Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диалог (аргументация и диалог)



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Диалог (аргументация и диалог) 0.00 из 5.00 0 оценок




В переводе с греческого диалог -- это разговор между двумя или несколькими лицами, форма устного общения между ними, которая может быть закреплена в письменном виде. Диалог -- отнюдь не простая, как кажется на первый взгляд, а довольно сложная, наполненная многообразным содержанием, специфически человеческая форма взаимодействия, тесно связанная с пониманием.

Именно в диалоге осуществляется взаимопознание и взаимопонимание субъектов, каждый из этих двух субъективных миров в этом процессе раскрывает свои смысловые глубины. Значимость диалога в разрешении многих проблем современности несомненна.

Возникновение диалога как формы совместного поиска истины было обязано развитию античной диалектики и риторики. Признанным мастером ведения диалога и даже основоположником этой формы аргументации считается Сократ, который не оставил письменных текстов, но о сущности его метода мы можем судить по сочинениям его великого ученика Платона. Большая часть сочинений Платона, как известно, написана в форме диалогов, в которых выразителем идей автора является Сократ. Сам Сократ вел свои диалоги с добровольными слушателями преимущественно на нравственные и политические темы в устной форме вопросов и ответов. Поэтому его метод часто называют методом вопросов и ответов. Но такой метод отнюдь не сводится к простой постановке вопросов и получению на них однозначных ответов.

В научном исследовании главным образом применяется поисковый диалог. Применяется для поиска истины. В этих целях кроме тщательного анализа данных наблюдения и результатов экспериментов широко используются эвристические способы и принципы исследования. Очевидно, что указанный диалог применяется главным образом в рамках научного коллектива, проводящего определенное исследование. Более широкий характер такой диалог приобретает при обсуждении актуальных и перспективных научных проблем на международных и национальных конгрессах, конференциях и симпозиумах. По своей организационной форме диалоги в науке приобретают характер дискуссий и диспутов, которые нередко сопровождаются резкой полемикой защитников разных программ и точек зрения.

 

14. Эмпирические методы научного познания.

Метод - совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

В зависимости от роли и места в процессе научного познания можно выделить методы формальные и содержательные, эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и изложения и т. п.

В структуре метода имеются три элемента, в частности, чёткое видение проблемы. Идеальные свойства метода: отсутствие произвола, чёткая направленность на достижение цели, плодотворность, надёжность, экономичность. Метод направлен на обнаружение, а не на. Разница: обнаруживаемое предусмотрено, а открываемое -- нет. Однако метод -- неявное знание, и может включать творчество.

Методы научного познания делятся на эмпирические, теоретические (в соответствии с уровнями научного познания) и общие.

Эмпирические методы :

1. Наблюдение -- получение знания с помощью чувственных восприятий. Характеризуется пассивностью субъекта и простотой. Научное наблюдение -- целенаправленное, организованное восприятие, ограниченное предметной областью и задачей исследования и характеризующееся определёнными формами фиксации результатов.

Научное наблюдение должно быть объективно (никакой «отсебятины» и не скрывать никаких результатов) и соответствовать интерсубъективному опыту. Наблюдение включает объект, субъект, технические и технологические средства и концептуальные средства (теории, модели). В силу принципа относительности наблюдаемое не абсолютно естественно.

Классификация наблюдений.

1. По объекту:

 - инспективные -- направленные на внешние объекты (естественные науки);

 - интроспективные -- направленные на субъект (социогуманитарные науки).

2. По прямоте:

 - прямые -- непосредственные наблюдения объектов;

 - косвенные -- наблюдения результатов взаимодействия объекта со средой и с другими предметами.

3. По характеру:

 - качественные -- наблюдения качественных характеристик и свойств;

 - количественные -- связанные с измерениями.

(Качественные характеристики подчёркивают специфичность и уникальность процесса или явления, а количественные -- общность, соизмеримость.)

Функция наблюдения состоит в получении фактуального материала (данных), который, получая концептуальное оформление, становится фактом.

2. Эксперимент -- активный, целенаправленный способ познания, при помощи которого в специально созданных и контролируемых условиях исследуются явления действительности. По структуре и существу эксперимент не отличается от наблюдения, разница разве лишь в том, что эксперимент ставит своей задачей и создание специальных условий для протекания процесса.

Классификация экспериментов.

1. По характеру:

 - качественные -- выявления факторов без количественных параметров;

 - количественные -- точные измерения всех факторов, влияющих на поведения изучаемого объекта или процесса.

2. По цели: подтверждающие, поисковые.

3. По форме:

 - реальные -- обращающиеся к исследованию характеристик объективной действительности;

 - мысленные -- обращающиеся к исследованию идеализированной концептуальной действительности. Первый в науке мысленный эксперимент произвёл Галилей: падение тела в отсутствии сопротивления среды.

4. По предметной области (физические, химические и т. д.).

Главная функция эксперимента -- подтверждение или проверка теории. Но эксперимент может носить и поисковый характер. Бывают стихийные эксперименты -- например, революции.

Социальные эксперименты имеют особенность: они могут вызвать ужасные необратимые изменения объектов. Поэтому к ним предъявляются следующие требования:

перевод объекта в новое состояние не должен нарушать его функционирования;

эксперимент должен способствовать оптимизации функционирования объекта;

отрицательные последствия должны быть обратимыми;

потери объекта должны быть минимальными.

 

15. Теоретические методы научного познания.

В первой половине XX века традиционно считалось, что наука базируется на опытно-индуктивном методе. Однако нет непосредственной связи опытных данных с теорией. Бэкон: индукция не может и не должна быть полной. Если бы теории следовали из данных, они не были бы нужны. Общие утверждения как правило следуют из частных.

1. Гипотетико-дедуктивный метод. Выдвигается и принимается в качестве истинного максимально общее положение, не связанное с эмпирической базой. Оно принимается в качастве аксиомы (становится исходно истинным) Из него формально-логически выводятся частные положения (дедукция). Так получается иерархия гипотез, и если гипотезы низкого уровня подтверждаются эмпирическими данными, то косвенно подтверждаются и гипотезы высокого уровня. Гипотетико-дедуктивный метод начал интенсивно применяться в науке в XVII-XVIII веках (Галилей, Ньютон).

Дедукция основана на формально-логической процедуре. Мы из общих посылок делаем частные выводы и заключения. Сочетаем общее с частным и делаем выводы. Пример: все люди смертны, а Сократ -- человек.

2. Метод математических гипотез (математической экстраполяции). Математические средства могут использоваться как описательные (например, Ньютон использовал дифференциальные уравнения для описания механических закономерностей) и как эвристические (характерно для современной науки). Метод математических гипотез относится к последней возможности и состоит в переносе закономерности, выраженной математическим уравнением, из известной области в неизвестную путём видоизменения уравнения. Это позволяет вывести целый ряд следствий, который можно проверить экспериментально.

3. Метод аксиоматизации. Из исходных общих положений (аксиом) логически выводятся следствия в виде лемм, теорем и законов. Впервые аксиоматический метод успешно применил Евклид. Первоначально требовались наглядность и самоочевидность аксиом, но появление неевклидовых геометрий привело к новым требованиям: непротиворечивость (не выводятся противоположные предложения), полнота (любое положение доказывается или опровергается), независимость (нет выводимых аксиом). Метод аксиоматизации позволяет систематизировать научную теорию.

4. Метод формализации. Основан на том, что содержание и форма мысли не всегда совпадают. Для выделения формы используются заменители -- знаки. Выделяют логическую и нелогическую формализации. Формализуемость классической математики не удалось доказать (эту задачу поставил Гильберт), однако теории с простой логической структурой и небольшим запасом знаний (например, исчисление высказываний, узкое исчисление предикатов, элементарная геометрия) формализуемы. Метод формализации позволяет систематизировать научную теорию.

5. Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Появился в работах Гегеля и Маркса. Здесь абстрактное -- неполная характеристика, а конкретное -- полная. То есть метод состоит в восхождении от малосодержательных представлений к всеобъемлющему, полному знанию. Например, у Маркса: закон эквивалентного обмена товар, стоимость цена, прибавочная стоимость, заработная плата капитал. Метод восхождения от абстрактного к конкретному используется в современной физике.

 

16. Проблема истины и ее критериев. Основные концепции истины.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим реальность такой, какой она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина ограниченна, т.к. отражает объект не целиком, а в известных пределах, которые постоянно изменяются и развиваются. Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Т.о. все развитие человеческого познания, в т.ч. науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называется абсолютной истиной. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и т.д. Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть, как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Истина исторична. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограниченно-верное знание о чем-либо. Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени..., в которых они сформулированы. Суждение, верно отражает объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах. Что дает людям гарантию истинности знания? Критерии истины: Декарт, Спиноза, Лейбниц - критерии истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Выдвигался и такой критерий истины, как общезначимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Существует и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают (полезные). Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представления о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные. Критерий истины заключается в практике. Именно в практике должен человек доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов мышления гласит: некое положение является истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выражается термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практическом действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. “Атом неделим” - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.

17. Динамика научного поиска. Механизм и структура процесса научного творчества.

Прогресс науки наиболее очевиден в периоды научных революций (радикальных изменений в картине мира), которым характерен переход от одного стиля мышления к другому. Бор выделял три стиля мышления: антропоцентрический -- мир как человек, субъект и объект не были разделены (античность, Средневековье), ньютоновский -- что есть мир сам по себе и какое отношение он имеет к нам и мы к нему, современный -- связанный с квантовой революцией (квантовая механика).

Существенные черты и механизмы научного творчества:

1. Множественность и многомерность. В научном познании задействованы многие субъекты и объекты (например, несколько учёных, школ, несколько поисковых полей). Одна и та же задача может решаться разными школами или учеными. Но они могут выбирать различные данные и опираться на различные положения и каждый может выбирать свой путь решения проблемы. Но могут возникать и различные результаты.

Множественность путей исследования возможна при наличии общих предпосылок. Это возможно, когда недостаточно эмпирических данных.

Многомерность и множественность характеризует и методологию познания: возможны различные методы и приемы решения задачи.

2. Конвергенция и дивергенция. Обусловливает разносторонность восприятия объекта, которая, в свою очередь, приводит к синтетическому результату (конвергенция). Пример: эволюционная доктрина -- жизнь есть продукт исторической эволюции.

Напротив, ориентирование на одноплановость исследования, абсолютизация плана и данных и пресечение или ограничение возможности учёта других данных и теоретических моделей ведут к нескольким, различным результатам (дивергенция). Примеры: астрономические парадигмы Птолемея и Коперника, позиции Бора и Эйнштейна в отношении принципа неопределённости. Дивергенция в области теоретичеких результатов может привести к дивергенции на эмпирическом уровне. Эксперементальные исследования могут приводит к различным результатам, но критерием истинности положения служит конечный эмпирический базис. Дивергенция результатов переходит в дивергенцию тех научных дисциплин, которые изучали разные стороны или аспекты явления.

3. Кумуляция, элиминация и генерирование. Кумуляция -- постепенное накопление более или менее однородных знаний. Затем решается, какие результаты остаются и какие отбрасываются. Кумуляция и элиминация оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на науку, поскольку может формировать как истинный, так и ошибочный результат. Элиминация может не только избавить от ошибочных знаний, но может исключить и ценные научные результаты, которые надо будет возвращать. В итоге получается генерализирующий результат, на основе которого формируется и развивается множественность поисковых полей. Итак, кумулятивный рост знания и генерирование новых знаний являются определяющими механизмами познавательного процесса.

4. Дискуссия и диалог. Они связаны с кумуляцией и генерированием. В результате рождается общее решение или побеждает одна теория. Дискуссия -- способ публичного выражения и обоснования противоположных позиций, конкурирующих школ, точек зрения и направлений. Дискуссия осуществляется преимущественно в форме публикаций. Диалог -- форма непосредственного разговора между двумя и более лицами. В науке диалог осуществляется путем взаимодействия различных, но не соперничающих точек зрения.



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
Диалог (аргументация и диалог) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диалог (аргументация и диалог)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)