Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи



2020-03-17 328 Обсуждений (0)
Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской (католической) религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла вразрез с официальным учением церкви, противопоставлявшим творца созданному им миру.

Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию - все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций. Сложившись как целостное мировоззрение - несмотря на наличие разных идейных направлений, - гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художника титана Микеланджело.

"Во всей истории Возрождения невозможно найти явления, более решительно и непримиримо противостоящего всяческой пассивности, чем творчество неистового Микеланджело. На все века оно осталось трубным гласом, будящим человека, зовущим его к деянию, к борьбе, к героическому подвигу. Невозможно представить себе ничего более далекого от созерцательного идеала платоников".

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности". И далее: "Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую.", но конкретное чувственное познание мира - лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно недавно были найдены так называемые мадридские кодексы Леонардо да Винчи, содержащие его наблюдения и изобретения в различных областях знания. Последователи были поражены глубиной научно-технического предвидения великого флорентийца. В XV веке он разработал идеи, нашедшие воплощение лишь через триста-четыреста лет, а некоторые стали осуществимыми только в наши дни. Его рисунки - чертежи настолько точны, что позволили сотрудникам Национального музея науки и техники в Милане изготовить модели ряда изобретений великого флорентийца: водяную пилу с автоматической подачей бревна, винторезный станок, копёр, лебедку, станок насекания, напильники; а совсем недавно, по точному рисунку ученого американская фирма стада выпускать полистиреновые водоходы.

Отстаивая новый метод познания, учений утверждал, что ошибки никогда не рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: "опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти".

По убеждению Леонардо, опыт - лучший учитель и его не заменят никакие книги: "мудрость есть дочь опыта". "Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, - призывал он, - которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы".

Практика, по убеждению ученого, "должна быть основана на хорошей теории".

"Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса".

Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел в математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы. "Никакой достоверности нет в науке там, - утверждал он, - где нельзя приложить ни одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой".

леонардо возрождение гуманизм реалистический

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека.

В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, - замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".

Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен: "Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными".

Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания - естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

Леонардо к неоплатонизму остался равнодушен и пошел совсем иным путем. Он строил свои умозаключения на натуралистических - естество-испытательных и художественно-реалистических принципах, а не на платонических - мистических. Величие Леонардо состояло в том, что он первым понял недостаточность этического освоения действительности и, исходя из этих же гуманистических посылок начал борьбу за познание и подчинение природы человеку. По всей видимости, натурфилософский гуманизм в XVI в. - это, в сущности, третий заключительный этап развития гуманистического мировоззрения: "здесь оно получает завершение и исчерпывает себя".

Культ разума, знания и творчества, окрасивший главное содержание гуманистической идеологии в Италии, расчищал путь свободному развитию, скованному тысячелетним господством религии и теологии в средине века. Естествознание уже в ХVI в. сделало первые шаги в сторону действительной науки. Гуманизм продолжил светские тенденции в развитии идеологии и искусства, наметившиеся в Италии еще в ХII-ХIII вв., и утвердил право на существование самостоятельной светской культуры. В этом можно видеть одно из главных достижений гуманизма и Возрождения в Италии.


Заключение

 

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Философия эпохи Возрождения прежде всего ярко отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.

Если говорить о представителях этой эпохи, то деятели Возрождения, обычно упоминаемые как представители гуманизма, почти всегда являются последовательными платониками, однако с либерально - индивидуалистическими и свободомыслящими выводами для науки, морали и общественно-политической теории, час то с антицерковными взглядами, но с выдвижением на первый план простоты первоначального христианства.

Легендарная слава Леонардо да Винчи прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: "Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит". Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.

Искусство - это философия, которая питается двусмысленностью, дочерью невыразимого, подражает природе не ради повторения, а с целью создать "великое творение" разума и утопии, сделать воображаемое более конкретным, а реальность более абстрактной, дабы плоды ума получили подтверждение и обрело зримый облик то, что "что иначе не было таковым". С помощью аналитического рисунка художник познает бесконечные "явления, которые никогда не поверялись опытом".

Искусство Леонардо оказало огромное влияние на итальянскую живопись. Считается, что Леонардо да Винчи является воплощением идеала "универсального человека" Возрождения.


Список литературы

 

1.  Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Просвещение, 2009 - 427 с.

2. Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. - СПб., 2008. - 368 с.

.   История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред.В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2007. - 612 с.

.   Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. - 370 с.

.   Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

.   Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - 356 с.

.   Философия / под ред.В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эрудит, 2009. - 357 с.

.   Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова.7-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.



2020-03-17 328 Обсуждений (0)
Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)