Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Социальная ответственность предпринимательских



2020-03-17 299 Обсуждений (0)
Социальная ответственность предпринимательских 0.00 из 5.00 0 оценок




                              организаций

 

На пороге рыночных отношений происходит переосмысление принципов построения разного рода организационных образований, их соответствия действию социальных законов, а также опыта зарубежного строительства.

Сегодня предпринимательство становится реальным и значимым социальным явлением. Без сомнения становление предпринимательства сталкивается с немалыми трудностями не только экономического, но и правового, психологического характера. В сравнении с Западом даже стартовые условия для его развития были намного хуже, ибо там действовали принципы демократии, конкуренции, была развита частная собственность и индивидуализм в большей степени присущ для западных культур. Но и современный предприниматель не является свободным в полной мере в сфере бизнеса. Его действия несут на себе отпечаток экономических, политических и социально-культурных условий, существующих в стране.

В определенной мере предпринимательская деятельность может быть своего рода зеркалом общества, так как отражает общественную мораль. Западное предпринимательство может характеризоваться как "социальная ответственность" за действия, "честность и порядочность"[33], и это является следствием развитости общества, включая длительность существования деловых отношений, бизнеса.

Экономическая эффективность и социальные достижения взаимосвязаны и взаимообусловлены, в этом состоит диалектика социальных и экономических факторов. Вследствие этого, прежде всего, экономику западных стран характеризует социальная направленность. Хотя справедливости ради необходимо отметить, что поворот экономики к социальной сфере произошел не в одночасье и путь этот был долог и тернист. Сегодня основными чертами западного бизнеса становятся рост социальной ответственности перед обществом и обеспечение конкретных социальных потребностей. Общество предъявляет к нему требования дополнительные - обеспечение трудовой занятости населения, охраны окружающей среды и др.

Социальная ответственность при этом распространяется не только на своих работников, но и на всех тех, чьи интересы так или иначе затрагиваются деятельностью фирмы, а государственная политика позволяет еще более расширить ее границы.

Шестидесятые годы в США характеризовали такие явления, как обнищание населения и увеличение общественных беспорядков. В результате обозначился рост общественных движений в защиту прав потребителя и государство было вынуждено принять меры по регулированию деловой активности, приносящей многочисленные социальные проблемы.

И государственные учреждения, и общественные организации таким образом стали осуществлять нивелирование активности бизнеса с учетом интересов государства, общества, человека. Крупным корпорациям стало в итоге выгодно отчислять средства на благотворительность, на разработку и осуществление различных социальных программ.

И сегодня корпорации финансируют такие социальные программы, как "обеспечение ухода за детьми и больными", "профессиональное обучение безработных", а также открывают разного рода "консультационные центры", "школы"[34] и др.

Социальная направленность экономики и рост социальной ответственности бизнеса таким образом "стоят на трех китах":

1) социальной активности населения, которое выступает с требованиями, чтобы все решения, затрагивающие их интересы так или иначе принимались с их участием;

2) государственным регулированием деловой активности крупных корпораций и промышленности в общественных интересах;

3) влияние среды на принятие решения становится важным направлением управленческой деятельности крупных корпораций, в том числе приносящим экономические дивиденды.

Очевидно, что эти три фактора взаимосвязаны и взаимообусловлены. Социальная активность общественных движений вынуждает государственные учреждения реагировать на их требования и вырабатывать соответствующую политику. Но и крупные корпорации приходят к пониманию важности учета человеческого фактора, что прямо или косвенно влияет на эффективность их деятельности. Таким образом, общество начинает влиять на долгосрочные проекты развития бизнеса, учет мнения населения становится важнейшим фактором его выживания в условиях жесткой конкуренции и разработки соответствующих стратегических планов деятельности, а государство находит возможности решать возникающие социальные проблемы и успешно осуществлять свои основные функции.

Намечающиеся тенденции к росту социальной ответственности крупных промышленных компаний суть производные от их заинтересованности в привлечении наибольшего внимания к своей продукции, как возможности влиять на ее конкурентоспособность на рынке. Вследствие чего осуществляется децентрализация отношений компаний с общинами, расширяется и поощряется прямая включенность менеджеров в жизнедеятельность общин, что позволяет улучшать процесс взаимного обмена информацией, укрепляет доверие во взаимоотношениях и в конечном счете обеспечивает лучшую результативность деятельности этих компаний. С этой же целью они вступают во взаимодействие с органами местной власти и принимают достаточно активное участие в их программах.

