Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика социализации ребёнка



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Специфика социализации ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.

В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление– все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы – сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.(73)

Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей.(19,16)

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Исследователи дошкольного возраста подчёркивают, что основные пути интериоризации в развитии ребёнка связываются с опроизволиванием большинства психических функций в этом возрасте, а также эмоциональной и чувственной составляющими познания ребёнка в образовательном процессе (А.В. Запорожец, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

Ребёнок рассматривается преимущественно с позиций освоения социокультурного опыта (10, 49, 64, 70) , в то время, как взрослый вступает во взаимодействие с миром, - отсюда главная линия развития ребёнка – «не столько постепенная социализация, вносимая в ребёнка извне, сколько постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребёнка» (64, с166.).

Освоение ребёнком общественных отношений (49) наряду с овладением общественно выработанными способами анализа окружающей действительности (56), являются важными компонентами становления личности ребёнка.

Необходимо выделить общие моменты в характеристики личности ребёнка:

- наличие сознания;

- личность как качественный уровень психического развития;

- социальная сущность и детерминированность личности;

- произвольность (воля) в управлении собой при соотнесении с предметным миром и окружающими людьми.

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Социализация индивида рассматривается в понятиях: «социальная ситуация развития», «ведущий вид деятельности», «личностные новообразования», «кризис». Причём характеристика возраста рассматривается в континууме всего развития: взаимообусловленности и взаимодействия этих параметров в смежных возрастах (предшествующих и последующих).

В культурно-исторической концепции психическое развитие ребёнка предстаёт как «обретение им свободы, как эмансипация от окружающей среды, как утверждение самостоятельности при всё более содержательной близости со взрослым, то есть именно как развитие личности». (37,с.65). Развитие понимается как саморазвитие в ходе овладение ребёнком с помощью средств собственным поведением и психическими процессами, как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. При этом ступени – суть возрастные периоды психического развития – выступают качественно своеобразными вехами формирования детской личности.

Структура детской личности рассматривается в единстве аффекта и интеллекта (Л.С. Выготский, Г.Г. Кравцов), во взаимодействии психического и личностного развития (С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), волевого и произвольного компонентов (Е.О. Смирнова, Г.Г. Кравцов) и представлена следующими сферами:

- аффективной сферой (эмоции);

- интеллектом (познавательная сфера);

- волей, обеспечивающей единство аффекта и интеллекта (36).

Детство, как особая культурная реальность и пространство развития человека, с точки зрения социального статуса отлично тем, что именно на период детства приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

– адаптации к социальному миру;

– интеграции и принятия социального мира как данности;

– дифференциации – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Направленность и достижения человека, осуществляющего процесс социализации, связаны с обретением нового качества на каждой стадии освоения культуры. Выделяются такие стадии и соответствующие им приобретения человека, как стадия онтогенеза (развитие субъекта), персоногенеза (становление личности) и культурогенеза (появление индивидуальности).

Каждая стадия социализации ребёнка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития – сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество.

Достижения социализации связаны с культурогенезом детства - результатами освоения мира культуры и становления мира ребёнка в единстве интериоризации и экстериоризации.

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза детства – адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

В современной литературе представлено три точки зрения на социализацию и её информационную основу:

1) традиционная: социализация рассматривается как процесс адаптации к окружающему миру, приспособление – главное средство и цель социализации;

2) интеграция: социализация трактуется как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе (И.С. Кон);

3) индивидуализация: социализация как процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой (А.В. Мудрик).

Данные подходы к процессу социализации можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации).

Механизмами смены этапов развёртывания индивидуальной сущности человека выступает его творческая способность изменять окружающее в большей степени, чем самого себя и рефлексивная способность видеть себя в соотнесённых ситуациях прошлого, настоящего и будущего. В первом случае говорится о проблематизации и творчестве, во втором – о диалоге и рефлексии.

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребёнка и взрослого. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребёнка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребёнка во взаимодействии (при посредничестве) со взрослым. Здесь важно учитывать два специфических условия: во-первых, ребёнок изначально социален (т.е. максимально «зависим», нуждается во взрослом); во-вторых, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определённой социальной незрелостью ребёнка (не сформированы устойчивые социальные установки, недостаток объёма социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребёнку быть эффективным во всех проблемных ситуациях.

Освоение культуры осуществляется ребёнком при посредничестве взрослого. На этом этапе начинает реализовываться принцип событийности, складываются особые детско-взрослые отношения.

