Цель практики: получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в качестве учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития.
Задачи практики:
- ознакомление с задачами и функциями учителя-дефектолога в образовательной организации, реализующей адаптированную образовательную программу для детей с задержкой психического развития, со спецификой работы в данной конкретной организации;
- изучение медицинской, психолого-педагогической документации, познавательной сферы, свойств личности детей с задержкой психического развития с учетом их возрастных особенностей;
- овладение умениями анализировать занятия учителя-дефектолога, методами и методиками обследования особенностей психофизического развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, умениями составлять психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения (таблица 3).
№ п/п
Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП)
Трудовые функции и требования в соответствии с Профессиональным стандартом
Планируемые результаты (конкретизированные цели)
Знать
Уметь
Владеть
1
2
3
4
5
6
ПК-2
готов к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты
Трудовая функция:
Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Знания:
Специальные педагогические технологии обучения и воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации различных категорий обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
Умения:
Организовывать деятельность обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития и социальной адаптации (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом, особыми образовательными потребностями и индивидуальными особенностями
Трудовые действия:
Проведение специальной (коррекционной) работы по развитию познавательной активности, преодолению интеллектуальных нарушений с учетом индивидуальных особенностей обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
З.1. Основные коррекционные программы для детей дошкольного возраста с ЗПР, реализуемые в ДОУ для детей данной категории.
З.2. Содержание деятельности учителя-дефектолога и специалистов ДОУ
У.1. Анализировать документацию учителя-дефектолога и медицинских карт детей.
У.2. Анализировать и составлять конспекты коррекционных занятий, выбирать методическое, дидактическое и техническое обеспечение
В.1. Навыками анализа коррекционно-развивающей среды ДОУ.
В.2. Методами и приемами подгрупповых и индивидуальных форм дефектологической коррекции
ПК-3
готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ
Трудовая функция:
Организация деятельности обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости по освоению образовательных программ, адаптированных для их обучения, воспитания и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
Знания:
Теории, закономерности, принципы построения и функционирования систем образования лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, современные тенденции развития образования обучающихся с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
Умения:
Планировать содержание и осуществлять непрерывный образовательно-коррекционный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой, адаптированной образовательной программой, специальной индивидуальной программой развития, программой коррекционной работы
З.3. Теоретические основы планирования и анализа процессов дефектологичекой коррекции и образовательной деятельности с целью планирования собственной образовательно-коррекционной работы
У.3. Проектировать, планировать и проводить подгрупповые и индивидуальные формы дефектолоогической коррекции с последующим анализом собственной образовательно-коррекционной деятельности.
В.3. Технологиями самоанализа и совершенствования собственной профессиональной деятельности
ПК-5
способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
Трудовая функция:
Осуществление диагностической и консультативной помощи участникам образовательных отношений
Знания:
Педагогические технологии выявления интеллектуальных нарушений, особенностей общего развития лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости, анализа и оценки полученных результатов комплексного обследования
Умения:
Организовывать и осуществлять педагогическую диагностику интеллектуальных нарушений, особенностей общего развития лиц с задержкой психического развития,
различными формами умственной отсталости с учетом их возраста и индивидуальных особенностей
Трудовые действия:
Выявление особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей, социально-коммуникативных ограничений у лиц с задержкой психического развития, различными формами умственной отсталости
З.4. Технологии дефектологического обследования детей дошкольного возраста с ЗПР
У.4. Определять уровень развития познавательной сферы детей с ЗПР, проводить целенаправленное наблюдение
В.4. Технологиями дефектологической диагностики и выведения педагогического заключения
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
2.1. Содержание практики представлено в таблице 4.