Промышленные компании естественно в большей мере заинтересованы в финансировании социальной сферы в той мере, в которой это соответствует, прямо или косвенно, их интересам. Поэтому участие в осуществлении программ они предпочитают проводить в местах расположения своих представительств, включаться в проведение мероприятий по подготовке рабочей силы по тем профессиям, которые могут быть значимы для деятельности компании, в мероприятиях по здравоохранению и медицинскому страхованию, что в конечном счете сокращает их непосредственные расходы на медицинские цели. Государство же при этом стремится к соблюдению так называемого социального баланса, чтобы социальные расходы, определяемые социальной ответственностью компаний были не меньше того, что теряет общество в результате их деятельности.

Государство также проводит соответствующую налоговую политику, делающую выгодным для корпораций направлять свои сверхприбыли на благотворительные цели, тем самым фактически участвуя в ней, осуществляет законодательное регулирование деятельности промышленных компаний и контроль за исполнением.

В некоторых странах, например, в ФРГ, Италии благотворительность носит обязательный характер, устанавливаемый в законодательном порядке, в других же законодательство ограничивается лишь установлением льготного налогообложения.

Стремлением к получению максимальной прибыли характеризовалось так называемое первое поколение предпринимателей и деятельность предприятий строилась на жесткой рационализации труда и подчинения его интересам организации, повышению эффективности ее функционирования и развития. Подобное явление получило название эпохи тейлоризма, но справедливости ради следует отметить, что Ф. Тейлор много раньше, чем Э. Мэйо подошел к постановке самой проблемы значимости человеческого фактора, хотя и не сумел правильно осмыслить ее и по достоинству оценить. Уже следующее поколение предпринимателей для обеспечения более высокой прибыли было вынуждено прибегнуть к осуществлению благотворительной деятельности и тем самым получать не только моральные, но и материальные дивиденды.

Таким образом, сторонники социальной ответственности воспринимают благотворительность необходимой частью своей деятельности, обосновывая ее возможностью получения дополнительных прибылей. Но у них есть и противники, которые придерживаются мнения, что предприятия должны руководствоваться лишь стремлением к увеличению прибылей, следовать установленным правилам игры, свободной и открытой конкуренции и ориентироваться на действующие юридические законы и законы рынка. Их принципы - "что не запрещено законом, то разрешено"[35].

Доводы противников благотворительности аргументированы - "увеличение расходов на социальные нужды неминуемо ложится на плечи потребителя", и кроме того "корпорациям сложно отчитываться"[36] за подобную деятельность.

Но и сторонники развития социальной ответственности приводят собственные аргументы, среди которых следует выделить два направления: 1) базирующееся на прагматических целях - социальная деятельность способствует осуществлению более долгосрочного планирования и 2) основывающиеся на принципах христианской этики, ибо вопрос об удовлетворении общественных интересов становится уже не просто предметом выбора, а насущной необходимостью в современную эпоху. ем не менее дискуссии о природе социальной ответственности, о ее необходимости и размерах продолжаются.

Любая корпорация является социальной организацией, подсистемой общества и выступает в нем в нескольких ипостасях: 1) как гражданское лицо - соблюдает законы и действующие в обществе моральные нормы, 2) как работодатель, 3) как объект инвестирования инвестор, 4) как конкурент и 6) как участник общественного развития - оказывая влияние на последнее, корпорация обязана и разделять с ним свою долю ответственности. И подобный подход представляется важным для организации и осуществления деятельности любого предприятия в нашей стране, несмотря на многочисленные трудности.

В России сегодня действительно существует множество сложностей для организационного построения; это и социально-экономические проблемы как следствие тоталитарного наследия, и более поздние тактические ошибки процессов переустройства, в результате которых фиксируется рост безработицы, социальной незащищенности населения и др.

Потребности социальной сферы огромны, но они не покрываются ни деятельностью предприятий, ни государства. Помощь последнего явно недостаточна, при этом проведение им разного рода мероприятий кажется непродуманным, а осуществление экономической и социальной политики - бессистемным. В результате ни государство, ни предприятия не несут ответственности за свои действия, а подчас оказываются и неспособными. Объективно нет возможностей и для более долгосрочного планирования производственной деятельности - прежде всего из-за отсутствия развитого правового пространства, и для благотворительности.

