Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка



2020-03-17 548 Обсуждений (0)
Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка 0.00 из 5.00 0 оценок




Захириддин Мухаммед Бабур (1483-1530), основатель империи Бабуридов в Индии (империи Великих Моголов), оставил богатейшее литературное наследство: сочинения по законоведению, музыке, трактаты по военному делу и поэтике. Основным трудом является «Бабур-наме», газели и рубаи. Все свои труды он писал на узбекском языке.

«Бабур-наме» состоит из трех частей: 1 часть посвящена описанию политических событий в Мавераннахре в конце XI в.; 2 часть охватывает события, происходящие на территории Афганистана (Кабульский удел); 3-я часть описывает политические события в Северной Индии, географические данные страны, ее природные особенности, содержатся сведения о народах, населявших эту страну.

У Бабура много педагогических высказываний изложено в произведении «Мубайин», написано «Родительское послание» - этико-дидактическое наставление, содержащее рассуждения о воспитании и обучении.

В рубаи и газелях Бабура постоянно встречаемся с мыслями о дружбе, Родине, честности, добре и зле, почитании родителей, отношении к женщине, к религии, к богатству, о важности обучения, о воспитания, повторении себя в своих учениках.

Педагогические поучения Бабура блестяще раскрыты в прекрасном «Трактате об арузе», где автор дал подробнейшие наставления по правилам стихосложения. Это произведение - своеобразный эталон дидактики, где тщательно раскрываются в сопоставительном анализе узбекского и персидского языков законы фонетики, слогообразования, рифмосложения, смыслового акцентирования. Трактат снабжен историческими справками, примерами стихосложения известных поэтов Востока, подробной аннотацией используемой терминологии.

Литературная деятельность Бабура способствовала развитию узбекского языка. Он придавал большое значение правописанию, стилистике и произношению. Язык и стиль произведений очень самобытен, прост, лаконичен и народен. В нем полностью отсутствуют риторические ухищрения, свойственные его современникам.

Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта признана мировой востоковедческой наукой и его наследие изучается во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Этические взгляды Джами

Нуриддин АбдурахманДжами (1414-1492) родился в Хорджирде, в округе Джам, в Хорасане. Начальное образование получил дома и в медресе проявил себя как способный и трудолюбивый студент. Профессора Герата не могли удовлетворить его жажду знаний. Он отправился в Самарканд - тогда центр культуры и науки в Центральной Азии. Успешно закончив медресе Улугбека, Джами возвращается в Герат. Скоро Джами становится известным как талантливый поэт и автор ученых трудов. Независимый характер помешал Джами занять государственную должность или вступить в ряды официального духовенства. Он стал членом суфийского ордена Бахауддин Накшбанди.

Он обладал большими познаниями во многих науках, хорошо знал арабский язык, математику, логику, астрономию, космографию, право и был знатоком искусства. Им написан «Трактат о музыке» и оставил богатое наследие во многих областях науки и литературы.

Произведение Джами «Бахаристан» («Весенний сад») является одним из лучших педагогических памятников таджикского народа XY в. «Бахаристан» написан по образцу «Гулистана» («Цветника роз») Саади. Каждая из 8 глав называется «равза», т.е. сад. В них помещены рассказы и притчи, составленные из высказываний суфиев, поучений мудрецов о жизни, поведении людей, даны биографии поэтов.

По убеждению Джами, достоинство человека определяется не занимаемой им должностью, не богатством, а честным трудом:

Не золотом, не серебром прославлен человек -

Своим талантом, мастерством прославлен человек.

 

Джами уделяет много внимания вопросам воспитания и считает очень важным для молодого поколения овладение знаниями: знание освещает человеку путь в жизни и помогает ему преодолеть все трудности и препятствия, встречающиеся на его пути. Джами писал: «Раз занимаешься овладением наукой, старайся применить ее на практике. Ведь наука без практики - это отрава, которую нельзя пить». Целью овладения знаниями должна быть подготовка к тому, чтобы стать полезным для людей и подчеркивал значение практики для закрепления старых и получения новых знаний.

Джами призывал молодежь читать, любить и ценить книгу. Через книги передается весь жизненный опыт и вся мудрость старшего поколения, поэтому книга - самый близкий друг человека.

Высоко оценивая значение и труд учителя, Джами в «Книге мудрости Искандера» рассказывает о мальчике, который учителю воздает почести больше чем отцу. Идеальным учителем Джами считает воспитателя Александра Македонского Аристотеля.

Джами верил, что при помощи воспитания можно сформировать такие человеческие качества, как гуманизм, чувство дружбы и товарищества, скромность, правдивость, щедрость и трудолюбие. Он продолжал гуманистические традиции своих предшественников.



2020-03-17 548 Обсуждений (0)
Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вклад Захириддина Бабура в развитие узбекского языка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)