Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения



2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Введение

1. Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения

2. Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи

Заключение

Список литературы


Введение

 

"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется, прежде всего, потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Ему посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом. До нас дошли его многочисленные рисунки и чертежи с проектами токарных станков, прядильных машин, экскаватора, подъемного крана, литейного цеха, гидравлических машин, приспособлений для водолазов и т.п.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на искусство.


Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения

 

Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность - будь то в искусстве, политике, технике и т.д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды - политические деятели, дипломаты, филологи, поэты.

Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок.1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов. "Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви".

Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму.

Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

Важная черта гуманизма - антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла - "О монашеском обете". Служителей церкви также подвергают критике Боккаччо и др.

В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем.

Гуманистическое движение зародилось во Флоренции. В начале XIV в. город был крупным политическим, торговым, финансовым и культурным центром. В городе со стотысячным населением было около 18 тыс. домов. Около десяти тысяч школьников посещали начальные школы, около тысячи - коммерческие школы и примерно шестьсот - "гимназии" при церкви (такие данные приводил Джованни Виллани), около половины мужского населения могло получить школьное образование.

Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (1265-1321), в произведениях которого ("Божественная комедия", "Пир", "О монархии") гуманисты видели источник своих настроений и идей. Данте подчеркивает, что "из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо". Он выдвигает новую идею - о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству "вечной", посмертной жизни; но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте говорит, о том, что судьба "благородного человека" не предопределена рождением его в том или ином сословии и должна складываться на основе стремления "к доблести и знанию".

Рождение гуманизма как системы мировоззрения, построенного на принципах, во многом противоположных основам христианской идеологии, большинство исследователей относит к XIV в., связывая его с Франческо Петраркой (1304-1374). Исследователи считают его подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни - в Италии.

Петрарка остро чувствовал современную политическую ситуацию Италии, переживая трагедию его раздробленности. Он считает, что главная сила человека - его разум, это первый удар по католической морали. Благородство человека зависит не от знатности его, а от его добродетели, этот тезис Петрарка развивает в трактате "О превратности судьбы".

После смерти Петрарки, в последнее десятилетие ХIV в., знамя итальянского гуманизма било поднято Флоренцией, которая стала главным центром развития новой культуры и идеологии на протяжении всего последующего столетия. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати блестяще сочетавший занятия наукой с политической деятельностью, "с широкой идейной платформой, в которой главным было понимание гуманизма, как комплекса культуры, необходимого для формирования нового человека. Отсюда признаки высокой практической роли этики для воспитания человека. Салютати пришел к утверждению, что царство милосердия и мира, люди могут создать на земле в упорной борьбе и труде".

Салютати воспевает свободу как необходимое проявление воли человека. В рассуждениях Салютати Бог выступает не как главный творец благ на земле, а лишь как гарантия создания этого блага усилиями людей. Сам Салютати более чем 30-летним служением Флорентийской республике на посту ее канцлера заслужил славу истинного гражданина и патриота.

Леонардо Бруни (1370-1444) стал приемником Салютати. Его основным тезисом был: только гуманистическое образование, система гуманитарных знаний могут и должны формировать цельного человека. Образование должно быть всесторонним, равно соответствующим духовным и физическим качествам человека. Бруни, следовательно, всецело принимает идею гармоничного развития личности. Самое высокое место в системе наук занимает философия. "Знания теоретические, без знания действительности, как бы велики они не были, если они украшены блеском литературных сведений будут казаться лишними и темными".

Свои труды "Похвала городу Флоренции" и "История Флоренции" Бруни, будучи убежденным сторонником республики, посвятил Флорентийской республике. Леонардо Бруни и Колюччо Салютати вошли в историю итальянского гуманизма как провозвестники идей гражданственности и республиканизма. Их вдохновляла философия древних.

В первой половине ХV в. гуманистическое образование становится достоянием высших слоев общества. Однако складывающееся гуманистическое мировоззрение с самого начала было выше породивших его слоев - светский характер и рационалистические принципы, утверждаемые гуманизмом, придали ему гораздо большую значимость.

Высокая оценка разума рождала новое понимание структуры знания и иерархии наук. Подчеркивание первостепенной этической ценности звания повлекло за собой иное решение проблемы созерцательной и активной жизни по сравнению с тем, которое сложилось в гуманистической этике предшествующего периода. Снималось само противопоставление активности гражданской жизни "созерцательности" ученых занятий. Наука обретала общественную значимость. В этом смысле можно говорить о развитии гуманистической мысли второй половины XV века, гражданственной направленности, свойственной движению за новую культуру предшествующего периода. В то же время идеал мудреца, утверждавшийся в гуманизме последних десятилетий ХV в., стал отражением кризиса идей гражданской этики, порожденного началом кризисных явлений в социально-экономической и, особенно, политической сфере.




2020-03-17 267 Обсуждений (0)
Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (267)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)