Необходимость усиления социальной ответственности всех субъектов общественного взаимодействия тем не менее не подлежит сомнению, и специалисты, в первую очередь, экономисты предлагают ряд мер для расширения финансовых возможностей удовлетворения потребностей социальной сферы, в том числе:

- использования части незадействованных средств социальных фондов в коммерческом обороте, либо для инвестирования краткосрочных кредитов;

- освобождения от налога на прибыль от предпринимательской деятельности учреждений социальной сферы;

- предоставления дополнительных льгот на участие предприятий в финансировании социальной сферы и др.

Тем не менее, объективно условия для повышения социальной ответственности в российском бизнесе имеются. Российское предпринимательство неизменно набирает силу, наблюдает рост численности предпринимателей и большее сосредоточение в их руках материально-технических и трудовых ресурсов; их реальную заинтересованность в скорейшей стабилизации социально-экономической ситуации в стране, ибо от этого зависит эффективность самого бизнеса; все большее вхождение предпринимательских кругов в решение проблем политического характера, включая участие в разработке государственных программ общественного развития; развитие международного делового сотрудничества, что позволяет российским предпринимателям изучать зарубежный опыт предпринимательской деятельности, заимствовать по мере возможности из него все позитивное, включая несение социальной ответственности. А кроме того, сегодня заметно возрастает интерес к изучению отечественной истории предпринимательства, к возрождению забытых традиций.

Переход экономики к рынку меняет всю систему трудовых отношений, трансформируется форма построения организаций, система управления. Рычаги административного регламентирования заменяются законодательным и рыночным регулированием. Изменяется и роль и место человеческого фактора в экономике, хотя последнее может трактоваться весьма неоднозначно.

На практике оказывается, что демократизация собственности часто сопровождается нарушением порядка реализации принципов самоуправления, и работник-собственник становится даже более далек от участия в управлении, чем это было ранее.

Развитие организации и предпринимательства - процессы сопряженные, и предприниматель фактически становится ее ключевой фигурой, равно, как и предметом наиболее пристального изучения экономикой, социологией, психологией и др. науками.

Предпринимательство исследуют и с точки зрения мотиваций, обеспечивающих успех соответствующей деятельности, и в социокультурном контексте, и в аспекте стремления к лидерству и распределения властных функций, в экономическом ракурсе. Различные ученые приходят к выводу, что в предпринимательстве весьма важным моментом являются личностные качества человека, в том числе его интуиция, умение отыскивать нестандартные решения возникающих проблем, вследствие чего его в большей мере, как и управление, относят к области искусства, нежели науки.

Предприниматель - это в некотором смысле инноватор, способный стимулировать общественное развитие, поэтому его деятельность также изучается в такой науке, как инноватика, зародившейся фактически в ответ на требования общественной практики. Начало появления этой науки относят к Х1Х веку, когда возникали проблемы переноса одних культурных ценностей на другую национальную почву (из Европы в страны Азии и Африки).

Сама идея о необходимости инноваций получила свое бурное развитие на Западе в ХХ веке в связи с экономическими преобразованиями в поисках увеличения прибылей и в итоге вылилась в инновационную политику, как "систему продуктивных нововведений, обеспечивающих рынок в соответствии с его конъюнктурой"[37]. И сегодня на инновационном механизме базируется современная теория менеджмента и организации.

Но сама стратегия проведения инноваций с целью максимизации экономических дивидендов подвела к необходимости гораздо более глубокого изучения самой сущности инновационных процессов. Инновации в организационно-технической сфере вынуждали их авторов согласовывать принимаемые решения с человеческим фактором - в наиболее широком смысле. И именно отсюда появляется социальная ответственность за проведение инноваций как перед собственными работниками, так и потребителями, обществом в целом.

Инновации обладают своей социальной базой, ее предметная область тесно связана с человеческим фактором. Поэтому любое нововведение - это прежде всего социальное нововведение, особенности которого мало изучены и само их осуществление встречает немалые сложности. Социальные нововведения несомненно связаны с социальными отношениями, деловой культурой, управленческой деятельностью.

