Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные проекты международного сотрудничества Мурманской области в экологии



2020-03-17 296 Обсуждений (0)
Основные проекты международного сотрудничества Мурманской области в экологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основные партнерами в области международного сотрудничества по вопросам экологии, в том числе и Баренцева моря являются Норвегия и Финляндия.

Основные проекты, которые были осуществляемые на территории Мурманской области в рамках международного экологического сотрудничества за последние двадцать лет [16]:

o Модернизация технологии переработки ЖРО на РТП “Атомфлот”. Проект осуществлялся в рамках комиссии Гор-Черномырдин, финансируется правительствами России, США и Норвегии.

o Переоборудование системы энергоснабжения маяков СФ, замена РИТЕГов на нетрадиционные источники энергоснабжения. Финансируется правительством Норвегии.

o Внедрение современных методов регулирования горения и подачи тепловой энергии потребителям на предприятии ТЭКОС, финансировался правительством США (Проект Агентства Международного Развития).

o Внедрение методов контроля источников выбросов в европейском стандарте, проект финансируется Министерством охраны окружающей среды Финляндии.

o “Проект устойчивого развития Мурманской области в регионе Баренцева моря”, финансируется Программой Развития Организации Объединенных Наций.

o Проект “Управление окружающей средой Мурманской области”, проект финансируется Министерством окружающей среды Норвегии.

o Автоматизированная система контроля радиационной ситуацией на территории области, проект финансируется Норвегией, Финляндией, США.

o Программа “Чистое производство”, финансируется Министерством охраны природы Норвегии

o Норвежское правительство оказало техническую помощь Кольской атомной электростанции.

o На территории области создан заповедник “Пасвик”, охватывающий Норвежскую и Российскую территории. Финансовая помощь в организации и в решении некоторых технических проблем связанных с содержанием заповедника оказана норвежской стороной.

o Начаты работы над проектом по созданию единой информационной системы данных охраны природной среды между пограничными территориями России (Мурманская область, Ленинградская область, Карелия), Финляндии с участием государственного комитета по охране окружающей среды Мурманской области.

o “Чистое производство” - Российско-Норвежский проект, один из самых крупных экологических проектов Министерства охраны природы Норвегии. В рамках проекта в Мурманской области прошло обучение около 60 инженеров промышленных предприятий. По окончании курса каждый слушатель разрабатывал проект или план мероприятий для внедрения на своем предприятии, который даст экологический и экономический эффект.

o Губерния Норрбботтен оказала гуманитарную техническую помощь и передала комитету экологический автобус класс, который используется для выполнения программы экологического образования и воспитания учителей, студентов и школьников. Автобус “экологический класс” оборудован системой автономного питания, аналитическим оборудованием и видеотехникой.

o Совместно с Министерством охраны окружающей среды Норвегии проведены семинары посвященный вопросам контроля загрязнения и управления качеством окружающей природной среды. Данное совещание определило план действий в области управления окружающей средой Кольского полуострова.

o Проект “Экогеохимического картирования в масштабе 1:1000000 в западной части Мурманского региона включая территорию Норвегии и Финляндии”, в проекте принимали участие геологические организации России, Норвегии и Финляндии.

o “Энергия-50” осуществляется Областным управлением коммунального хозяйства области совместно с организациями Финляндии.

o Кроме того, Кольский научный центр РАН взаимодействует с научными организациями 30 стран в ходе реализации ряда федеральных и международных программ в области геологии (ЕВРОПРОБА, 5 проектов Международной программы геологической корреляции, проект "Северный район"), экологии и охраны природы ("Global Change", GRID, AMAP и "Экологическая безопасность России", "Арктика"), в области повышения безопасности техносферы (программа ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, "Экологически чистая энергетика", "ЭКОГОРМЕТ комплекс будущего", "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф"), в области геофизики (STEP, EISKAT, ALIS, INTERBOL, IMAGE, мониторинг озона), в разработке концепции регионализации управления в Северном Калотте и Баренцрегионе и в сфере научно-инновационных программ.

Кроме того, в рамках международного сотрудничества Мурманской областью осуществляются проекты:

С Норвегией [16]:

1. Сотрудничество в области разработки цифровой карты природных баз и мониторинга хищных птиц в районе Инари – Пасвик.

2. Мониторинг состояния природной среды в заповеднике Пасвик, особенно водоплавующих птиц. Развитие экологической школы в заповеднике Пасвик.

3. Разработка мер в целях улучшения охраны рыбных ресурсов в р.Варьема.

4. Изучение состояния берегов р.Варьема, а также причин эрозии берегов.

5. Установление новых станций измерения радиоактивности в Мурманской области. Развитие измерительной сети радиационного мониторинга

6. Установка солнечных панелей на трех российских маяках РИТЕГах

7. Экспериментирование различных методов восстановления растительности в Ярфьюрдфеллет, вокруг п.Никеля и г.Мончегорска

8. Оказание помощи в виде оборудования и расходных материалов лабораториям контролирующих органов.

9. Улучшение управления окружающей средой Мурманской области “ЕМР-Мурманск”

10. Совместная морская экспедиция по обследованию радиоактивного загрязнения Кольского и Мотовского заливов.

11. Чувствительность наземных систем к радиоактивному загрязнению

12. Установление альтернативных источников электроэнергии, например ветровая энергия

13. Передача информации в сопредельные Государства в случае радиационной , ядерной аварии и инциденте на радиационно опасных объектах.

14. Мониторинг, модельные оценки и прогноз загрязнения атмосферы Северной Фенноскандии: трансграничные аспекты и выделение зон экологического риска.

С Финляндией [16]:

1. Создание условий для передачи предприятиям области 5 комплектов оборудования контроля источников выбросов для организации ведомственной системы контроля за источниками загрязнения атмосферы.

2 . Завершение работ по совместному норвежско-финско-российскому проекту “Экологическое картирование и мониторинг загрязнения почв масштаба 1:1 000 000 западной части Мурманской области и прилегающих районов Финляндии и Норвегии”.

3. Подготовка на технических и магнитных носителях карт состояния загрязнения почв в западной части Кольского полуострова и издание 10 экземпляров эколого-геохимических карт полученных в ходе международного проекта.

4. Комплексная оценка природного потенциала районов Куолаярви (Россия) Салла (Финляндия). Проект подан Институтом проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

5. Проект “Зеленый никель” восстановление техногенных пустошей вокруг предприятия горно-металлургического комплекса. Проект подан Институтом проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

6. Оценка накопления в объектах природных сред нефтяных углеводородов. Мурманский морской биологический институт КНЦ РАН.

С Швецией [16]:

1. Шведский проект подготовки специалистов горно-промышленного комплекса в области управления качеством окружающей среды.

2. Шведский трехгодичный проект подготовки молодых менеджеров в области управления окружающей средой.

3. Управление качеством вод реки Кола (КРЕП).

В число приоритетных проектов для финансирования через Северную Экологическую Финансовую Корпорацию (НЕФКо) по Мурманской области отобран проект “Установка турбоочистителей в газоходах отходящих газов от обжиговой конверторной машины в цехе обжига ОАО “Печенганикель”, представленный слушателями российско-норвежской программы “Чистое производство”.

В сложившихся условиях план действий в сфере международного сотрудничества для достижения устойчивого развития в Мурманской области должен включать следующие направления работы:

1. Последовательное улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций и повышения экономической активности. Эта задача связана с созданием благоприятных законодательно-нормативных, налоговых, информационных условий для частных инвесторов, прежде всего внедряющих передовые ресурсо- и энергосберегающие технологии, направленные на утилизацию сырья и отходов, а также способствующих решению других актуальных проблем региона, не нанося ущерб окружающей среде.

2. Привлечение инвестиций, направленных на использование природных ресурсов допустимо при соблюдении следующих требований: масштаб использования воспроизводимых ресурсов не должен превышать уровня их регенерации, а уменьшение невоспроизводимых ресурсов должно компенсироваться приростом воспроизводимых заменителей (например, финансовых ресурсов, путем формирования траст-фондов).

Следует продолжить активное сотрудничество с международными организациями, фондами и программами по осуществлению проектов в области охраны природы, а также способствующих накоплению знаний и духовных богатств общества (научных, образовательных, в сфере культуры, искусства, по линии общественных организаций). Завершение проектов Баренц-программы, реализуемых на территории области, является конкретной ближайшей задачей такого сотрудничества. Одновременно необходимо использовать возможности других международных организаций и программ для достижения целей устойчивого развития региона [16].

Содержание и перспективы развития основных экологических проектов в сфере международного сотрудничества в Баренцрегионе и их влияние на акваторию Баренцева моря

3.1. План действий Арктического совета по устойчивому развитию и Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе РФ

В основу российских предложений положены как международные, так и национальные документы, такие как [2, c. 87]:

- Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации в июле 2001 года), в соответствии с которой защита и сохранение морской среды указаны в числе российских национальных интересов;

- Федеральная целевая программа «Мировой океан»(утверждена Правительством Российской Федерации в 1998 году);

- Национальный план действий по защите морской среды от антропогенного загрязнения в арктическом регионе Российской Федерации - НПД-Арктика (разработан и утвержден 8 сентября 2001 г. Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации).

Федеральная целевая программа «Мировой океан» является основным программным документом федерального уровня в области морской деятельности в Российской Федерации. Программа рассчитана до 2012 года. В настоящее время выполняется третий её этап, охватывающий 2007-2012 годы. Программа содержит следующие подпрограммы [3, c. 192]:

- освоение и использование Арктики;

- минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики;

- использование биологических ресурсов Мирового океана;

- исследование природы Мирового океана;

- транспортные коммуникации России в Мировом океане;

- создание единой системы информации об обстановке в Мировом океане и другие, всего десять подпрограмм.

Государственным заказчиком программы «Мировой океан» и координатором выполнения всех подпрограмм по решению Правительства определено Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

НПД-Арктика разработан на базе утвержденных Правительством Российской Федерации заданий, предусмотренных федеральной целевой программой «Мировой океан», прежде всего, её подпрограммы «Освоение и использование Арктики». Необходимость разработки НПД-Арктика обусловлена внутренними и внешними причинами. Основные внутренние причины [3, c. 194]:

- существуют локальные зоны значительного загрязнения арктических морей России;

- российской Арктике, в отличие от других стран, многие годы проводится интенсивная хозяйственная деятельность, прогнозируется её дальнейшее расширение, в том числе на континентальном шельфе, что создает опасность увеличения загрязнения арктических морей;

- процессы самоочищения вод в Арктике крайне замедленны;

- загрязнение вод оказывает вредное воздействие на морские биологические ресурсы, которые являются основным источником питания коренных и других местных жителей арктических районов. Вследствие этого опасности подвергается здоровье людей.

К числу главных внешних (международных) причин, вызвавших необходимость принятия НПД-Арктика, можно отнести следующие:

- в результате трансграничного переноса загрязняющих веществ загрязнение арктических морей России может оказать отрицательное влияние на соседние и даже отдаленные страны и континенты. В свою очередь, загрязняющие вещества, источники которых находятся на значительном удалении от России, аккумулируются в российской Арктик;

- состояние загрязнения арктических морей и всей Арктики является предметом серьезной озабоченности Арктического совета, в рамках которого действуют несколько рабочих групп по различным аспектам состояния окружающей среды, а также приняты Региональная программа действий по защите арктической морской среды от наземных видов деятельности (РПД) и План действий по устранению загрязнения Арктики (АКАП). Российский НПД-Арктика является нашим национальным вкладом в реализацию РПД и АКАП. Через эти региональные программы Россия также внесет свой вклад в Глобальную программу действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности (ГПД).

Цель НПД-Арктика состоит в разработке и реализации эффективных мер по защите населения и биосферы от антропогенного загрязнения в морской, шельфовой и береговой зонах Арктики и на сопредельных территориях. Для достижения этой цели предусматривается осуществить меры по следующим пяти направлениям деятельности [3, c. 198]:

- развитие системы мониторинга и оценки состояния загрязнения российской Арктики;

- совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов;

- разработка и реализация инвестиционных проектов;

- организационно-технические мероприятия (подготовка кадров, охрана здоровья, развитие сети особо охраняемых природных территорий);

- развитие международного сотрудничества.

Разработка российского НПД-Арктика осуществлялась в тесном взаимодействии и при поддержке Арктического совета, особенно Рабочей группы ПАМЕ. На министерской сессии Арктического совета в Инари (Финляндия) в октябре 2002 года министры восьми арктических приветствовали принятие НПД-Арктика и призвали к оказанию ему двусторонней и многосторонней финансовой поддержки. На межправительственной конференции с участием более 100 государств, проходившей в ноябре 2001 года в Монреале, НПД-Арктика был приведен в качестве примера успешного подхода к реализации ГПД в конкретном арктическом регионе.

Международное признание российского НПД-Арктика и его роли в предотвращении и устранении загрязнения окружающей среды циркумполярного региона и в глобальных масштабах послужили основанием для подачи заявки Российской Федерации в Глобальный экологический фонд (ГЭФ) на поддержку НПД-Арктика. В декабре 2001 года Совет ГЭФ одобрил эту заявку. Согласно правилам ГЭФ, реализация одобренной заявки осуществляется на основе Проектного документа. Соответствующий Проектный документ был разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Консультативным комитетом по защите морей и ЮНЕП и подписан 20 августа 2003 года нашим Министерством и Отделением ООН в Найроби.

Общая стоимость Проекта ГЭФ по поддержке НПД-Арктика составляет около 30 млн. долл. в течение пяти лет его реализации. Третью часть этой суммы предоставляет ГЭФ, ещё одну треть обеспечит Российская Федерация (в денежной и неденежной форме) и оставшуюся треть – двусторонние доноры. На данный момент подтвердили согласие на софинансирование Проекта ГЭФ США, Канада, Исландия, Италия, МОК ЮНЕСКО, Секретариат ГПД, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (спонсируемая Данией). Сообщили о своей заинтересованности в Проекте ГЭФ и готовности поддержать его Европейская комиссия, Европейский банк реконструкции и развития, Финансовая корпорация НЕФКО и Экологическое партнерство Северного измерения, переговоры с которыми продолжаются.

Проектом ГЭФ предусмотрено выполнение работ по следующим главным направлениям [3, c. 202]:

1. Разработка Стратегической программы действий (СПД).

В течение 18 месяцев будет разработана, согласована и утверждена СПД, содержащая конкретные целенаправленные меры и их расчетную стоимость по приоритетным проблемам борьбы с загрязнением российской Арктики, возникающим за счет источников, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Прединвестиционные исследования.

Цель этих исследований состоит в определении оптимального пакета инвестиционных проектов, направленных на устранение загрязнения российской Арктики. Предыдущими исследованиями было выявлено значительное количество так называемых «горячих точек». Проект ГЭФ позволит выбрать из них 8-10 горячих точек, где вложение средств даст максимальный экологический, экономический и политический эффект. Срок выполнения прединвестиционных исследований – с 4 по 33 месяц по календарному плану.

3. Совершенствование системы охраны окружающей среды

Выполняется после утверждения СПД и является начальным этапом ее реализации. Включает три самостоятельные компонента:

3.1. разработку законопроектов и проектов нормативных документов в области охраны окружающей среды в Арктике;

3.2. разработку согласованных предложений по уточнению ответственности и функций органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды в Арктике;

3.3. оценку потребности в технических ресурсах, кадрах, информационном и организационном обеспечении для осуществления СПД.

4. Три демонстрационных проекта

Общая цель проектов – демонстрация возможностей распространения имеющегося опыта в решении природоохранных проблем на другие районы Российской Федерации, арктические и неарктические государства.

4.1. Проект «Экологический ко-менеджмент ресурсодобывающих компаний и коренных малочисленных народов Севера».

Цель проекта – демонстрация возможностей достижения баланса интересов органов исполнительной власти, ресурсодобывающих компаний и коренных малочисленных народов в управлении охраной окружающей среды.

4.2. Проект «Очистка морских вод от загрязнения с использованием бурых водорослей».

Цель проекта – демонстрация возможностей использования искусственных плантаций бурых водорослей для очистки от загрязнения прибрежных районов и районов освоения морских нефтегазовых месторождений.

4.3. Проект «Восстановление окружающей среды в районах двух расформированных военных баз».

Цель проекта – отработка эффективной по затратам методологии экологической реабилитации территорий расформированных военных баз, передаваемых для гражданского использования [3, c. 204].

Реализация Проекта ГЭФ создаст хорошие предпосылки для крупномасштабных инвестиций, направленных на улучшение состояния окружающей среды в российской Арктике. Через 15 месяцев после начала реализации Проекта ГЭФ намечено провести первый круглый стол в Вашингтоне с участием североамериканских частных компаний и международных финансовых организаций с целью определения их заинтересованности в выполнении природоохранных инвестиционных проектов в российской Арктике. Проектные предложения для круглого стола будут представлены российской стороной с учетом результатов прединвестиционных исследований по Проекту ГЭФ. Обсуждается также возможность проведения аналогичного второго круглого стола в одной из североевропейских стран.

НПД-Арктика и комплекс связанных с ним мероприятий (Проект ГЭФ, Партнерская конференция, круглые столы) получили самую высокую политическую поддержку в Российской Федерации на уровне заинтересованных министерств и ведомств, администраций всех арктических регионов нашей страны и включены в план приоритетных мероприятий по реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике.

В своем развитии ПДУР должен вобрать в себя новые конкретные предложения по экономическому сотрудничеству в Арктике в области устойчивого использования природных ресурсов и улучшения инфраструктуры, включая морской и воздушный транспорт, информационные технологии и средства связи.

Наиболее перспективными представляются следующие направления развития экономического сотрудничества [3, c. 206]:

- устойчивое и экологически безопасное освоение природных ресурсов Арктики (минеральных и биологических);

- развитие производственной, транспортной, социальной и научной инфраструктуры в Арктике;

- использование Северного морского пути для международной транспортировки грузов;

- создание условий развития традиционного природопользования и сохранения среды обитания коренных малочисленных народов, проживающих в Арктике.

С точки зрения общих интересов России и других арктических стран перспективными являются следующие направления сотрудничества:

1. Транзитные перевозки грузов по Северному морскому пути между портами стран Европы и Тихоокеанского бассейна. Перспективность таких перевозок исследована по международной программе ИНСРОП и подтверждена на международной конференции пользователей Северного морского пути, состоявшейся в 1999 г. в Осло. Актуальность использования Северного морского пути возрастает в связи с нестабильностью на Ближнем Востоке. Кроме того, многие ученые утверждают о глобальном потеплении, которое уменьшит сложности ледового плавания в Арктике. Концепцию Северного морского коридора разработана Норвегией. Она предусматривает развитие транспортных связей между регионами Северного и Баренцева морей. Российская и норвежская концепции взаимно дополняют друг друга. Поэтому в Арктический совет может быть внесена совместная инициатива по данному вопросу.

2. Разработка морских углеводородных ресурсов в районе разграничения морских пространств между Россией и Норвегией. Этот район арктического шельфа является очень перспективным на наличие таких ресурсов. Политическое решение вопроса о разграничении шельфа между двумя странами ищется путем переговоров в течение многих лет, но пока не найдено. Примером такого решения могут служить меры по регулированию рыболовства в смежном участке Баренцева моря, принятые нашими странами много лет назад [3, c. 208].

 



2020-03-17 296 Обсуждений (0)
Основные проекты международного сотрудничества Мурманской области в экологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные проекты международного сотрудничества Мурманской области в экологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)