Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте



2020-03-17 344 Обсуждений (0)
Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




На основании индивидуальных ответов испытуемых по опроснику К. Леонгарда-Шмишека был создан средний профиль, который и характеризует акцентуации характера в данной выборке. Результаты, полученные в ходе проведения исследования, занесены в таблицу (см. Приложение 2). По результатам исследования нами было произведено распределение учащихся по типам акцентуаций. Его результаты занесены в таблицу 3.

 

Таблица 3

Распределение учащихся по типам акцентуаций (по К. Леонгарду)

Типы акцентуаций Число учащихся (чел.) Число учащихся,%

пол

        мал, % дев, %
1 Гипертимная 21 70 33,3 36,6
2 возбудимая 12 40 25 15
3 эмотивная 11 36,6 23,3 13,3
4 педантичная 10 33,3 23,3 10
5 тревожная 5 16,6 6,6 10
6 циклотимная 22 73,3 43,3 30
7 демонстративная 15 50 30 20
8 неуравновешенная 11 36,6 23,3 13,3
9 дистимичная 7 23,3 10 13,3
10 экзальтированная 17 56,6 30 26,6

 


 

Для более полного представления сложившейся картины построим график распределения учащихся по типам акцентуаций характера (рис.2).

 

Рис. 1. График распределения учащихся по типам акцентуаций характера

 

Как видно из графика (рис.1), в данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера (22 учащихся), что составляет 73,3% из них 43,3 % мальчиков и 30 % девочек.

На втором месте - гипертимная акцентуация (21 учащийся), что составляет 70% из них 33,3 % мальчиков и 36,6 % девочек

Экзальтированными являются 17 человек из выборки, или 56,6% испытуемых из них 30 % мальчиков и 26,6 % девочек

Демонстративные - 15 человек, что составляет 50% из них 30 % мальчиков и 20% девочек.

Возбудимая акцентуация встречается у 12 испытуемых, или 40% из них 25 % мальчиков и 15% девочек.

Следующими располагается эмотивная и неуравновешенная акцентуации характера.

Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 11 испытуемых, или 36,6% из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Эмотивная акцентуация встречается у 11 испытуемых, что составляет 36,6 % из них 23,3 % мальчиков и 13,3 % девочек.

Педантичная акцентуация встречается у 10 учащихся, или 33,3 % из них 23,3 % мальчиков и 10 % девочек.

Дистимичными являются 7 человек или 23,3% опрошенных из них 10% мальчиков и 13,3 % девочек.

На последнем месте расположилась тревожная акцентуация характера. Она присуща всего 5 учащимся из выборки (16,6% испытуемых из них 6,6 % мальчиков и 10 % девочек).

 

Диагностика ответственности у подростков с акцентуациями характера

Проведенное исследование среди выявленных подростков с акцентуациями характера по методике диагностики ответственности (ОПДЛСО) представило нам следующие результаты:

 

Таблица 4

Преобладающий тип ответственности

УРОВЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ ПРИЗНАКА

  Ц Г Экз Дем В Эм Неур П Дист Т
принципиальность С В С С С С С С С С
самоутверждение С С С В С С В С С В
нормативность В С В С С С С В С С
этичность С В С С С В С С С С
самопожертвование С С С С С С С С Н Н

 

Как видно из таблицы 4, у преобладающего числа испытуемых наблюдается средний уровень выраженности по всем признакам. Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.


Выводы по II главе

 

В данной выборке преобладает циклотимная акцентуация характера 73,3%. На втором месте - гипертимная акцентуация - 70%. Экзальтированными являются 56,6% испытуемых. Демонстративная акцентуации характера - 50%. Возбудимая акцентуация встречается у 50%. Неуравновешенная акцентуация наблюдается у 36,6%. Эмотивная акцентуация встречается также у 36,6 %. Педантичная акцентуация встречается у 33,3 %. Дистимичными - 23,3%. Тревожная акцентуация характера присуща всего 16,6% испытуемых. Интересным представляется тот факт, что некоторые респонденты имеют несколько ярко выраженных типов акцентуаций характера.

Высокая выраженность нормативного типа у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам.

Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными.

Высокая выраженность самоутверждающегося типа у демонстративных, неуравновешенных и тревожных свидетельствует о стремлении уйти от конфронтации с окружением, избегать избыточной ответственности и принятия сложных решений.

Таким образом, мы установили, что наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. А вот менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.