Совершенствование управления само по себе является социальным нововведением, и можно сказать, что нововведение - есть форма, клеточка управляемого развития, то есть развитие осуществляется через нововведения в широком смысле. Конечно множество изменений возникает стихийно как процессы самоорганизации и саморегулирования, саморазвития. Управление же в целом может считаться эффективным, если базируется на выявляемых тенденциях в социальном развитии.

Социальное управление с необходимостью включает в себя факторы принятия решения, а значит и несения определенной ответственности за них. Рассматривая нововведения в наиболее общем виде, и понимая, что их последствия неизбежно будут затрагивать социальную сферу, становится очевидной необходимость несения той или иной доли социальной ответственности. И эта проблема актуализируется самой природой нововведений, ибо они вызывают "большой радиус изменений", "далеко идущих последствий", получивших называние "тектонического эффекта"[38].

Таким образом, несмотря на то, что любые организационные образования фактически развиваются через инновации, проблема социальной ответственности может обостряться и тем фактом, что вторичные изменения бывают часто сложно прогнозируемы.

Инноваторы, предприниматели - люди, которые сегодня привлекают внимание многих ученых. Исследователи отмечают их отличительные особенности такие как умение творчески мыслить, социальную активность, способность к риску и решению нетрадиционных задач и даже, обращая внимание на их не многочисленность, призывают к заботе о них как о достоянии страны. И хотя несомненно их роль в общественных преобразованиях в нашей стране значительно возрастает, тем не менее практически трудно встретить высказывания о социальной ответственности предпринимателей и инноваторов.

При декларировании необходимости более бережного отношения к самими представителям данных категории населения ни слова не говорится об актуальности несения ими ответственности за свои действия, их последствия для социальной сферы.

Наибольший акцент, как правило, делается относительно деловых качеств предпринимателей, но сама способность к риску предполагает ее сопряженность с ответственностью - и не только в экономической сфере, не только в связи с финансовыми показателями деятельности организации, хотя последние так или иначе связаны с человеческим фактором.

Но уже анализ проблем не внедрения демонстрирует, что инновации затрагивают интересы различных социальных слоев и групп, и причиной часто выступают несовпадения этих интересов, хотя понятно, что полное совпадение интересов в принципе невозможно. Эффективность же любых начинаний во многом зависит от умения увязывать интересы на общем поле деятельности и учитывать намечающиеся тенденции социального развития.

В европейских экономически развитых странах активно изучается проблема инноваций, причем последние рассматриваются как важный инструмент общественных преобразований не только в экономической, но и социальной сфере. Западные ученые давно пришли к выводу, что любой "прогресс должен быть соразмерен цене", которую за него "приходится платить"[39]. Современный менеджмент, исходя из приоритета большого бизнеса, сегодня все большее внимание уделяет малому бизнесу и предпринимательству, которые являются мощным источником улучшения социальной сферы, в том числе способствуют увеличению рабочих мест и сокращению безработицы, улучшению морально-психологического климата в организациях, трудовых коллективах и выступает главным инициатором для разного рода нововведений. И вопросы социальной ответственности в странах Западной Европы являются при этом неотъемлемой частью всех инноваций.

В нашей же стране, несмотря на то, что резко увеличивается объем различной, в том числе научной литературы - по вопросам развития стратегии менеджмента и предпринимательства, в организаторском деле, в управленческой деятельности, и она изобилует предложениями по решению разных задач, включая уникальные проблемы и возможности их разрешения, тем не менее вопросы социальной ответственности не решаются и часто даже не поднимаются.

"Целостность" - есть "плод развертывания всех потенциалов системных", "внутреннее интегрированное, органичное и многомерное единство сложившихся системных качеств", а сама концепция целостности может рассматриваться как "высший уровень и вершинный результат восходящей линии развития"[40].

Без регулирующей роли государства рыночная экономика не может быть ни социально ориентированной, ни эффективной и это доказано мировым опытом. Механизм государственного регулирования достаточно тонок, сложен и многообразен и не исчерпывается определением его масштабов, объемом государственной собственности. Неизменными всегда остаются такие его функции как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополизмом, обеспечение законности и правопорядка и некоторые другие, меняться могут лишь механизмы и методы их осуществления.

