Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Имущество потребительского общества. Особенности управления имуществом общества



2020-03-17 348 Обсуждений (0)
Глава 2. Имущество потребительского общества. Особенности управления имуществом общества 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономическую основу социально-экономической деятельности граждан и юридических лиц, в том числе потребительских обществ и потребительских союзов, составляет имущество, которое принадлежит им на праве собственности. Собственность - это отношения по присвоению материальных благ (имущества). В конституции РФ и Гражданском кодексе РФ определены следующие основные формы собственности: частная, государственная, муниципальная.

Собственность потребительской кооперации – это частная коллективная собственность. Первоначально при образовании первых потребительских обществ имущество создавали пайщики (частные лица) путем внесения паевых взносов. В дальнейшем имущество приумножалось на основе экономического участия пайщиков. Потребительские общества за счет своих взносов создали потребительские союзы. Потребительские общества - члены союзов. Поэтому собственность потребительских обществ и их союзов, а значит, собственность всей системы потребительской кооперации, по своей социально-экономической природе является частной коллективной собственностью.

В отношениях собственности различают объект и субъект права собственности. Объект права собственности- это то имущество, которым владеет субъект. Объектами собственности являются здания, сооружения, деньги, ценные бумаги, товары, сырьё и другое имущество.

Субъект права собственности – это лицо, которое владеет имуществом. Имуществом может владеть индивидуальное лицо (гражданин) или юридическое лицо (коллектив). В потребительской кооперации субъектами права собственности являются два вида организаций:

- потребительские общества;

- потребительские союзы;

В Законе «о потребительской кооперации записано:

- собственником имущества потребительского общества является потребительское общество как юридическое лицо;

- собственником имущества союза является данный союз как юридическое лицо.

Потребительские общества и их союзы являются совместно владеемыми организациями. Право владения ими принадлежит пайщикам. Поэтому по форме права собственности собственность потребительских обществ и их союзов относится к коллективной собственности.

Потребительская кооперация как система потребительских обществ и их союзов объединяет около 3000 потребительских обществ и 300 союзов потребительских обществ, т.е. в потребительской кооперации много с
убъектов права собственности. Поэтому собственность потребительской кооперации называется многосубъектной.

 

По объектам права собственности
Рис. 1. Особенности собственности потребительской кооперации

 

Потребительские общества и потребительские союзы как полноправные собственники наделены законом и уставами всеми необходимыми полномочиями для осуществления социально-экономической деятельности.

Поэтому каждое потребительское общество, и каждый союз потребительских обществ выступают как самостоятельный субъект права собственности и как самостоятельный субъект рыночной экономики.

Потребительским обществам и их союзам как субъектам собственности принадлежат объекты собственности: здания, сооружения, оборудование, товары, деньги, ценные бумаги, другое имущество производственного и социального назначения, продукты интеллектуального и творческого труда.

Потребительские общества и их союзы занимаются разными видами хозяйственной деятельности: торговлей, общественным питанием, заготовками, промышленностью, оказанием услуг. Поэтому магазины, столовые, производственные и другие хозяйственные предприятия с их оборудованием, товарами и прочими имуществом являются объектами собственности потребительских обществ и потребительских союзов.

Необходимо отметить, что имущество потребительских обществ и потребительских союзов накоплено многими поколениями пайщиков потребительской кооперации. Таким образом, собственность потребительской кооперации - это частная коллективная многосубъектная собственность.

Экономической основой социально-экономической деятельности потребительского общества как субъекта права собственности является его имущество (объект права собственности). В примерных уставах потребительского общества с кооперативными участками и без кооперативных участков записано: Основой экономической деятельности потребительского общества является его имущество, которое принадлежит ему на праве собственности как юридическому лицу. Потребительское общество правомочно владеть, пользоваться и распоряжаться объектами своей собственности, т.е. воздействовать на имущество желаемым образом, управлять им.

Управление собственностью - это реализация права собственности, предоставленного потребительскому обществу законом. Реализовать право собственности могут только люди.

Потребительское общество(кооператив)- это организация, совместно владеемая пайщиками.

Чтобы управлять потребительским обществом, его имущество, пайщики создают коллективные органы управления и контроля, которые состоят либо из пайщиков, либо из профессиональных менеджеров.

Правление потребительского общества нанимает аппарат управления, других работников и осуществляет управление объектами собственности - предприятиями торговли, общественного питания, заготовок, промышленности, услуг.

Органы управления, состоящие из пайщиков и профессиональных менеджеров, должны руководствоваться основными принципами ведения экономической деятельности, изложенными в примерных уставах потребительских обществ:

- безубыточность общества;

- демократичность управления;

- ответственность председателя совета общества, членов совета общества, председателя правления общества и членов правления общества за результаты экономической деятельности общества;

- финансовая и хозяйственная дисциплина;

- обязательное информирование пайщиков советом общества и правлением общества о результатах экономической деятельности потребительского общества. За сохранностью и пользованием имущества потребительского общества ведут контроль как пайщики, так и правление.

В процессе хозяйственной деятельности потребительское общество совершает сделки (договора) со многими другими субъектами собственности. Если потребительское общество не выполняет договорных обязательств и причиняет убытки другой стороне по договору, то потребительское общество должно погасить убытки. Это означает, что потребительское общество несет имущественную ответственность по своим обязательствам (долгам).

В Законе «О потребительской кооперации» указано, что потребительское общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом: денежными и материальными средствами (зданиями, оборудованием, товаром).

Если имущества потребительского общества недостаточно для погашения задолженности, то оставшиеся долги должны погасить пайщики как коллективные собственники - совместные владельцы потребительского общества. Потребительское общество является самофинансируемой организацией: общество само организует социально-экономическую деятельность и получает доходы; из своих доходов возмещает расходы, платит налоги и другие платежи. За счет своих доходов общество выполняет социальную миссию. Потребительское общество само распоряжается полученной прибылью. На общем собрании потребительского общества принимается решение о распределении прибыли, о том, сколько средств направить на пополнение имущества, на социальное развитие, на выплаты пайщикам.

Управление имуществом потребительских обществ должно быть направлено на выполнение социальной миссии потребительского общества, на использование имущества в интересах пайщиков, на его поколений, обеспечивая функционирование потребительского общества как самофинансируемой организации.



2020-03-17 348 Обсуждений (0)
Глава 2. Имущество потребительского общества. Особенности управления имуществом общества 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Имущество потребительского общества. Особенности управления имуществом общества

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (348)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)