ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ГОУК ЛНР «ЛУГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ ИМЕНИ М. МАТУСОВСКОГО»
Кафедра музыкального искусства эстрады
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________И.А.Федоричева ________________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА ЗВУКА Уровень основной образовательной программы – специалитет, бакалавриат Направление подготовки – 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура; 53.03.06 Музыкознание и музыкально–прикладное искусство Статус дисциплины – профильная Учебный план 2018 года
Описание учебной дисциплины по формам обучения
Всего | 216/6 | 140 | 120 | 20 | 76 | экзамен |
Всего | 216/6 | 24 | 12 | 12 | 192 | + | экзамен |
Рабочая программа составлена на основании учебного плана с учетом требований ООП и ГОС ВО.
Программу разработала Н. С. Ищенко, преподаватель кафедры музыкального искусства эстрады.
Рассмотрено на заседании кафедры музыкального искусства эстрады (ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского»)
Протокол № _____ от ___________ 2018 г. Зав. кафедрой Ю.Я. Дерский
АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Физика звука» является профильной частью дисциплин ООП ГОС ВО (уровень специалитета, бакалавриата) и предлагается к изучению студентам 1, 2 курсов (I, II, III, IV семестры) направления подготовки 53.05.03 Музыкальная звукорежиссура; 53.03.06 Музыкознание и музыкально–прикладное искусство ГОУК ЛНР «Луганская государственная академия культуры и искусств имени М.Матусовского». Дисциплина реализуется кафедрой музыкального искусства эстрады.
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов общей физики по разделам механика, молекулярная физика и термодинамика, электричество, а также темы, посвященные изучению физической природы звука. Особое внимание уделяется физике гармонических колебаний, распространению звука в линейных средах, физическим основам звукопередачи и приема, физическим основам акустики помещений.
Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов и консультации.
Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме:
· устная (устный опрос, защита письменной работы, доклад по результатам самостоятельной работы и т. п.);
· письменная (письменный опрос, выполнение и т. д.).
И итоговый контроль в форме зачетов и экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 120 часа для очной формы обучения и 12 часов для заочной формы обучения, семинарские занятия - 20 часов для очной формы обучения и 12 часов для заочной формы обучения, самостоятельная работа - 76 часов для очной формы обучения и 192 часа для заочной формы обучения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель – ознакомить будущих звукорежиссеров с необходимым математическим и понятийным аппаратом физики, с базовыми разделами физики, описанием и объяснением физических явлений, сопровождающих колебания; с физическими основами получения звука и его характеристиками; источниками звука, волновым распространением звука в средах и явлениями, которые сопровождают его распространения: поглощение, отражение, преломление; с приемниками звука, с физическими явлениями в этих приемниках, а также рассмотреть вопрос усиления, преобразования, записи и воспроизведения звука..
Задачи – освоение фундаментальных законов механики, которые являются основой для описания и изучению звуковых колебаний, в изучении МКТ, газовых законов и законов термодинамики, которым подчиняются физические явления, сопровождающие звуковые волны, изучение основных законов электричества и магнетизма. Знание этих законов позволит рассчитывать процессы, происходящие в звукоснимателях и микрофонах.
Главной целью курса является подготовка высокопрофессиональных специалистов в области звукорежиссуры, которые получили необходимый комплекс знаний, умений и навыков, создание необходимой базы для творческой и профессиональной работы:
1) ознакомить будущих звукорежиссеров с необходимым математическим и понятийным аппаратом физики, с базовыми разделами физики, описанием и объяснением физических явлений, сопровождающих колебания;
2) с физическими основами получения звука и его характеристиками; источниками звука, волновым распространением звука в средах и явлениями, которые сопровождают его распространения: поглощение, отражение, преломление; с приемниками звука, с физическими явлениями в этих приемниках, а также рассмотреть вопрос усиления, преобразования, записи и воспроизведения звука.
Задача преподавания дисциплины заключается в освоении фундаментальных законов механики, которые являются основой для описания и изучению звуковых колебаний, в изучении МКТ, газовых законов и законов термодинамики, которым подчиняются физические явления, сопровождающие звуковые волны, изучение основных законов электричества и магнетизма. Знание этих законов позволит рассчитывать процессы, происходящие в звукоснимателях и микрофонах. В IV разделе курса изучаются колебания и волны, автоколебания, решение дифференциальных уравнений, которые сопровождают колебания. Знание всех этих разделов физики, а также освоения практических навыков при использовании математических методов решения физических задач, создает необходимую теоретическую, физическую и математическую базу для изучения физики звука, теории звука, анализа и обработки звуковых волн в III и IV семестрах II курса.