Такие задачи как утверждение и обеспечение законности, поддержание стабильной политической обстановки, финансирование социальной сферы, ее базовых услуг, поддержка незащищенных слоев населения и защита окружающей среды - могут быть отнесены к фундаментальным задачам любого государства. И мировая практика демонстрирует сегодня усиление роли государства в регулировании социальных процессов.

Формирование предпринимательского слоя и успехи предпринимательской деятельности не могут не зависеть от того, какое место в духовной сфере займет блок социальных мотиваций, которыми они руководствуются. И в связи с этим представляется актуальным рассмотреть становление предпринимательства в социально-культурном аспекте.

Какое место предпринимательские ориентации занимают в российской культуре? Возможно ли его развитие в современную эпоху в плане преемственности дореволюционных традиций? Сможет ли российское предпринимательство формироваться на основе собственных национальных особенностей развития бизнеса, приобрести российское лицо. Эти вопросы так или иначе возникают у исследователей и от их решения может во многом зависеть успешность становления предпринимательства как явления, развития рыночной экономики в целом.

Традиции российского предпринимательства были прерваны революцией 1917 года или точнее проведением политики военного коммунизма, и последующие годы навязывалась населению принципиально иная идеология. Но тем не менее интересно проанализировать саму сущность предпринимательской деятельности в те времена и ее идеологические корни.

Образ дореволюционного предпринимателя сложно трактовать однозначно, он сам по себе разнообразен и противоречив, и тем не менее можно выделить в нем некоторые отличительные черты, национальные особенности.

Во-первых, индивидуализм и практицизм в дореволюционной России, равно как и стремление к материальному благополучию и богатству, играли заметную роль. Общественное мнение негативно воспринимало лишь крайние проявления таковых черт - в уродливых и преступных форма. За подтверждением далеко ходить не надо; не обязательно изучать специальные архивы, достаточно обращения к русской литературе. Из нее можно почерпнуть многочисленные подтверждения уважения народа к инициативе и деловой сметке, расчетливости и справедливости. Не ускользает при этом из поля зрения и восхищение русских писателей хорошо налаженным хозяйством.

При этом в русской культуре отсутствует "культ богатства", "образ сильной личности", что так характерно для западных культур, и что фактически оказывалось чуждым нашей. На российскую хозяйственность, всю деловую жизнь несомненно влияло и православие; в нем есть принципиальные отличия от протестантской этики, под влиянием которой так или иначе формировались капиталистические отношения европейских стран и Америки. Об этом, в частности, свидетельствует известный труд М. Вебера и проведенные им исследования.

В протестантстве хозяйственная деятельность фактически приобретает сакральный смысл, аналогов чего найти в православии так и не удается. В последнем высшим религиозным устремлением является удаление от мирской жизни. Трудолюбие несомненно выступает значимой добродетелью, но главное внимание должно отводиться духовному служению. До некоторой степени культ труда сохранялся у старообрядцев, которых в целом отличало большое трудолюбие и высокая предпринимательская активность. Но большинство населения, придерживаясь православной веры, в качестве наиболее значимой духовной ценности по меньшей мере предпочитала избирать "служение высшему общественному идеалу, государству"[41]. При этом все попытки модернизации России, предпринимаемые представителями царской фамилии, либо прогрессивной интеллигенцией, так или иначе осуществлялись "во имя Великой России"[42].

Предпринимательская "жилка" в большей мере была свойственна купечеству, и его ценностные ориентации так или иначе имели "восхождение вверх". Поддержка государства во время войн и разного рода пожертвования, хотя и не лишенные корысти, можно было отнести к устойчивым и престижным традициям купечества. В нем получает свое наибольшее развитие благотворительная деятельность, как исполнение своего долга перед обществом. Причем сама хозяйственная деятельность опять же строилась не столько как источник наживы, а выполнение некоторой миссии, возлагаемой свыше. Бог наделил имуществом, "дал возможность пользоваться и потребует отчета"[43] - таковым можно было в наиболее общем виде считать мировоззрение купеческой среды. И коллекционирование, как одна из форм благотворительности, может быть рассматриваемо как выполнение своего долга перед обществом.

И тем не менее "соборность", устремления к гармонии и другие качества российского народа не следует рассматривать как главные и единственно значимые его черты. Дворянство, к слову сказать, так или иначе относилось к купечеству с определенной долей пренебрежения и неуважения, хотя последнее все больше ценило образованность и выказывало стремление заботиться о судьбах народа. В сущности и купечество, и дворянство, и крестьяне, и разночинцы - все были движимы идеей служения Отечеству, на которую оказывало влияние исполнение своего религиозного долга.

