Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека
ТЕМА: «ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ В СРЕДНЕЙ АЗИИ И УЗБЕКИСТАНЕ СО ВРЕМЕН ТЕМУРИДОВ ДО I -ой ПОЛОВИНЫ X I X ВЕКА» П лан
1.Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура . Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека . Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка . Этические взгляды Джами . Алишер Навои о воспитании и обучении . Развитие воспитания и образования в Бухарском эмирате, Хивинском и Кокандском ханствах . Обучение в мактабах и медресе . Обучение женщин-мусульманок грамоте Развитие культуры и просвещения в эпоху Амира Темура Амир Темур вступил на политическую арену Мавераннахра в середине XIY веке. Он с детства знал тюркский и таджикский языки и производил впечатление образованного человека. Хорошо знал историю тюрков, арабов, иранцев. Темур ценил любое знание, если оно приносило «практическую пользу» - это медицина, астрономия, математика и архитектура. В эпоху А.Темура возводились дворцы, мечети, мавзолеи, загородные сады, мастерские, дуканы, городские укрепления. В знак благодарности за то, что походы Темура помогли приостановить проникновение монголов в Европу, французы в XY веке поставили памятник А.Темуру. Он носил титул - Сохибкирон - счастливый (один из титулов владетельных государей в странах Востока). В период А.Темура традиционная мусульманская система образования включала две основные ступени: начальная - мактабы и средняя - медресе. Содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса оставались традиционными и серьезных изменений не претерпевали. Основать мактаб считалось делом богоугодным, потому что главная цель мусульманского преподавания - научить ребенка чтению Корана и необходимым молитвам. Свое отношение к роли воспитания народ выразил в пословице: «Дитя - драгоценность, но большая драгоценность - его воспитание». Учебных программ и расписание уроков в мактабах не существовало. Не было деления на классы в современном понимании. Ученики группировались в зависимости от изучаемых предметов: .«Тахтахона» - изучение алфавита, записанного на дощечку- тахту; . «Абджадхона» - чтеца «Абджада» - изучение числового значения каждой буквы (от единицы до тысячи); . «Хафтиякхона» - чтецы «Хафтияка» (1/7 части Корана); . «Коранхона» - чтение полного Корана и т.д. Детей не переводили из класса в класс, обучали поэтапно, в зависимости от пройденного материала. В некоторых городских школах обучали письму, элементарным действиям арифметики, географии, истории. Девочки обучались надому, у учительницы - бабахалфы, жены имама. В эпоху А.Темура появляются многочисленные медресе и как учебные заведения они сыграли важную роль в странах Востока. Функции медресе постепенно расширяются и превращаются в квалифицированные высшие учебные заведения, готовящие кадры для духовенства, государственных служащих и ученых. Педагогические идеи и деятельность Мирзо Улугбека Улугбек Мухаммад Тарагай (1394-1449) родился в г. Султании, на западе Ирана. Детские годы Улугбека прошли в военных походах его деда Темура. Став полновластным правителем государства, Улугбек организовал большие научные исследования, создав знаменитую астрономическую школу. Он приблизил к себе ученых, поэтов, архитекторов, пренебрегая при этом предписаниями религии. Это послужило причиной его трагической гибели в 1449 г. Совместно в творческом содружестве с выдающимися учеными, как Каши, Руми и Кушчи, создавал значительные научные труды. Им создан целый ряд научных трактатов. Это «Зидж»- астрономическое сочинение, «Трактат об определении синуса одного градуса» - математическое сочинение, «История четырех улусов» («Тарих-и арба улус») - исторический труд, сыгравший важную роль в историографии средневекового Востока. Улугбек высоко ценил разум, верил, что прогресс науки способствует развитию личности, его интеллекта. В своем эмирате построил три медресе: в Бухаре, Гиждуване и Самарканде. Учебные комнаты в них шире, светлее, стены красочно расписаны, соблюдались санитарные и гигиенические условия. Медресе принадлежали крупным феодалам или тем, кто имел вакуфные земли и в неурожайные годы студенты и преподаватели медресе испытывали трудности. Поэтому Улугбек сделал их государственными и ввел в бюджет государства. Медресе стало доступным для детей бедняков, снабжал их стипендией и одеждой. Срок обучения был сокращен до 8 лет, занятия проводились 5 раз в неделю. Улугбек пересмотрел содержание образования, ввел новые предметы в учебный план медресе. Учебный план медресе состоял из предметов: арабский язык, Коран, риторика, хадис, логика, законоведение, метафизика, математика, астрономия, медицина, география, история и литература. Реформы Улугбека потребовали создание новых учебников. Поэтому он и его сподвижники занялись созданием новой учебной литературы. По мнению Улугбека, учебники для медресе должны быть написаны в простой и доходчивой форме. Улугбек отменил систему индивидуального занятия и ввел метод «джамоа», близкий к классно-урочной системе. Общую лекцию читали большой группе шагирдов в количестве 70 человек, а практические занятия велись в малой группе из 10-15 человек. Важным методом обучения в медресе служили диспуты. Они оживляли занятия, побуждали шагирдов штудировать пособия, развивали находчивость, сообразительность, память, речь и логическое мышление. Лучшие выпускники медресе приглашались Улугбеком в обсерватории. С большой ответственностью он относился к подбору кадров мударрисов. Лично занимался комплектованием штата медресе, привлекал к преподавательской работе выдающихся ученых того времени. Он говорил: «… В лице шагирдов можно увидеть и мударрисов». Призывал учителей работать над собой, совершенствовать свои знания, педагогическое мастерство и сам он был примером для подражания: обладал энциклопедическими знаниями, умел мастерски излагать свои мысли. В медресе Улугбека была четкая организация учебного дня, строгое расписание занятий, обязательное как для шагирдов (учеников), так и для мударрисов (преподавателей), отмечалась посещаемость студентов. В своих учениях Улугбек огромное значение уделял вопросам нравственного воспитания. Особую роль отводил взаимоотношениям между людьми, считал основой нравственного воспитания формирования чувства дружбы и ответственности. Большое значение уделял трудовому воспитанию, с уважением относился к людям физически закаленным и крепким. Высоко ценил умение владеть оружием, ездить верхом и бороться. Философские, эстетические, общественно-политические и просветительско-педагогические взгляды и творчество Улугбека оказали большое влияние на дальнейшее развитие педагогической мысли Центральной Азии. Он был одним из первых реформаторов узбекской национальной школы. Почти 600 лет назад Улугбек высказал аксиому: стремление к просвещению - есть путь к процветанию государства. Современный опыт экономически развитых стран мира подтвердил эту замечательную мысль.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3807)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |