Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проблема акцентуации характера подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе



2020-03-17 542 Обсуждений (0)
Проблема акцентуации характера подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Актуальность исследования. Исследование акцентуаций характера является сложнейшей социально-психологической проблемой. Подростковый возраст - самый ответственный период становления личности, когда складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному совершенствованию - самопознанию, самовыражению, самоутверждению. Многие подростки имеют аномальные проявления характера, что, безусловно, сказывается на их поведении в обществе, взаимодействие с окружающими, успеваемости в учебной деятельности и др. Ответственность признается социально ценным личностным качеством, которое обязательно надо развивать, формировать, воспитывать. Качеством, необходимым каждому не только для личностного роста, но и для элементарного выживания. Ответственность как одна из важнейших характеристик личности является предметом изучения многих социальных наук: философии, юриспруденции, педагогики, психологии, социологии. Исследователи, которые занимались изучением ответственности: К. Муздыбаев, В. Розанова, В. Дружинин, С.Л.Рубинштейн, Е.Д. Дорофеев, К. Абульханова-Славская, Б.С. Братуся, Л.И. Дементий, Д.А. Леонтьева, Н.М. Новосельцев, В.И. Шапошников, В.А. Панасенко и многие другие. Ускорение темпа жизни, увеличение информационных перегрузок часто приводят к обострению нервно-психических расстройств и граничащих с ними состояний, к которым относят, в частности, акцентуации характера. Акцентуация характера как индивидуально-типологическая особенность личности освещалась в работах Б.В. Белова, П.Б. Ганнушкина, О.В. Кербикова, Э. Кречмера, К.Леонгарда, А.Е. Личко, Р.С. Немова, А.А. Реана, А.Г. Шмелева и др. Распознавание типа акцентуации, точная диагностика «места наименьшего сопротивления» позволяют установить специфические особенности проявления ответственности акцентуированной личности и гармонизировать развитие рассматриваемого личностного свойства, что приведет к возможной активной адаптации человека в современных социокультурных условиях. Несмотря на значительное расширение исследований, посвященных этой проблеме, потребности теории и практики заставляют снова и снова исследовать данную проблему.

Цель нашей работы - изучение влияния акцентуаций характера на проявление ответственности в подростковый период.

Объектом нашей курсовой работы являются характерологические особенности подростков.

В качестве предмета выступают особенности проявления ответственности подростков с акцентуациями характера.

В процессе выполнения работы перед нами стоят следующие задачи:

) Рассмотреть понятие «акцентуация» и характерные особенности видов акцентуации характера.

) Изучить степень разработанности проблемы ответственности у подростков в научно-педагогической литературе;

) Подобрать психодиагностические методики и провести исследование по указанной проблеме в МОШИ «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования».

) Проанализировать полученные по выборке результаты о влиянии типов акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что акцентуации характера, относящиеся к индивидуально-типологическим особенностям, определяют специфику проявления ответственности как системного свойства личности.

В нашей работе использованы следующие методы:

анализ научной психологической и педагогической литературы, касающейся акцентуации характера и ответственности личности в подростковом возрасте;

опросник Шмишека по определению типа акцентуации характера;

методика, направленная на выявление уровня ответственности.

Методологической и теоретической основой исследования явились положения зарубежной и отечественной психологии, сформулированные в трудах К. Леонгарда, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна, П. Б Ганнушкина, Л.С. Выготского.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью научно-методических положений исходных позиций, применением апробированных и адекватных методов исследования, отвечающих целям и задачам исследования.

Практическая значимость. Данные рекомендации могут быть использованы педагогами, воспитателями, занимающимися проблемными детьми.

База исследования - Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Ямальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Яр-Сале Ямальский район Ямало-Ненецкий автономный округ

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования проблемы акцентуаций характера у подростков и проблемы ответственности в психолого-педагогической литературе

Проблема акцентуации характера подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

 

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904-1988). К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926-1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [14].

Анализ работ К. Леонгарда [11], [12] полагает, что при акцентуациях характера психологические проблемы возникают только при воздействии на «слабое место». При каждом варианте «слабое место» различно. Если психическая травма воздействует не на «слабое место», если эта ситуация не предъявляет специфических требований для акцентуированной личности, то возникает нормальная психологическая реакция. Современные исследователи акцентуированных личностей,[15,16,17] представляют нам личность каждого человека, как человека наделенного только ему присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Различные комбинации чрезмерно усиленных черт дают различные типы акцентуаций и представляют собой крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях и социальной дезадаптации.

Ганнушкин П.Б.[5] считает, что в случаях акцентуаций может не быть признаков психопатий (критерии психопатии) и никогда не бывает всех трех признаков сразу. Отсутствие первого признака - «стабильности проявлений» - проявляется в том, что акцентуированный характер не проходит неизменно через всю жизнь: обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с возрастом сглаживается. Второй признак - «тотальность проявлений» - тоже необязателен: акцентуированные черты проявляются только в особых условиях. Наконец, «социальная дезадаптация» либо не наступает вовсе, либо непродолжительна, при этом поводом для временных разладов с собой и окружением выступают не любые трудные условия, а такие что создают нагрузку на слабое звено характера, поскольку акцентуации характера граничат с соответственными видами психопатических расстройств, их типология основана на детально разработанной в психиатрии классификации психопатий, хотя отражает и свойства характера психически здорового человека. [5]. Другие авторы [8] считают, что в зависимости от степени выраженности различаются явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, могущие переходить друг в друга под влиянием различных факторов; среди последних важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и физического здоровья.

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности - ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями.

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций.

Застревающий тип отличается длительностью переживаний какого-либо чувства, настойчивостью, упрямством, трудностями при переключении с одной проблемы на другую. При этом застревающий тип обладает высоким самомнением, повышенной чувствительностью к несправедливости, недоверчивостью.

Демонстративный тип отличается эгоцентричностью, жаждой признания, оригинальностью, стремлением произвести эффект. Для него характерна тенденция к вытеснению неприятных событий, богатая фантазия, лживость, притворство, авантюризм, проявление артистических способностей.

Педантичный тип отличается преувеличенной аккуратностью, плохой переключаемостью с одной проблемы на другую, он всегда жестко следует плану, при его нарушении испытывает раздражение.

Возбудимый тип отличается агрессивностью, упрямством, раздражительностью, властностью, требовательностью, неуживчивостью, неудержимостью. Для данного типа характерна повышенная конфликтность, грубость.

Гипертимный тип отличается активностью, энергичностью, оптимизмом, беззаботностью, многосторонними способностями. При этом для таких людей характерна тенденция «разбрасываться», не доводить начатое дело до конца, склонность к риску и новизне. Гипертимы плохо переносят дисциплину, критику в свой адрес, бурно переживают неудачи. Их тяготит одиночество, они стремятся к лидерству.

Дистимный тип отличается серьезностью, частой подавленностью настроения, предчувствием неприятностей. Люди этого типа часто проявляют медлительность, слабость волевого усилия, для них характерна заниженная самооценка.

Циклотимный тип отличается чередованием приподнятого и депрессивного настроения. В период подъема люди этого типа ведут себя как гипертимы, в период спада - как дистимы.

Экзальтированный тип отличается склонностью приходить в состояние восторженного возбуждения по незначительному поводу и впадать в отчаяние в результате разочарований. Для людей этого типа характерны страстность, полярность чувств (любовь и ненависть, восторг и отчаяние), самая сильная любовь возникает в тех случаях, когда любящий не встречает взаимности.

Эмотивный тип отличается тонкостью эмоциональных реакций, проницательностью, гуманностью, отзывчивостью. Как правило, представители этого типа не претендуют на лидерство.

Тревожный тип отличается ощущением беспокойства, внутренней напряженности, склонен ожидать неприятности. Для людей данного типа характерны постоянные сомнения в правильности своих поступков и мыслей, а также обостренное чувство собственной неполноценности (чаще всего необъективное, не соответствующее истинным качествам личности).

Экстравертированный тип отличается высокой контактностью, широким кругом друзей и знакомых. Такие люди словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации. Они легко поддаются влиянию, в общении предпочитают уступать роль лидера другим. Для экстравертов также характерна необдуманность поступков, легкомыслие, страсть к развлечениям, склонность к распространению сплетен и слухов.

Интровертированный тип. Люди этого типа характеризуются низкой контактностью, замкнутостью, оторванностью от реальности, склонностью к философствованию. Любят одиночество, редко вступают в конфликты и то, только при попытке других бесцеремонно вмешаться в их личную жизнь. Их отличает сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность, а также упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей.

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые - особенностями характера. Характер влияет на направленность интересов человека и форму его реакций. Темперамент - на темп и глубину эмоциональных реакций. О характере он чаще упоминает при описании демонстративных, педантичных, застревающих и возбудимых личностей. О темпераменте - при описании личностей гипертимных, дистимных, циклотимных, экзальтированных, тревожных и эмотивных. Что касается интроверсии и экстраверсии, то эти черты характеризуют личность в целом и накладывают специфический отпечаток на проявления всех остальных черт [11,12,13].

Выделение черт темперамента и характера в структуре личности имеет значение с точки зрения факторов, влияющих на формирование акцентуаций. В случае темперамента преобладают врожденные, генетически обусловленные факторы, в случае характера - факторы социального окружения, которые можно принять во внимание и хотя бы частично откорректировать в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [14,15,16].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).

 

Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности по К. Леонгард Тип акцентуаций характера по А.Е. Личко
застревающий  
демонстративный истероидный
педантичный психастенический
возбудимый эпилептоидный
гипертимный гипертимный
дистимный  
Аффективно-лабильный циклоидный
Аффективно-экзальтированный лабильный
эмотивный лабильный
Тревожный (боязливый) сенситивный
экстравертированный гипертимно-конформный
интровертированный шизоидный
  неустойчивый
  конформный
  астено-невротический

 

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа, объединяющего две акцентуации темперамента - экзальтированность и эмотивность [16].

Неустойчивый тип. У подростков данного типа отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе и профессиональные, интересы. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют неустойчивым подросткам занять место лидера, поэтому обычно они становятся орудием таких групп (например, могут участвовать в угоне автомашин и мотоциклов с целью просто покататься). Слабоволие является одной из основных черт неустойчивых подростков. Обстановка сурового и жестко регламентированного режима сдерживает их. Безнадзорность и попустительство открывают им простор для праздности и безделья.

Конформный тип. Отличается склонностью легко поддаваться влиянию своего привычного, непосредственного окружения. Конформные подростки подчиняются любым авторитетам, большинству в группе. У них, как правило, отсутствует инициатива и стремление к лидерству, увлечения определяются средой и модой времени, а необходимость осваиваться в новой обстановке вызывает сильный стресс.

Астено-невротический тип. Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью (особенно в учебе), склонностью к ипохондрии (мнительности, которая выражается в навязчивой идее болезни). В мыслях о будущем у представителей этого типа центральное место занимает забота о собственном здоровье. Такие подростки тянутся к своим сверстникам, скучают без компании, однако быстро устают от группового взаимодействия, после чего ищут одиночества или общения только с близким другом.

Лабильный тип. Представители этого типа непредсказуемы в поведении и крайне изменчивы в настроении. Мало мотивированная смена настроений иногда создает впечатление о легкомыслии лабильных. Но это не так. Представители лабильного типа способны на глубину чувства, на большую и искреннюю привязанность. А какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент может поднять у них настроение, отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе.

Согласно А.Е. Личко, акцентуированные характеры детей и подростков могут изменяться радикально. Они либо компенсируются в благоприятных условиях развития их личности, переходят в латентную стадию - либо, в неблагоприятно складывающихся условиях, на их основе формируется психопатия. В возрастной динамике тип акцентуации может также трансформироваться в смешанную форму промежуточного типа (в силу эндогенных причин биологического развития) или в амальгамную форму наслоения акцентуированных черт другого типа в процессе социальной дезадаптации в тот или иной сенситивный (для формирования определенных черт) период развития.

Подростковый период развития отличается пересмотром отношений личности, ломкой характера, сформированного в детском возрасте, протестными асоциальными формами поведения. Критерием акцентуации подросткового характера А.Е. Личко считает наличие «слабого места», психической травмы, обусловливающей тип поведенческой реакции. Каждый из типов характера, имеет свое специфическое «место наименьшего сопротивления», т.е. такие особенности в характере подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным к определенным ситуациям или условиям. Эти специфические черты проявляются лишь в определенных ситуациях для различных характеров, отличающихся друг от друга.

 

Таблица 2

Сильные и слабые черты характера, «место наименьшего сопротивления»

Тип акцентуаций Сильные стороны характера Слабые стороны характера «Место наименьшего сопротивления»
Гипертимный Активность, выносливость, общительность, находчивость в стрессовых ситуациях. Тенденция разбрасываться и не доводить начатое дело до конца, легкомыслие. Ситуации, в которых подросток лишен возможности широких контактов со сверстниками. Одиночество, монотонная работа, жесткий контроль.
Демонстративный Артистизм, интуиция, способность заражать окружающих силой собственных чувств. Фантазирование, притворство, лживость, тщеславие, «бегство в болезнь». Ситуации, в которых на подростка не обращают внимания или низвергают с «пьедестала»
Психастенический Заботливость, способность брать на себя ответственность, способность концентрироваться на деталях. Мнительность, нерешительность, сомнения, тенденция к образованию ритуальных действий. Ситуация, требующая принятия решения, оперативных действий.
Застревающий Упорство в достижении целей, выносливость, стрессоустойчивость. Повышенная подозрительность, болезненная обидчивость, высокая конфликтность. Ситуации, в которых на авторитет подростка покушается более сильный лидер.
Лабильный Мягкость, способность к переживанию, развитое чувство благодарности. Резкая смена настроения в зависимости от ситуации. Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию подростка, отсутствие теплых эмоциональных отношений.
Сенситивный «Тонкокожесть», острое нравственное зрение, ориентация на истинные чувства людей. Повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности. Обвинения подростка в предательстве, стукачестве, вранье. Публичные указания на его недостатки.
Шизоидный «Холодный ум», глубокое знание того, чем интересуется, способность долго работать в одиночестве. Отгороженность, замкнутость, трудности в установлении эмоциональных контактов. Ситуации, в которых подросток вынужден устанавливать контакты со многими людьми и оперативно принимать решения.
Конформный Преданность к группе, консерватизм, стремление к устойчивости и стабильности. Чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. Ситуации смены стереотипов. Любая ситуация, отношение к которой не регламентировано группой.
Неустойчивый Умение легко устанавливать контакты, получать от жизни яркие впечатления ежедневно, не переутомляться. Склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний. Ситуация бесконтрольности: отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.

Как видно из таблицы 2,в предложенной классификации типов акцентуаций характера по А.Е. Личко, анализ вычленения сильных и слабых сторон той или иной акцентуации характера, позволяет нам более адекватно воспринимать мотивы поведенческих паттернов подростков и их сферу влияний во взаимодействии с педагогами, с родителями, со сверстниками в группе.

 




2020-03-17 542 Обсуждений (0)
Проблема акцентуации характера подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проблема акцентуации характера подростков в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (542)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)