Социально-культурные корни общественно-полезной деятельности состояли в желании увековечить свое имя в истории России и снискать уважение и признательность современников и потомков. Отчасти из-за того, что хозяйственная деятельность не являлась самоцелью в России так и не получили развития до европейского уровня капиталистические отношения, и буржуазия не заняла ведущее место в общественной структуре. Необходимость труда как долга присутствует и в протестантской культуре, но там это означает долг перед Богом, а в православии это еще и долг перед обществом.

Сегодня нередко можно слышать призывы к осуществлению благотворительной деятельности и меценатства нарождающимся классом предпринимателей, ссылаясь при этом на необходимость продолжить российские традиции. Но при этом либо забывают, либо и вовсе незнакомы с иной деятельностью предпринимателей, которая может быть названа несением социальной ответственности за ее результаты.

"Подлинная социальная ответственность предпринимателя состоит не в обильных пожертвованиях на просвещение народа, а в такой организации дела, которая обеспечивала бы трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образовательного и духовного роста"[44].

И подобную ответственность предприниматели начали нести уже начиная с ХХ века. Она провозгласили отказ от благотворительности в пользу обеспечения социальной защиты для своих рабочих в самом широком смысле. В это время начинается активное строительство для рабочих нужд детских садов и больниц, школ и ремесленных училищ, домов жилых и социально-культурного назначения. На смену филантропии приходит осознание социальных потребностей работников и вменение в обязанность для рачительного хозяина "взрощение дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силы"[45].

Поэтому сегодня хочется предостеречь предпринимателей от ориентации на благотворительность, от подмены ею "подлинной социальной ответственности бизнеса", которая должна состоять в избежании способствования обострению социальных противоречий, которые нарастают уже вследствие переходного к рыночной экономике процесса, "не усиливать неизбежность ее негативных последствий", к которым следует отнести "рост безработицы, бедности, загрязнение окружающей среды"[46].

На Западе сама "этика бизнеса" отнюдь не ограничивается регламентацией взаимоотношений между предпринимателями, а в полной мере включает в себя весь объем отношений сферы бизнеса и общества, необходимость проведения социальной политики в области производства, занятости и многих других направлениях.

Представляется здесь важным отметить, что несмотря на большое влияние запада на развитие российского предпринимательства, что заставляет говорить о некоторой "вестернизации российской деловой жизни"[47], стремление к социальной ответственности проявляется недопустимо мало.

Формирование предпринимательского слоя и его устойчивое положение в обществе во многом будут зависеть от того, какие мотивации и его характерные черты смогут считаться отличительными и смогут ли они вписаться в пласты российской культуры. Прагматизм и индивидуализм вправе рассматриваться как необходимые и действенные для становления предпринимательства ценности и они так или иначе должны будут войти в культуру как значимые, хотя и могут встречать препятствия к их принятию.

Но сегодняшний рынок в целом следует отнести к категории "дикого", ибо российскими предпринимателями чаще движут стремления к эгоизму и потребительству, помимо индивидуализма и прагматизма, и их сегодня в избытке. Поэтому не они тормозят развитие рынка, а определенные "недостатки в культуре труда и нарушение структурной целостности российской культуры"[48]. Еще со времен М. Вебера известно, что "рыночное общество - не есть общество, где все торгуют, а общество - где все работают"[49]. И еще долго России предстоит учиться трудовой этике и этике бизнеса.

Для приобретения же предпринимательством своего "российского лица" представляется актуальным прежде всего сохранение позитивного значения "старых" культурных ценностей, использование отечественного опыта деловой жизни, и в первую очередь, осуществления социальной ответственности в ее лучших традициях, включение с необходимостью европейских культурных ценностей, которые оказываются не столь уж чужды отечественной культуре.

Следует отметить, что современное российское общество не отличает негативное отношение к предпринимательству в целом, оно скорее позитивно, что нельзя сказать о диком рынке. И индивидуализм и прагматизм, будучи сопряженными с социальной ответственностью, могут восприниматься только положительно.