Заключение

 

Необходимость выявления акцентуаций характера в подростковом возрасте тем сильнее, что это время считается наиболее сложным, критическим в развитии человека. В данной работе мы попытались выявить влияние акцентуаций характера на проявление ответственности у подростков. Ответственность человека представляет собой одну из наиболее сложных проблем в психологии, которая все еще не разрешена, несмотря на многочисленные исследования, посвященные этой теме. В ходе исследования по изучению проявления ответственности у мальчиков и девочек подросткового возраста с разными типами акцентуаций характера нами были получены следующие результаты: среди всех респондентов низкий уровень выраженности ответственности имеют 2 человека (6%), имеющие дистимный тип акцентуации. Высокий уровень выраженности нормативности у циклотимных, экзальтированных и педантичных свидетельствует о развитом чувстве долга, стремлении соответствовать принятым нормам и правилам. Для гипертимных, демонстративных и эмотивных, обладающих высоким уровнем выраженности этичности мотивом подобной ответственности выступает стремление следовать общечеловеческим нормам. Они делают все качественно, если это значимо для них, внешние же подкрепления деятельности являются менее важными. Подавляющее большинство испытуемых в ходе исследования выявили средний уровень выраженности по всем признакам.

Наиболее ярко выраженными акцентуациями характера в подростковом возрасте являются циклотимный, гипертимный и экзальтированный. Менее преобладающими акцентуациями характера являются дистимный, педантичный и тревожный типы акцентуаций характера.

Таким образом, цель нашей курсовой работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А.А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2006. -161 с.

.   Абульханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М, 2007. С.110-134.

.   Абульханова-Славская К.А., Брушлинский A.B. Философско-психологическая концепция C.JL Рубинштейна. М., 2006. С. 97-99.

.   Батаршев, А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. Практическое руководство / А.В. Батаршев. - М.: Психотерапия, 2006.- 288 с.

.   Ганнушкин П. Б. "Избранные труды по психиатрии". Ростов-на-Дону:"Феникс". 2008.- 308 с.

.   Дементий Л.И. Типология ответственности личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М., 2005.С. 204-213.

.   Дорофеев Е.Д. «Внутригрупповая ответственность при разных формах собственности». Психология личности и группы в изменяющемся обществе. М., 2007.- 126 с.

.   Дружинин В.Н., «Психологические типы семьи в европейской культуре; Москва, 2005. - 342 с.

.   Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 464 с.

.   Константинов В.В. «Экспериментальная психология»,- Питер, 2006. -272с.

.   Леонгард К. "Акцентуированные личности". Р-н-Д:"Феникс". 2000. - 544с

.   Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. В. Лещинской. - М.: Эксмо, 2006.- 347 с.

.   Леонтьев Д.А. «Психология смысла, природа, строение и динамика смысловой реальности»; МОСКВА, 2003. - 542 с.

.   Личко, А.Е. Клиническая и психологическая диагностика типов психопатий и акцентуаций характера / Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М.: Ап-рель-Пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2009. С. 111-241.

.   Личко А. Е. "Подростковая психиатрия: (Руководство для врачей)". М.: Медицина. 2005.- 467 с.

.   Личко А.Е. Психопатии и акцентуации личности у подростков -М.: Лига-Пресс, 2006.- 689 с.

.   Маклаков А.Г. «Общая психология». СПб.: Питер, 2008. - 234 с.

.   Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 2006.- 576 с.

.   . Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие / С.К. Нартова-Бочавер. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2006. - 280 с.

.   Новосельцев, В. И. "Школа самовыражения, или Система формирования у детей и подростков ответственности в межличностных отношениях». В. И. Новосельцев Белгород: Везелица, 2007. - 287 с.

.   Ореховский О.И. «Ответственность и ее социальная природа». - Томск, 2006. - 143 с.

.   Панасенко М.В. «Педагогические условия воспитания ответственности у старших подростков в процессе изучения гуманитарных дисциплин»: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.06 / М.В. Панасенко Челябинск, 2008

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. - 498 с.

.   Сахарова В.Г. «Психологический фактор ответственности и методика определения локуса контроля личности». Методические указания. - Владивосток, ДВГМА, 2008.

.   Скрыбченко // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2011

.   Cловарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

.   Слотина Т.В. «Психология личности»: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

.   Тен Н.М. «Формирование ответственного отношения подростков к общественно полезной деятельности»: Учеб. пособ./ Н.М. Тен, Хабаровск : Хабаровск. ГПИ, 2006. - 234 с.

.   Хелькман, К. Развитие ответственности в онтогенезе Текст. / К. Хелькман // Проблемы психологии личности: Советско-финский симпозиум.- М., 2007. С. 148-154.

.   Шапошников В.А. Формирование ответственности в системе отношений подростков: тренинговые технологии -Новосибирск: НГПУ, 2005.- 246 с.

 


 

Приложение 1



2020-03-17 344 Обсуждений (0)
Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика акцентуаций характера у юношей и девушек в подростковом возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)