с другой — снижается неопределенность в получении достоверной информации о деятельности организаций-партнеров. Появляется возможность принимать в типовых (многократно повторяющихся) ситуациях стандартные решения, уменьшать отрицательное воздействие стохастических факторов. Наконец, за счет повышения степени определенности условий, в которых менед­жер принимает решения, удается обеспечить увеличение предприни­мательского дохода, т.е. добавочной прибыли от более полного исполь­зования его способностей к хозяйственно-рисковой деятельности.

Не менее значимым является и разделение полов на две качествен­но разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм — это физическое различие между полами, обусловленное биологическими структурами.

Психофизиологами изучены и особенности конституции орга­низма человека: строение головного мозга, всех нервных структур, фенотип, генная организация, гомеостаз — все морфо-функциональные образования, определяющие, в конечном счете, физическое и психическое здоровье менеджера.

Психологическая подструктураличности во многом определяет профессиональную деятельность менеджера. Для этого необходимо учитывать основные свойства его нервной системы: силу - слабость; уравновешенность - неуравновешенность и преобладание того или иного нервного процесса (возбуждения либо торможения). В экспериментальных исследованиях физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова были определены следующие типы нервной системы: сильный, уравновешенный, подвижный тип; сильный, неуравновешенный, подвижный; сильно уравновешенный, инертный; наконец, слабый, неуравновешенный, инертный. Эти классические физио­логические типы высшей нервной деятельности человека соответ­ствуют основным традиционным типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. В абсолютно чистом виде эти типы темпераментов почти не встречаются. Кроме того, нельзя назвать любой из этих типов плохим или хорошим. В профессиональной дея­тельности менеджера просто необходимо учитывать типологические особенности специалиста, опираясь на его сильные стороны и коррек­тируя слабые. Так, менеджер с сильной нервной системой обладает высокой работоспособностью при выполнении физической или ум­ственной деятельности, он способен справляться с интенсивными нагрузками, быстро мобилизовать свои силы в стрессовых ситуациях. Специалист со слабой нервной системой обладает низкой работо­способностью, повышенной утомляемостью, низкой стрессоустойчивостью, но в то же время нельзя не отметить его особенности в коммуникационной сфере профессиональной деятельности, т.е. его осторожность, эмпатию, альтруизм, повышенную чувствительность и сопереживание. Это необходимо учитывать при профессиональной ориентации будущего специалиста.

Одним из базисных параметров индивидуальности личности менеджера с учетом его типологических особенностей является пред­положение к рискам в профессиональной деятельности, которое можно изучить с помощью таких психологических характеристик, как «интроверсия — экстраверсия» и «нейротизм — эмоциональная стабильность». Экстраверсия - это направленность личности на ок­ружающий мир и события. Типичными поведенческими проявлени­ями экстраверсии являются общительность, импульсивность, хорошая адаптация в макро- и микросреде. Экстраверт отзывчив, жизнерадос­тен, уверен в себе, стремится к лидерству, любит рисковать. Интро­версия — направленность личности на ее внутренний мир. Интроверт часто погружен в себя, спокоен, уравновешен, любит планировать будущее, не любит рисковать. Нейротизм — понятие, синонимичное тревожности, проявляющееся в эмоциональной неустойчивости, депрессивности, апатий. Эмоциональная стабильность рассматрива­ется как спокойствие, уверенность, решительность.

Основным определением человека как субъекта профессиональ­ной деятельности и общения являются его способности. Под способ­ностями понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природа индивидуальных и родовых способностей человека — общая. Способности человека классифицируют на общие и специальные.

Наиболее важными для профессиональной деятельности менедже­ра являются его коммуникативные и организаторские способности.

Коммуникативные способности — высокая общительность, коммуникабельность, умение налаживать контакты с окружающи­ми людьми и быстро ориентироваться в новой обстановке, владеть высокопрофессиональным и квалифицированным языком и всеми психотехническими приемами невербального общения. Организа­торские способности — умение оптимально распределять поручения, организовывать совместную деятельность, адекватно оценивать себя и окружающих, создавать «ситуацию успеха» и т.д.

Проявлением менеджера как субъекта являются особенности и структура его характера, ведущую роль в которой составляют черты, выражающие отношение человека к другим людям, к вещам, к само­му себе, к труду. Основной вопрос психологии характера заключается в побуждениях, мотивах, связанных с обстоятельствами, в которых, человек оказался. Особенностями мотивационной сферы в деятельно­сти менеджера являются «мотивация достижения успеха» и «мотива­ция избежания неудачи».

«Мотивация достижения успеха» — такая стратегия поведений человека, когда он ориентирован на активность, на достижение результата, не боится ошибок, предпринимает различные действия, способен к риску.

«Мотивация избежания неудачи» предполагает другую особен­ность поведения человека: пассивность, боязнь ошибок и неудач, избежание принятия ответственных решений, страх риска.

Кроме того, в структуре характера важное место принадлежит и эмоционально-волевой сфере. Так, использование методики САН (самочувствие, активность, настроение) позволяет определить состо­яние эмоциональной сферы менеджеров, а тест Д. Роттера — иссле­довать «локус (место) контроля» (внешний и внутренний). Внешний локус решений полагается на внешние обстоятельства, случай, судьбу и т.д. Менеджер с внешним локусом контроля считает, что от него ничего не зависит, пассивен, не способен к оправданному риску.

Менеджер, в котором преобладает внутренний локус контроля, в своей профессиональной деятельности полагается на свои силы, на самого себя, на свои способности, знания и умения, предъявляя к себе жесткие требования и владея всеми механизмами саморегуляции и рефлексивным мышлением.

В процессе своей профессиональной деятельности менеджер ов­ладевает разными видами опыта, формой организации которых яв­ляется его интеллект. Уровень развития интеллекта определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы.

Психологической основой разумности человека также является его интеллект. В общем виде интеллект — это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивидуума субъективной картины происходящего. С пси­хологической точки зрения назначение интеллекта — создавать поря­док из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Известно, что в современных условиях интеллектуальный по­тенциал населения наряду с демографическим, территориальным, сырьевым, технологическим параметрами общества является важней­шим основанием его прогрессивного развития. Во-первых, одним из решающих факторов экономического развития сейчас оказывается ин­теллектуальное производство. А ключевой формой собственности — интеллектуальная. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности, выступает в каче­стве социального механизма, противостоящего регрессии в развитии общества. В-третьих, работа интеллекта — это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. В-четвертых, высокий уровень развития интеллекта личности спо­собствует профессиональному успеху менеджера.

Социальная подструктураличности — это особенности психики, связанные с фактором ее принадлежности к определенным общностям, и с обусловленной этим программой предписанного извне по­ведения. Элементами социального опыта являются: социальные роли, социальные нормы, социальные символы, ценностные ориен­тиры.

Социальные роли — это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и пред­писанные ей обществом в целом или конкретной общностью.

Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц. Социальные нормы — нормы-рамки и нормы-идеалы. Первые жестко регламентируют поведение и отношения людей, разновидностями их являются нормы-запреты, нормы-права, нормы-обязанности. Вторые — проецируют наиболее опти­мальные модели поведения на будущее.

Социальные символы — это средства внедрения и закрепления официально санкционированной и индивидуально-практичес­кой системы ценностей, сочетающие рациональное значение с высоким эмоциональным уровнем восприятия и переживания (гимны, памятники истории, флаги, портреты, статуи и т.п.).

Ценностные ориентиры — субъективное практическое отно­шение личности к социальным нормам, системе ценностей влияющих на мотивацию личности, концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни добра и зла и т.п.

На основе социального опыта менеджера вырабатываются умения, навыки, знания, привычки, т.е. портрет менеджера, его имидж.

 



2020-03-19 181 Обсуждений (0)
Социально-психологические ресурсы деятельности менеджера. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социально-психологические ресурсы деятельности менеджера.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (181)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)