                                    ***

Рыночные отношения способствуют перемене стратегии организационного управления предприятием. В рыночных условиях система управления с необходимостью начинает базироваться на использовании так называемых гибких решений. И осознание вышеозначенного послужило рождению новой концепции управленческой деятельности - активного управления. При осуществлении последнего меняются принципы его построения, цели и задачи, методы и подходы к его осуществлению, по сравнению с используемыми ранее в условиях медленной изменчивости среды.

Применяемое ранее долгосрочное, либо среднесрочное планирование могли успешно осуществлять на основе учитывания складывающихся структурных пропорций и тенденций в развитии, что в рыночной экономике по меньшей мере затруднено. Но продолжает оставаться актуальной необходимость выработки общей стратегии развития организации и на ее основе, а также на основе использования системного и ситуативного подходов была предложена иная концепция управления.

Внутри концепции активного управления лежит идея "принятия решения от будущего к настоящему, воплощаемая с помощью принципов: предвидения, предотвращения и создания"[50]. Системный же и ситуативный подходы выступают в качестве ее методологической базы. Методическое обеспечение осуществляется с помощью использования таких методов, как эвристические: сценарии будущих ситуаций, экспертные оценки, а также методы стохастического программирования и статистические методы; последние в большей мере могут быть отнесены к внутриорганизационной стратегии управления и играют второстепенную роль, тогда как все предыдущие - для связи с внешней средой.

Системный подход позволяет рассматривать организацию как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, в частности, с рыночной экономикой и при этом имеющую возможность сохранять свою целостность и относительную устойчивость. В данном случае предлагается говорить о сохранении подвижного внутреннего равновесия за счет внутреннего взаимодействия и обмена с окружающей средой, то есть организация приспосабливается так или иначе к влиянию среды, даже активному. Ситуативный подход в данном случае рассматривается как некое продолжение системного, где социальная ситуация является совокупностью условий, в которые включены и субъект, и объект социальной деятельности, влияющие на нее.

Целью "активного управления" выступает выработка решений, обеспечивающих наибольшую результативность и эффективность деятельности организации, при этом достижение ею наиболее устойчивого функционирования и развития через оптимизацию использования внутреннего потенциала может рассматриваться в качестве основной задачи.

Таким образом, одним из средств "активного управления" может становиться стратегическое планирование. Стратегия - то, что для организации необходимо сохранять как можно дольше, а тактика включает в себя различные решения, позволяющие в конечном счете организации приспосабливаться к изменениям окружающей среды, маневрировать, обеспечивать нивелирование неблагоприятных условий и негативных последствий от взаимодействий, и соответственно, сохранять свою целостность и качественную определенность. Причем важно помнить, что необходимо разрабатывать тактические решения по возможности заранее, используя принципы предвидения, предвосхищения и создания, все вышеназванные методы.

Следует учитывать и тот факт, что "выделение стратегических и тактических решений целесообразно для систем с хорошо налаженной обратной связью"[51].

Принципиальные отличия новой формы управления от существовавшей ранее состоят в: использовании "стратегического" управления взамен "долгосрочного"; в "разной трактовке будущего"[52].

При применении так называемого долгосрочного планирования установка была на возможности предсказания будущего путем экстраполяции складывающихся тенденций, то есть будущее - предсказуемо в принципе. Иная форма управления оставляет место для сомнений в отношении будущего и тем не менее осуществляет анализ грядущих изменений в среде и возможных перспектив для организации, ориентируется на выявление чрезвычайных ситуаций, способных внести дезорганизующее начало в деятельность самой организации и осуществляет поиски их устранения, локализации и изменения складывающихся неблагоприятных тенденций.

Таким образом, осуществляется совместный анализ и внешних факторов, и внутренних перспектив для организации и вырабатываются решения по корректировке стратегии, цели и задач организации, различных тактических подходов к усовершенствованию ее деятельности.

Определенные сложности могут возникнуть при осуществлении прогнозов, в предсказаниях и предвидениях грядущих изменений, еще более трудно их предотвратить, но избежать множества негативных последствий не только возможно, но и необходимо.

 

Раздел Ш.

     Организационная культура управления

современных предпринимательских структур.

 

В последние годы отечественные социологи и социопсихологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как я



2020-03-17 299 Обсуждений (0)
Социальная ответственность предпринимательских 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Социальная ответственность предпринимательских

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (299)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)