Усвоение культуры характеризует достигнутый и достигаемый уровень персоногенеза, когда ребёнок овладевает взрослым, как представителем культуры.

Присвоение культуры связано с репродукцией культурных образцов и вообще содержания культуры во всех сферах жизнеосуществления ребёнка.

Культуротворчество характеризует высший уровень развития ребёнка и содержательно связан с функционированием воображения в процессе творческой активности ребёнка и созданием субъективно или объективно нового содержания культуры.(51)

Культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится объектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребёнок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребёнок не только присваивает. Но и творит культуру. «Все достижения человечества, - пишет Н.Н. Поддьяков, - вся его культура – это результат поисковой деятельности…Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

Культуротворчество состоит в порождении ребёнком «исторически новых универсальных способностей, новых форм деятельного отношения к миру, новых образов культуры по мере освоения креативного потенциала человечества». (В.Т. Кудрявцев)

Завершённость культурогенеза и его качество напрямую зависят от характера фасилитации взрослыми развития ребёнка.

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Процесс социального развития дошкольников предполагает не только и не столько усвоение ребёнком культурных ценностей, сколько становление собственного отношения к нему, преобразования и трансформации культурных ценностей в собственные межличностные достижения.

С точки зрения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского социализация – присвоение индивидом общественного опыта, культуры, так называемое «окультуривание» ребёнка через взаимодействие с носителем социального опыта – взрослым. При этом опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определённых индивидуальных достижений. В этом смысле само понятие и определение опыта указывают на его информационную природу: представления, полученные ребёнком в процессе знакомства с социальным миром, перерастают в знания – факт адекватного представления об окружающих событиях и явлениях. Знания являются основой выработки умений и навыков практической деятельности, опредмечиваются в них. В свою очередь, опыт практической деятельности, формируемый на основе реализации совокупности умений и навыков, служит предпосылкой для развития творческой деятельности детей.

Таким образом, факты окружающей жизни, присваиваемые ребёнком, встраиваются в его картину мира и способствуют образованию целостной концепции жизни и своего места в ней, что может быть принято за компоненты самосознания и мировоззрения ребёнка дошкольного возраста.

Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка – это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

Следовательно, социализация есть единство экстериоризации (воспроизводство, продуцирование культуры) и интериоризации (впитывание, усвоение культуры).

На начальных этапах социального развития человека направление вхождения культуры в мир ребёнка будет доминировать над процессами распредмечивания его жизненных сил: именно представления и знания о социальной действительности будут служить тем базисом, с опорой на который ребёнок, присвоив и усвоив социальное содержание из позиции субъекта деятельности, самостроительства, сможет преобразовывать окружающее, творить культуру, осуществлять себя как человека.

Процесс социализации ребёнка и знакомство его с культурой происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

1) в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;

2) взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;

3) социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);

4) социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых – комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Факторы, влияющие на процесс социализации ребенка.

Фактор (в отличие от условий) – существенное обстоятельство, движущая сила и причина. Особое место в ряду факторов социализации занимает система воспитания подрастающего поколения. Общество через институты оказывает массовое, коллективное, групповое и индивидуальное воздействие на каждого ребёнка.

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием различных факторов, что подтверждается многочисленными исследованиями по социальной педагогике, социологии. К числу факторов социализации человека относят:

- микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум;

- мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры,СМИ, типа поселения(мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село – большое, среднее, малое);

- макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определённая социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности);

- мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека (53).

Микрофакторы (семья, сверстники, воспитатели) – самые весомые в первичной социализации ребёнка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребёнка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание. усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками.

Мезофакторы (язык, национальный характер, темперамент менталитет, традиции, обычаи, «народное воспитание», климат, география, тип поселения, питания) играют немаловажную роль в освоении социального мира. Реализация механизмов социализации через передачу опыта родителей, близких позволяет ребёнку усваивать этнокультуру.

Макрофакторы (демографические, экономические, социально-политические процессы) глобально детерминируют ход и направленность социализации, происходящей на фоне интеграционных процессов в мировом сообществе.

Мегафакторы (Земля, космос, планета, мир, Вселенная): в настоящее время увеличивается количество угроз (вызовов) человечеству. Данное обстоятельство оказывает опосредованное влияние на процесс социализации подрастающего поколения. Определяет основные мировоззренческие установки и идеалы человечества на современном этапе его развития.

Действие перечисленных факторов порождает ряд противоречий в индивидуальном и социальном планах развития ребёнка. Одно из основных противоречий – «противоречие между возросшими физиологическими и психологическими возможностями ребёнка и сложившимися ранее видами взаимоотношений с окружающими людьми и формами деятельности"»(31,с.232). Данное противоречие фиксирует острое несоответствие между наличным уровнем развития и требованиями окружающей обстановки, между желаемым (возможным) и действительным (состоявшимся), между образом мира и образом жизни человека.

Разрешение возникающих противоречий позволяет ребёнку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться. Отечественная традиция в психолого-педагогических исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка – деятельность и общение – стихийные и организованные виды активности ребёнка. Они, в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов становления личности ребёнка.

Основные механизмы социализации связаны с деятельностной компонентой в развитии человека и их действие обусловлено характером взаимодействия и отношений ребёнка с окружающими, влиянием окружающей социальной и природной среды, наличным индивидуальным опытом ребёнка, культурой общества.

К ведущим феноменам социализации, по мнению Н.И. Шевандрина, следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций (78, с.39).

Н.И. Шевандрин, Р.С. Немов определяет несколько социально-психологических механизмов социализации (78, с.39-40):

- идентификация – отождествление индивида с некоторыми людьми и группами, что позволяет ему эффективно усваивать социальное содержание опыта;

- подражание – сознательное или бессознательное воспроизведение индивидом модели и опыта поведения других людей;

- внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, чувств и поступков людей, с которыми он взаимодействует;

- социальная фасилитация – стимулирующее (облегчающее, продвигающее) влияние поведения одних людей на деятельность других людей, в результате чего деятельность последних протекает интенсивнее;

- конформность – осознанное расхождение во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Можно выделить ряд психологических механизмов социализации (по Н. Смелзеру):

- имитация – осознанное стремление ребёнка копировать определённую модель поведения;

- идентификация – усвоение детьми моделей поведения родителей как своих собственных;

- стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей;

- чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей.

Социализация личности ребёнка происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов, и каждый ребенок, наряду с чертами, обусловленными непосредственным окружением, аккумулирует в себе многообразные культурно-исторические ценности, с данным окружением непосредственно не связанные. Это имеет большое значение, так как чем глубже и шире культурно-историческая перспектива личности, тем богаче и разностороннее она сама, тем менее зависит от своего непосредственного окружения (оно может быть различным и не всегда благоприятным) в определении своих жизненных перспектив.

Одним из аспектов социализации является социальное развитие личности ребёнка. Социальное развитие, понимаемое в философии как процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Социальное развитие представляет собой сложное и противоречивое явление, согласно концепции Д.И. Фельдштейна – постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон – социализации и индивидуализации. Социализация выступает здесь как присвоение ребёнком норм человеческого общежития, а индивидуализация – как постоянное открытие, утверждение (понимание, отделение) и формирование себя как субъекта.

Концепция Д.И. Фельдштейна в отношении сущности социализации, характеризуется не только уровнем освоения растущим человеком всеобщего социального во всей сложности и широте его определения (включающего нормы конкретно-исторического общества и через них – нормы человеческих связей, отношений, весь мир культуры, духовного производства), но и степенью социальной «самости» индивида.

Социализация и индивидуализация как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, порождают соответствующие сложности самодетерминации, самоуправления личности

Процесс социального развития как результата социализации-индивидуализации не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению, так как, во-первых, он происходит в условиях изменяющегося социального бытия, а во-вторых – предполагает реализацию субъектной, творческой позиции человека.

Социальное развитие осуществляется в социокультурном пространстве в ходе приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения. В нём приобщение к культуре, как системе открытых проблем, и её освоение, и созидание связаны с реализацией субъектной самости индивида и его культуротворческой функции.

Детское творчество – процесс открытия ребёнком новых смыслов осваиваемых культурных ценностей, с одной стороны, может быть креативным (отличаться субъективной новизной), с другой стороны, творческим (отличаться объективной новизной): его результатом будет определённое мотивационно-ценностное отношение ребёнка к культуре.

Рассматривая смену этапов как линейную и дискретную траекторию развития ребёнка, необходимо отметить, что достижения присоединения и культуротворчества невозможны без специально организованного взаимодействия ребёнка и взрослого, чему предшествуют педагогическое воздействие в процессе образования.

Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.

Эффективность социального развития как результата социализации-индивидуализации обусловлена действием различных факторов. В аспекте педагогического исследования важнейшим из них является образование, цель которого – приобщение к культуре, её воспроизведение, присвоение и сотворение. Социальное развитие возможно только тогда, когда человек не только повторяет сложившийся и построенный на основе культурных ценностей социальный опыт предшествующих поколений, но дополняет и углубляет творчеством нового.

По мнению С.И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребёнок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия.

В основу развития и образования ребёнка положен принцип целостного преобразования личности, где каждый этап характеризуется не отдельными изменениями, а преобразованиями строения всей личности: системы отношений, структуры сознания, мотивационной сферы путём комплексного педагогического воздействия (67).

М.И. Лисина полагает, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в точках взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трёх линий развития – отношений к себе, к окружающему предметному миру и людям (49).

Социальная ситуация развития, содержащая противоречия и движущие силы, реализуется в ведущем виде деятельности. Такая деятельность обусловливает основные психические изменения личности ребёнка – появление возрастных новообразований литического периода, которые в кризисе определённого возраста опроизволивают центральную функцию, что является новообразованием критического периода.

Кризис характеризуется революционными изменениями в психике ребёнка. С точки зрения В.В. Давыдова психологические новообразования кризиса носят личностный характер. (19). Вследствие этого происходит перестроение социальной ситуации развития и динамика смены возраста: на основе противоречий – движущих сил, связанных с переходом от одной стадии развития к другой. Освоение нового способа действия и поведения, способных перестроить существующую систему отношений ребёнка с миром. Свидетельствует о базовых приобретениях возраста и смене возрастного этапа развития. Социальный опыт играет в данном процессе ведущую роль.

Для понимания сущности и специфики процесса социализации ребенка-дошкольника необходимо обратиться к характеристике дошкольного периода.

Предшествующие события – прямохождение и речь; личностное новообразование – выделение «системы Я» рождают у ребёнка потребность действовать самостоятельно. Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных желаний, хотений, субъектом собственных действий. К этому времени «ребёнок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми» (70, с.233) . Это характеризует начало бурного развития детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. Ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию, «которая разворачивается не во внутреннем идеальном плане, как акт самоанализа, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми» (70,с.235)

Всё это порождает новую социальную ситуацию развития – уникальное отношение ребёнка с взрослым, складывающееся в данном возрасте и субъективно переживаемое им, определяющее специфику и качественное своеобразие возраста. Социальная ситуация развития фиксирует своеобразное, динамическое единство (равновесие) внешней среды и внутрисубъектных структур, содержит противоречие – движущую силу развития в конкретном возрасте.

Для ребёнка-дошкольника таким противоречием является «расхождение между стремлением ребёнка активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития его физических и психических сил (44,с.45). Необходимость освоения взрослого мира проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и разрешение этого противоречия достигается в игре.

Ребёнок «овладевает» взрослым как орудием в системе человеческих отношений, деятельности, общения, правил и норм. Социальная ситуация развития определяет основной путь, по которому ребёнок выстраивает социальный опыт (интериоризация). Это реализуется в ведущем виде деятельности: «В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» (42, с.9)

В соответствии с теориями А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна универсальность деятельности как способа реализации социального бытия и человеческого отношения к действительности раскрывается в психологических характеристиках человека – носителя и одновременно субъекта деятельности, выступая основанием и условием её осуществления.

Ведущая деятельность – источник формирования психологических новообразований и сфера их проявления. Она содержит три признака:

- в ней возникают и внутри неё дифференцируются другие, новые виды деятельности;

- в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы;

- от неё ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психические изменения личности – новообразования.

Д.Б. Эльконин обогащает содержание ведущей деятельности мотивационно-потребностным компонентом- ориентацией ребёнка на мир людей. (81). «Поочерёдное выдвижение на первый план то одной, то другой стороны деятельности вызывает смену периодов становления личности в онтогенезе, усиливая то интеллектуальную, то социальную активность» (73,с.107).

Исследования Д.И. Фельдштейна по проблеме феномена социального развития доказывают, что процесс социализации-индивидуализации базируется на взаимодействии двух сторон деятельности, связанных с освоением предметного мира и мира отношений между людьми.

Анализируя работы Л.С. Выготского, оперирующего категорией «главные моменты деятельности», Б.Г. Ананьева, использующего термин «основные формы деятельности, А.Н. Леонтьева, включающего определение «линии развития деятельности», Д.Б. Эльконина, определяющего «группы деятельности», Д.И. Фельдштейн приходит к выводу, что речь в данном случае идёт о двух направлениях деятельности как социального способа существования человека. Эти направленности (по освоению предметного мира и мира отношений между людьми) способствуют достижению определённого результата социальных завоеваний и становлению внутренней позиции индивида как субъекта деятельности.

Результаты исследования, проведённого под руководством Д.И. Фельдштейна, позволили установить, что каждая из двух сторон деятельности имеет свою особую функциональную нагрузку, свой особый характер, свою определяемую специфическими закономерностями линию внутреннего развития, свой продукт – результат этого развития.

Интимно-личностное общение является изначальной формой деятельности, способствующей психическому развитию в онтогенезе. В нём ребёнок индивидуализируется как социально значимый субъект. По мере его развития происходит расширение социального пространства жизнедеятельности, ориентация в котором требует качественно нового уровня универсальных способов человеческой деятельности, овладения социальным опытом, действий с предметами, постижения их социально значимых смыслов.

Далее для того, чтобы снова утвердить себя в социальном мире в качестве субъекта человеческих взаимоотношений, ребёнку снова приходится овладевать более совершенными способами как универсальной социальной, так и предметной деятельности.

Доминирование то одного, то другого направления деятельности связано с реализацией возрастных генетических задач, опосредованных противоречиями социального развития. Объективное разрешение этих противоречий, по мнению Д.И. Фельдштейна, обуславливает взаимосвязь обозначенных направлений, возможность перехода к новому их единству, обеспечивая поступательное социальное развитие.

Становление личности в онтогенезе связано с развитием и сменой форм общения (М.И. Лисина) в продолжение деятельностного подхода, но имеющего свою специфику (49). Появление общения обуславливается потребностью ребёнка в общении со взрослыми и на третьем году жизни -–со сверстниками. Путём сравнения себя с другими, воспринимая свое отражение в другом, через ответные реакции ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию. По мнению Е.Е. Кравцовой в ходе общения происходит освоение ближайшей зоны развития – рефлексии, и центральное психологическое новообразование – обобщение переживания должно быть соотнесено с общением ребёнка (39).

«Развитие речи и усиление её роли в регуляции поведения составляют существо становления произвольности в раннем дошкольном возрасте» (70,с. 191). М.И. Лисина отмечает, что процесс самопознания и самооценки совершается в общении через посредство другого человека и с его помощью. В контактах со взрослыми ребёнок сравнивает себя с образцом, со сверстниками – с равными себе. (49)

Освоение форм общения имеет аналогичную другим психическим функциям линию развития: «Те виды деятельности и формы общения, которые прежде играли ведущую роль, теперь отодвигаются на второй план» (55, с.131).

Смысл и направленность социогенеза происходит по линии психического и социального развития, становления индивидуальной и социальной субъектности, развития произвольности (саморегуляции психической жизни) и воли (саморегуляции социальной жизни).

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца и др.

А.В. Запорожец в своих исследованиях уделял особое внимание мотивационно-смысловой ориентации как особой внутренней деятельности и ее роли в развитии взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Исследования М.И. Лисиной, Т.А. Репиной и др. рассматривают социальную ориентацию как отправной момент взаимодействия. В ее структуре определяются следующие компоненты: социальная перцепция, осуществляемая по разным основаниям (видовые, родовые, половые, национальные, этнические особенности), предвосхищающее воображение, связанное с мысленным «простраиванием» хода развитии ситуации взаимодействия, «запускающие» эмоции (либо провоцирующие, либо блокирующие дальнейший ход взаимодействия).

Социальная ориентация как специфическая внутренняя деятельность, предопределяющая возможность взаимодействия, имеет свои уровни развития, связанные со свернутостью (развернутостью) представленных компонентов, наличием и актуализацией «эмоциональных следов» прошлого общения, степенью выраженности отдельных действий. Переход к непосредственному взаимодействию обеспечивается благодаря «запускающим» эмоциям, представляющим собой завершающую фазу социальной ориентации. Если «запускающие» эмоции имеют отрицательную направленность, связанную, например, с прошлы



2020-03-17 240 Обсуждений (0)
Специфика социализации ребёнка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика социализации ребёнка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)