Ядро курса составляют вопросы теории и физики звука, которые и изучаются на II-м курсе, а именно: волновая природа звука, динамический диапазон слуха, спектры звуковых колебаний, тембр, особенности каналов звукопередачи, амплитудно-частотные характеристики, восприятия громкости сложного звука, принципы работы и типы микрофонов, физические свойства распространения ультразвуковых колебаний, биологическое действие инфразвука и ультразвука, эффект Доплера в акустике, реверберация. Рассматриваются основы спектрального анализа звуковых колебаний математическими методами (периодических и непериодических сигналов), распределение мощности в спектрах, уравнение Парсеваля, амплитудная, частотная и фазовая модуляция, кодирование звуковой информации при обработке звука компьютерной техникой, физические основы магнитных и оптических дисков, лазер. Из физики звука в IV семестре рассматриваются: гибкая струна, колебания струны, волновое уравнение, фортепианная струна, струна с переменным натяжением, колебания стержней и мембран, переходные колебания микрофона, конденсаторный микрофон, распространение звука в трубах и рупорах, духовые инструменты, корректирующие контуры и их механические аналоги, электромагнитные, механические и акустические фильтры и ряд других вопросов, относящихся к распространению звуковых волн. Также рассматриваются основы современной звукозаписывающей и звукоусиливающей аппаратуры, принципы кодирования и записи звуковых сигналов на оптические диски.
Изучив дисциплину, студент должен
знать:
основные естественно-научные понятия физики; физические явления и принципы, которые составляют основу современной физики; виды движения, кинематику и динамику материальной точки и системы точек; законы сохранения в классической физике, специальную теорию относительности и элементы релятивистской динамики, законы колебательного движения, волновые процессы, основы МКТ и термодинамики, газовые процессы;
основы спектрального анализа звуковых колебаний математическими методами (периодических и непериодических сигналов), распределение мощности в спектрах, уравнение Парсеваля, амплитудная, частотная и фазовая модуляция, кодирование звуковой информации при обработке звука компьютерной техникой, физические основы магнитных и оптических дисков, лазер;
нестандартные методы решения задач звукорежиссера;
определение акустического пространства, его характеристик, законы формирования акустических пространств, способы реализации разных акустических пространств;
методологию научного исследования в области звукорежиссуры, критерии экспертной оценки работы звукорежиссера; методы реставрации фонограммы;
уметь:
работать с литературой, СМИ, Интернетом; анализировать найденную информацию; решать в инерциальных и неинерциальных системах отсчета задачи кинематики прямолинейного и вращательного движений материальной точки и абсолютно твердого тела, применять основные уравнения динамики тела, уравнение моментов и законы сохранения импульса, момента импульса и механической энергии для решения задач в инерциальных системах отсчета; рассчитывать движение системы материальных точек, столкновения, реактивное движение; движение материальной точки в поле тяжести; вращательное движение абсолютно твердого тела вокруг закрепленной оси; колебательное движение около положения равновесия (находить кинематические характеристики, собственную частоту, энергию и т.д.); применять основное уравнение динамики точки и уравнение моментов для решения задач в неинерциальных системах отсчета, решать элементарные задачи релятивистской механики сплошных сред; решать задачи по МКТ и термодинамике, политропным процессам, рассчитывать скорость звука в разных средах;
выделять основные характеристики звука, сравнивать их и оценивать;
определять акустические характеристики помещения, использовать их для формирования акустического пространства с заданными параметрами;
формировать акустические пространства с заданными характеристиками;
проводить научно-исследовательскую деятельность под научным руководством, давать экспертную оценку различным звукозаписям, реставрировать фонограммы;
владеть:
способами решения задач о движении частиц в различных полях, о превращении уравнений при переходе от инерциальных систем отсчета в неинерциальных, о качественное определение подъемной силы и силы лобового сопротивления, об элементах теории размерности.
навыками организовывать свое рабочее пространство, планировать время работы, разбивать работу на задачи, формулировать цели и достигать их;
навыками самостоятельно поставить задачу создания акустического пространства, найти метод ее решения, создать акустическое пространство на основе имеющихся средств;
разными методами оценки качества фонограмм;
навыками оценки характеристик акустических пространств, навыками формирования акустических пространств;
простейшими методами научно-исследовательской работы, навыками экспертной оценки звукозаписей, методами реставрации фонограмм.
Задача курса заключаются в освоении теории и физики звука. Целью является ознакомить будущих звукорежиссеров
1) с математическим и понятийным аппаратом физики звука, описанием и объяснением физических явлений, сопровождающих звуковые колебания в музыкальных инструментах;
2) физическими основами получения звука, его характеристиками и физическими эффектами, которые сопровождают распространение звука в средах;
3) с математическими методами спектрального анализа звука,
4) с амплитудной, частотной и фазовой модуляцией, кодирования звуковой информации при обработке звука компьютерной техникой,
5) с приемниками звука и физических явлений в этих приемниках: усиления, преобразования, запись и воспроизведение звуков.
2020-03-17 | 228 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы